Арбитражный суд Республики Хакасия
655017, г. Абакан, ул. Пушкина, 165, а/я 147
тел. для справок 25-64-95
e-mail: arbitr@khakassia.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2007г
Мотивированное постановление изготовлено 06 апреля 2007г
г. Абакан 06 апреля 2007 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ткаченко О.Н.,
судей Мельник Л.И., Федулкиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007 года по делу № А 74-4367/2006, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: ООО «Восточно-Сибирская Компания» ФИО1 по доверенности от 21 ноября 2006г, Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО2 по доверенности от 01 сентября 2006г, Администрации города Абакана ФИО2 по доверенности от 12 марта 2007г, Бюджетно-казначейского Управления Администрации города Абакана ФИО3 по доверенности от 05 октября 2006г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельник Л.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания»обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана и к Администрации города Абакана о взыскании с учетом уменьшения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1196288 руб., в том числе 918456 руб. неосновательного обогащения, полученного в результате продажи по конкурсу права аренды на не принадлежащее муниципалитету имущество – встроенное нежилое помещение по ул. Щетинкина, 20, и 277832 руб. 94 процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 апреля 2004г по 24 января 2007г.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007г исковые требования к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана удовлетворены. С муниципального образования «Город Абакан» за счет муниципальной казны, представленной Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания» произведено взыскание 1196288 руб. 94 коп., в том числе 918 456 руб. неосновательного обогащения и 277832 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24 апреля 2004г по 24 января 2007г. В удовлетворении иска к Администрации города Абакана отказано.
При принятии решения арбитражный суд первой инстанции с учетом положений статей 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что поскольку основания, по которым выставлено на торги и продано право аренды нежилого помещения, ничтожны, сумма платы за право аренды перечислена в казну муниципального образования «Город Абакан» через Комитет по управлению имуществом города Абакана, факт неосновательного обогащения муниципального образования «Город Абакан» в сумме 918456 руб. является доказанным. На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Кодекса. В соответствии с положением о Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана, данный орган местной власти является правопреемником Комитета по управлению имуществом города Абакана и управомочен от имени муниципального образования «Город Абакан» распоряжаться муниципальным имуществом (пункт 2.3.), является распорядителем бюджетных средств в части доходов от использования имущества (пункт 4.3.). В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Абакан» доходы от использования муниципального имущества поступают в бюджет города. В связи с изложенным, арбитражным судом исковые требования истца удовлетворены за счет казны муниципального образования «Город Абакан», представленной Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана.
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 31 января 2007г отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что арбитражным судом первой инстанции неправильно определен орган местного самоуправления, обладающий полномочиями представлять казну муниципального образования, поскольку Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана не обладает полномочиями выступать в суде от имени муниципальной казны по вопросам взыскания денежных средств. Согласно пункту 4.5. Положения о Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана денежные средства, полученные от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности, в полном объеме перечисляются Комитетом на единый счет городского бюджета. Таким образом, спорные денежные средства были перечислены в бюджет города Абакана, средства которого составляют муниципальную казну. Уполномоченным органом местного самоуправления по управлению средствами бюджета города Абакана и осуществлению функций по исполнению бюджета города Абакана является Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана, которое и должно быть привлечено к участию в деле как орган, действующий непосредственно от имени муниципального образования город Абакан в части исполнения бюджета города Абакана. Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в статье 159 Бюджетного кодекса РФ, которой не предусмотрено, чтобы распорядитель бюджетных средств представлял муниципальное образование по искам взыскании денежных средств с бюджета, равно как и полномочий по возврату перечисленных им ранее в бюджет денежных средств. Согласно пункту 10 статьи 158 Кодекса в качестве представителей ответчиков по искам к муниципальному образованию выступают только главные распорядители бюджетных средств и только по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права о неосновательном обогащении к требованиям о взыскании денежных средств из бюджета, в то время как единственным, предусмотренным статьями 158 Бюджетного кодекса РФ и 1071 Гражданского кодекса РФ, способом взыскания с бюджета муниципального образования денежных средств, является иск о возмещении вреда за счет муниципальной казны, от имени которой уполномоченным органом может выступать Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана.
ООО «Восточно-Сибирская Компания» полагает, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, однако, в случае неверного определения судом органа, полномочного выступать от имени казны муниципального образования, просит определить надлежащий орган, который должен представлять интересы казны муниципального образования, отменить решение и рассмотрение дело по правилам рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Администрацией города Абакана выражено согласие с доводами апелляционной жалобы.
Постановлением апелляционной инстанции от 28 марта 2007г решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007г по делу № А74-4367/2006 отменено с переходом к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлечением к участию в деле в качестве ответчика Бюджетно-казначейского Управления Администрации города Абакана.
В судебном заседании 05 апреля 2007г истец заявил о том, что настаивает на удовлетворении иска в полном объеме, просит взыскать неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами с Бюджетно-казначейского Управления Администрации города Абакана.
