ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-232/2008-03АП-2235/2008-Ф02-6073/2008 от 04.12.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А74-232/2008-03АП-2235/2008-Ф02-6073/2008

04 декабря 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,

судей: Орлова А.В., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества «Черногорскпесок» - ФИО1 (доверенность от 04.02.2008 № 01),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Черногорскпесок» на постановление от 28 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-232/2008-03АП-2235/2008 (суд первой инстанции: Тутаркова И.В., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Борисов Г.Н., Бычкова О.И.),

установил:

Закрытое акционерное общество «Черногорскпесок» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1, 1.1, 3 предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Хакасия (далее – Ростехнадзор) от 27.06.2007 № 18/073э/07.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 мая 2008 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2008 года решение суда в обжалуемой Ростехнадзором части отменено; принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными пунктов 1, 1.1 оспариваемого предписания.

Обжалуя постановление апелляционной инстанции, ЗАО «Черногорскпесок» указывает на отсутствие правовых оснований для проведения Ростехнадзором какой-либо проверки на его предприятии в связи с тем, что положения Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» на него не распространяются, а также указывает на отсутствие у него обязанности согласовывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, так как деятельность предприятия не связана с образованием отходов, объектов размещения отходов на предприятии нет.

При указанных обстоятельствах ЗАО «Черногорскпесок» просит об отмене обжалуемого судебного акта и оставлении в силе решения суда.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Ростехнадзор своих представителей на судебное заседание не направил, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения Управлением Ростехнадзора плановой проверки соблюдения ЗАО «Черногорскпесок» требований природоохранного законодательства установлено его нарушение, выразившееся в том числе в отсутствии на карьере Черногорского месторождения строительного песка, расположенного в северо-западной части муниципального образования г. Черногорск, принадлежащего заявителю, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отсутствии лимитов на размещение отходов, в несанкционированном размещении в карьере на незащищённом грунте 6 закрытых металлических бочек с отработанными маслами (отходы 3 класса опасности), лома чёрных металлов около 1 тонны (отходы 4 класса опасности), в складировании отработанных шин в металлический вагончик - отходы 4 класса опасности, а также установлено, что при хранении, сливе и заборе отработанных масел наблюдаются локальные участки проливов нефтепродуктов на незащищённом грунте. Данные факты отражены в акте плановой проверки № 18/073э/07 от 20.06.2007.

На основании проведённой проверки Ростехнадзором выдано предписание № 18/073э/07 от 27.06.2007 об устранении нарушений требований природоохранного законодательства путём осуществления мероприятий в том числе по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 01.01.2008 (пункт 1), по получению лимитов на размещение отходов в срок до 01.01.2008 (пункт 1.1), и получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в срок до 01.01.2008 (пункт 3).

Считая предписание в части указанных пунктов незаконным, ЗАО «Черногорскпесок» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции, сделав вывод о правомерности проведения Ростехнадзором проверки ЗАО «Черногорскпесок» в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», вместе с тем удовлетворил заявленные требования в связи с неуказанием в акте проверки характера выявленных нарушений и непредставлением доказательств, подтверждающих наличие и использование отработанных нефтепродуктов, а также сделал вывод об отсутствии правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с недоказанностью в действиях общества состава административного правонарушения, так как протокол об административном правонарушении составлен административным органом в отношении директора общества – ФИО2, а не юридического лица.

Отменяя решение суда в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции сделал выводы о законности действий государственного инспектора Ростехнадзора по проверке соблюдения природоохранного законодательства и вынесению предписания по их устранению, а также сделал вывод о несостоятельности доводов заявителя о том, что в процессе деятельности его предприятия не образуются производственные отходы, и, установив осуществление такой деятельности с нарушением установленных требований, подтвердил законность вынесения административным органом оспариваемого предписания.

Проверив в порядке, предусмотренном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии постановления судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

Пунктом 2 статьи 65 названного Закона установлено, что перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 777, федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Приложением № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлен перечень опасных производственных объектов, к которым относятся в том числе объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Имеющееся в материалах дела свидетельство о регистрации № А38-02155 от 11.02.2004, выданное Управлением Енисейского округа Госгортехнадзора России, подтверждает, что опасные производственные объекты – карьер песчаный, эксплуатируемые ЗАО «Черногорскпесок», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.

В соответствии со статьёй 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности, проверять соблюдение требований и норм и правил в области охраны окружающей среды, выдавать требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Положением об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Хакасия, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.11.2004 № 244, установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и осуществляет государственный надзор и контроль в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления).

Исходя из анализа указанных норм судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о проведении Ростехнадзором проверки соблюдения требований природоохранного законодательством в отношении ЗАО «Черногорскпесок», осуществляющего деятельность на опасном производственном объекте, и вынесению предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны понятия:

- отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- размещение отходов - это хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что в процессе производственной деятельности ЗАО «Черногорскпесок» на объекте - карьере Черногорского месторождения строительного песка, осуществляемой круглогодично с пятидневной рабочей неделей, используются бульдозер Т -170 и экскаваторы ЭО-4225, ЭО-6123, образуются отходы (1-4 классов опасности), в числе которых аккумуляторы свинцовые отработанные, масла отработанные (моторные, трансформаторные, трансмиссионные), мусор бытовой, обтирочный материал, песок, загрязненный бензином, лом черных металлов. Следовательно, предприятие, в результате производственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, осуществляет деятельность по обращению с отходами, выражающуюся в их сборе, размещении, хранении с целью последующей передачи специализированным организациям.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1).

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3).

Как видно из материалов дела, производственная деятельность ЗАО «Черногорскпесок» осуществлялась в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При таких обстоятельствах установленная пунктами 1, 1.1 предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Хакасия от 27.06.2007 № 18/073э/07 обязанность разработать проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, а также получить в Ростехнадзоре лимиты на их размещение соответствует природоохранному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, в связи с чем в силу пункта 1 части 1статьи 287 Кодекса оспариваемый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление от 28 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-232/2008-03АП-2235/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Т.А. Гуменюк

А.В. Орлов

Л.Ю. Пущина