ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 сентября 2022 года
Дело №
А74-286/2022
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «04» апреля 2022 года по делу № А74-286/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (ИНН <***>,
ОГРН <***>, далее – общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – административный орган, Госкомтарифэнерго Хакасии, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2021 о назначении административного наказания по делу № 19.7.1-25/2021 по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия (резолютивная часть подписана 21.03.2022, мотивированное решение изготовлено в связи с поступлением заявлений общества и Комитета 04.04.2022) по делу № А74-286/2022 заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 27.12.2021 о назначении административного наказания по делу № 19.7.1-25/2021.
Не согласившись с вынесенным решением, Госкомтарифэнерго Хакасии обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе административный орган указывает, что общество в соответствии с приказом ФАС России от 03.08.2021 № 782/21 обязано было представить в Комитет с соблюдением установленных сроков информацию и документы, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 14.12.2021 № 19.7.1-25/2021. Нарушение сроков предоставления информации и документов послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности. Комитет при составлении протокола об административном правонарушении не имел возможности идентифицировать письмо общества от 13.12.2021 «О предоставлении информации» в качестве ходатайства о переносе даты его составления, в связи с чем в протоколе от 14.12.2021 правомерно указано на отсутствие ходатайства об отложении времени составления протокола.
ПАО «Россети Сибирь» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с изложенными в жалобе доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 09.07.2022 11:05:53 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ПАО «Россети Сибирь» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД 35.12).
Письмом от 03.03.2021 № 378-МД Комитет уведомил руководителей территориальных сетевых организаций Республики Хакасия, в том числе руководителя ПАО «Россети Сибирь», о необходимости своевременного (годовая отчетность за 2020 год – до 07.04.2021; квартальная отчетность – до 30 числа месяца, следующего за отчетным) представления в Комитет следующих сведений:
- пояснительной записки к отчету о финансово-хозяйственной деятельности;
- плановых и фактических основных технико-экономических показателей;
- отчета о расходах на оплату потерь;
- плановой и фактической сметы затрат на содержание электрических сетей;
- отчета об использовании амортизации;
- доходов за содержание электрических сетей и за компенсацию потерь;
- для организаций, участвующих в расчетах с территориальными сетевыми организациями, информации в соответствии с приложениями №№ 17, 17.1 - 17.3 к настоящему письму (без указания какая именно информация не была предоставлена);
- отчета по видам деятельности;
- форм статистической отчетности, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 10.02.2006 № 19-э/4;
- формы статистической отчетности № 46-ЭЭ, утвержденной приказом Росстата от 11.02.2011 № 37;
- таблиц, отражающих раздельный учет доходов и расходов, согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585;
- форм налоговой отчетности;
- копии приказа об учетной политике или иного организационно-распорядительного документа, содержащего принципы раздельного учета показателей, детализацию порядка раздельного учета, состав прямых и косвенных расходов, положения о закупках, по каждой статье затрат информации о проведенных конкурсных процедурах.
Письмом от 28.10.2021 ПАО «Россети Сибирь» просило Госкомтарифэнерго Хакасии перенести срок предоставления отчетных данных филиала ПАО «Россети Сибирь» - Хакасэнерго» за 3 квартал 2021 года до 23.11.2021. Необходимость переноса срока общество мотивировало большим объемом сбора обосновывающих документов в рамках тарифной кампании по установлению платы за технологическое присоединение на 2022 год, а также сослалось на Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2021
№ 595 «Об установлении на территории Российской федерации нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года». Письмо получено Комитетом 28.10.2021, о чем свидетельствует входящая отметка (вх.№ 222-2385), однако указанный обществом срок для представления отчета не был согласован.
12.11.2021 начальником отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию ФИО1 составлена служебная записка на имя председателя Госкомтарифэнерго Хакасии ФИО2 о возбуждении административного производства в отношении ПАО «Россети Сибирь» в связи с непредставлением в орган регулирования отчетности за 3 квартал 2021 года в полном объеме.
18.11.2021 общество представило в Комитет отчетные данные по финансово-хозяйственной деятельности филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» за
3 квартал, 9 месяцев 2021 года, а также обосновывающие документы на электронном носителе, подписанные электронной цифровой подписью филиала. Письмо получено Комитетом 22.11.2021, что подтверждается проставленной на нем входящей отметкой.
Уведомлением о составлении протокола от 07.12.2021 Комитет назначил дату, время и место составления протокола об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Сибирь». Уведомление направлено в адрес филиала
ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» и получено им 13.12.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65591166515110.
Письмом от 13.12.2021, полученным Комитетом 14.12.2021, общество сообщило, что из уведомления от 07.12.2021 невозможно определить несвоевременное предоставление какой именно информации послужило поводом для составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем общество не имеет возможности представить документы и пояснения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу. В данном письме ПАО «Россети Сибирь» просило уточнить, по какому конкретно факту несвоевременного представления информации административным органом будет составлен протокол, а также просило перенести дату составления протокола, предоставив обществу разумный срок для подготовки пояснений.
14.12.2021 административным органом в отсутствие законного представителя
ПАО «Россети Сибирь» в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 19.7.1-25/2021 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. При этом ходатайство общества о переносе даты составления протокола, изложенное в письме от 13.12.2021, не было рассмотрено Комитетом.
Определением Госкомтарифэнерго Хакасии от 14.12.2021 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Протокол и определение направлены в адрес ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго» и получены обществом 23.12.2021 (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65591166515301).