Представитель Администрации города Абакана и Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана считает, что представляемые им органы не являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.
Представитель Бюджетно-казначейского Управления Администрации города Абакана полагает, что БКУ не может быть надлежащим ответчиком по требованию о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и их выступления в прениях, исследовав доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Положением «О Бюджетно-казначейском управлении Администрации города Абакана», утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006г № 333, предусмотрено, что Бюджетно-казначейское управление является уполномоченным органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан по управлению средствами бюджета города Абакана, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города (пункт 1.1.). Основной задачей Управления является составление проекта бюджета города в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством (пункт 2.2.). Функциями Управления является организация работы по составлению проекта бюджета города на предстоящий год в порядке и сроки, установленные городским Советом на основании прогнозов и программ социально-экономического развития города, сводного финансового баланса и иных необходимых документов (пункт 3.1.); осуществление оперативного управления доходами и расходами бюджета города (пункт 3.5.); рассмотрение вопросов о направлении доходов, полученных при исполнении бюджета города, на уменьшение размеров дефицита бюджета города, выплаты, сокращающие долговые обязательства, на другие цели, установленные законодательством (пункт 3.9); обеспечение исполнения судебных актов по возмещению ущерба физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.18).
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании неосновательного обогащения и процентов. Фактические обстоятельства дела таковы, что в соответствии с протоколом результатов коммерческого конкурса за право аренды от 15 марта 2002г по результатам коммерческого конкурса достигнуто соглашение между Комитетом по управлению имуществом города Абакана и ЗАО «Восточно-Сибирская Компания» (правопредшественником ООО «Восточно-Сибирская Компания») о величине цены объекта торгов – права аренды встроенного нежилого помещения по ул. Щетинкина, 20 в г. Абакане, которая составила 992000 руб. (л.д. 8).
Платежным поручением № 235 от 11 апреля 2002г ЗАО «Восточно-Сибирская Компания» перечислило за право заключения договора аренды в соответствии с условиями протокола коммерческого конкурса 918456 руб. (л.д. 10).
В соответствии с распоряжением Мэра города Абакана от 17 апреля 2002г № 180р, договором аренды от 17 апреля 2002г № 351 по акту приема-передачи от 17 апреля 2002г нежилое помещение передано ЗАО «Восточно-Сибирская Компания» (л.д. 9, 28-33).
Вступившим в законную силу судебным актом по делу № А74-1903/02-К1 установлено, что указанные помещения являются федеральной собственностью в составе имущества почтовой связи и не могли быть переданы в аренду органами местного самоуправления. Указанным решением применены последствия недействительности ничтожных сделок в виде обязания передачи спорных помещений в федеральную собственность (л.д. 11-16).
При таких обстоятельствах, исходя из отсутствия правовых оснований распоряжения федеральной собственностью, муниципальное образование «Город Абакан» неосновательно обогатилось за счет ЗАО «Восточно-Сибирская Компания», вследствие чего в соответствии со статьями 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 918456 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 277832 руб. 94 коп. за заявленный период с 24.04.2004г по 24.01.2007г являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению путем взыскания сумм с муниципального образования «Город Абакан» за счет казны муниципального образования «Город Абакан» в лице Бюджетно-Казначейского управления Администрации города Абакана.
Довод Бюджетно-казначейского Управления Администрации города Абакана о том, что в соответствии с установленной компетенцией Управление выступает в суде от имени казны МО г. Абакана только по определенного рода искам арбитражный суд считает несостоятельным с учетом требований статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и общей функциональной компетенции Бюджетно-казначейского Управления, установленной пунктами 1.1., 2.2., 3.1., 3.5. 3.9, 3.18 Положения «О Бюджетно-казначейском управлении Администрации города Абакана», утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006г № 333.
В иске к Администрации города Абакана и к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана следует отказать, поскольку в соответствии с Положением «О Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана», утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 3 сентября 2004г № 68, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана является распорядителем бюджетных средств в части доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, управление которым входит в компетенцию Комитета в соответствии с настоящим Положением (пункт 4.3).
На возврат государственной пошлины по иску в сумме 16470 руб. обществу с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания» произведена выдача справки от 31 января 2007г (л.д. 97). От уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе заявитель апелляционной жалобы освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Хакасия апелляционной инстанции
постановил:
Иск удовлетворить.Взыскать с муниципального образования «Город Абакан» за счет казны муниципального образования «Город Абакан» в лице Бюджетно-Казначейского управления Администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания» 1196288 руб. 94 коп., в том числе неосновательное обогащение в сумме 918456 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 277832 руб. 94 коп. за период с 24.04.2004г по 24.01.2007г.
В иске к Администрации города Абакана и к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана отказать.
Постановление может быть обжаловано в 2-х месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председательствующий О.Н. Ткаченко
Судьи Л.И. Мельник
А.А. Федулкина