Постановлением председателя Госкомтарифэнерго Хакасии ФИО2 о назначении административного наказания от 27.12.2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 27.12.2021 по делу № 19.7.1-25/2021,
ПАО «Россети Сибирь» обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
С учетом положений статьи 23.51 КоАП РФ, Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 №175, суд первой инстанции верно установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа.
При этом, суд первой инстанции обоснованно установил, что административным органом допущено нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившееся в не рассмотрении ходатайства о переносе даты составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3
статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1 статьи 24.4 КоАП РФ). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что 14.12.2021 в Госкомтарифэнерго Хакасии поступило письмо от ПАО «Россети Сибирь», датированное 13.12.2021, в котором, помимо прочего, содержится ходатайство об отложении даты составления протокола. Вместе с тем, указанное ходатайство не было рассмотрено Комитетом, о чем свидетельствует указание на странице 5 протокола об административном правонарушении от 14.12.2021, об отсутствии со стороны общества ходатайств об отложении времени составления протокола.
Комитет, при поступлении ходатайства общества об отложении даты составления протокола об административном правонарушении, был обязан в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами рассмотреть ходатайство на предмет его обоснованности, после чего принять мотивированное определение об удовлетворении ходатайства или об оставлении его без удовлетворения.
Однако в нарушение требований статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство общества об отложении даты составления протокола административным органом не рассмотрено, мотивированного определения об отклонении заявленного ходатайства не принято.
Довод Комитета об отсутствии возможности идентифицировать письмо общества от 13.12.2021 «О предоставлении информации» в качестве ходатайства о переносе даты его составления подлежит отклонению. В ходе производства по делу об административном правонарушении административный орган не вправе ограничиться формальным прочтением заголовка письма без установления его сути.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В рассматриваемом случае оставление без рассмотрения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, об отложении даты составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о допущенном административным органом существенном нарушении прав этого лица, и, как следствие, о несоблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в данном случае события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов).
В соответствии с оспариваемым постановлением обществу вменяется несвоевременное представление Госкомтарифэнерго Хакасии информации и документов, указанных в приказе ФАС России от 03.08.2021 № 782/21 «О системе отчетности, представляемой в Федеральную антимонопольную службу организациями, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого ценообразования в электроэнергетике», а именно обществом своевременно не были представлены следующие документы: пояснительная записка к отчету о финансово-хозяйственной деятельности; плановые и фактические основные технико-экономические показатели; отчет о расходах на оплату потерь; плановая и фактическая сметы затрат на содержание электрических сетей; отчет об использовании амортизации; доходы за содержание электрических сетей и за компенсацию потерь; для организаций, участвующих в расчетах с территориальными сетевыми организациями, информации в соответствии с приложениями №№ 17, 17.1 - 17.3 к письму Госкомтарифэнерго Хакасии от 03.03.2021
№ 378-МД (без указания какая именно информация не была предоставлена); отчета по видам деятельности; формы статистической отчетности, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 10.02.2006 № 19-э/4; форма статистической отчетности № 46-ЭЭ, утвержденная приказом Росстата от 11.02.2011 № 37; таблицы, отражающие раздельный учет доходов и расходов, согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585; формы налоговой отчетности; копии приказа об учетной политике или иного организационно-распорядительного документа, содержащего принципы раздельного учета показателей, детализацию порядка раздельного учета, состав прямых и косвенных расходов, положения о закупках, по каждой статье затрат информации о проведенных конкурсных процедурах.
Вместе с тем, требование Комитета о предоставлении в его адрес документов и информации со ссылкой на приказ ФАС России от 03.08.2021 № 782/21 является неправомерным, поскольку названный приказ закрепил перечень государственной статистической отчетности, представляемой именно в Федеральную антимонопольную службу, а не в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по реализации государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Более того, приложением № 1 к Приказу ФАС России от 03.08.2021 № 782/21 установлен иной перечень статистической отчетности, которая подлежит представлению в ФАС России, нежели приведенный в письме Госкомтарифэнерго Хакасии от 03.03.2021
№ 378-Д и в протоколе об административном правонарушении.
В уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении от 07.12.2021 Комитет указал, что обществом не представлена информация в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24), что свидетельствует о наличии в бездействии общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Информация, которую обязана раскрывать сетевая организация, содержится в пунктах 12 и 19 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты).
Однако помимо информации о затратах на оплату потерь электроэнергии, обязанность по раскрытию которой установлена абзацем 3 подпункта «г» пункта 19 Стандартов, никакую иную информацию, отраженную в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении, сетевая организация раскрывать не обязана.
При этом в силу пункта 29 Стандартов такая информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно,
до 1 марта.
Указанное требование нормативного правового акта выполнено обществом, информация размещена на официальном сайте ПАО «Россети Сибирь» в разделе «Потери электроэнергии в электрических сетях» (Режим доступа: https://www.rosseti-sib.ru/raskritie-informatsii/raskrytie-informatsii-setevoy-organizatsiey/informatsiya-ob-osnovnykh-potrebitelskikh-kharakteristikakh-reguliruemykh-tovarov-rabot-uslug/poteri-elektroenergii-v-elektricheskikh-setyakh/?clear_cache=Y).
Доказательств, подтверждающих несвоевременность размещения данных сведений в сети «Интернет», административным органом не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Соответственно, оснований для привлечения общества к административной ответственности и вынесения оспариваемого постановления у административного органа не имелось.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «04» апреля 2022 года по делу № А74-286/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
О.А. Иванцова