Арбитражный суд Республики Хакасия
655017, г. Абакан, ул. Пушкина, 165, а/я 147
тел. для справок 25-64-95
e-mail: arbitr@khakassia.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2007г
Мотивированное постановление изготовлено 28 марта 2007г
г. Абакан 28 марта 2007 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ткаченко О.Н.,
судей Мельник Л.И., Федулкиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007 года по делу № А 74-4367/2006, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: Комитета муниципальной экономики Администрации г. Абакана ФИО1, доверенность от 01 сентября 2006г, Администрации города Абакана ФИО1, доверенность от 12 марта 2007г, ООО «Восточно-Сибирская Компания» ФИО2, доверенность от 21 ноября 2006г,
при ведении протокола судебного заседания судьей Федулкиной А.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания»обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана и к Администрации города Абакана о взыскании с учетом уменьшения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1196288 руб., в том числе 918456 руб. неосновательного обогащения, полученного в результате продажи по конкурсу права аренды на не принадлежащее муниципалитету имущество – встроенное нежилое помещение по ул. Щетинкина, 20, и 277832 руб. 94 процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25 апреля 2004г по 24 января 2007г.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007г исковые требования к Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана удовлетворены. С муниципального образования «Город Абакан» за счет муниципальной казны, представленной Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана в пользу общества с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания» произведено взыскание 1196288 руб. 94 коп., в том числе 918 456 руб. неосновательного обогащения и 277832 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24 апреля 2004г по 24 января 2007г. В удовлетворении иска к Администрации города Абакана отказано.
При принятии решения арбитражный суд первой инстанции с учетом положений статей 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что поскольку основания, по которым выставлено на торги и продано право аренды нежилого помещения, ничтожны, сумма платы за право аренды перечислена в казну муниципального образования «Город Абакан» через Комитет по управлению имуществом города Абакана, факт неосновательного обогащения муниципального образования «Город Абакан» в сумме 918456 руб. является доказанным. На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Кодекса. В соответствии с положением о Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана, данный орган местной власти является правопреемником Комитета по управлению имуществом города Абакана и управомочен от имени муниципального образования «Город Абакан» распоряжаться муниципальным имуществом (пункт 2.3.), является распорядителем бюджетных средств в части доходов от использования имущества (пункт 4.3.). В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Абакан» доходы от использования муниципального имущества поступают в бюджет города. В связи с изложенным, арбитражным судом исковые требования истца удовлетворены за счет казны муниципального образования «Город Абакан», представленной Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана.
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 31 января 2007г отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что арбитражным судом первой инстанции неправильно определен орган местного самоуправления, обладающий полномочиями представлять казну муниципального образования, поскольку Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана не обладает полномочиями выступать в суде от имени муниципальной казны по вопросам взыскания денежных средств. Согласно пункту 4.5. Положения о Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана денежные средства, полученные от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности, в полном объеме перечисляются Комитетом на единый счет городского бюджета. Таким образом, спорные денежные средства были перечислены в бюджет города Абакана, средства которого составляют муниципальную казну. Уполномоченным органом местного самоуправления по управлению средствами бюджета города Абакана и осуществлению функций по исполнению бюджета города Абакана является Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана, которое и должно быть привлечено к участию в деле как орган, действующий непосредственно от имени муниципального образования город Абакан в части исполнения бюджета города Абакана. Полномочия распорядителя бюджетных средств определены в статье 159 Бюджетного кодекса РФ, которой не предусмотрено, чтобы распорядитель бюджетных средств представлял муниципальное образование по искам взыскании денежных средств с бюджета, равно как и полномочий по возврату перечисленных им ранее в бюджет денежных средств. Согласно пункту 10 статьи 158 Кодекса в качестве представителей ответчиков по искам к муниципальному образованию выступают только главные распорядители бюджетных средств и только по искам о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права о неосновательном обогащении к требованиям о взыскании денежных средств из бюджета, в то время как единственным, предусмотренным статьями 158 Бюджетного кодекса РФ и 1071 Гражданского кодекса РФ, способом взыскания с бюджета муниципального образования денежных средств, является иск о возмещении вреда за счет муниципальной казны, от имени которой уполномоченным органом может выступать Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана.
В судебном заседании представитель Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО «Восточно-Сибирская Компания» в письменном отзыве и в судебном заседании полагает, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, однако, в случае неверного определения судом органа, полномочного выступать от имени казны муниципального образования, просит определить надлежащий орган, который должен представлять интересы казны МО, отменить решение и рассмотрение дело по правилам рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель Администрации города Абакана выразил согласие с доводами апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и их выступления в прениях, исследовав доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае если соответствующие полномочия не переданы иному органу) – соответствующий финансовый орган публично-правового образования (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006г № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
Согласно Положению о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Абакане, утвержденному решением Абаканского городского Совета депутатов от 13 июня 2002г № 349, главным распорядителем средств городского бюджета является Мэр города Абакана (пункт 1 статьи 27). Главный распорядитель средств городского бюджета или лицо, им уполномоченное, выступает в суде от имени казны города: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. По искам о возмещении вреда в связи с принятием не соответствующего тому или иному правовому акту Российской Федерации правового акта органов городского самоуправления выступает в суде от имени казны г. Абакана бюджетно-казначейское управление (пункт 5 статьи 27 Положения). Распорядитель бюджетных средств – орган городского самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (статья 28 Положения).
В соответствии с Положением «О Комитете муниципальной экономики Администрации города Абакана», утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 3 сентября 2004г № 68, Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана является правопреемником Комитета по управлению имуществом города Абакана (пункт 1.2.) и распорядителем бюджетных средств в части доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, управление которым входит в компетенцию Комитета в соответствии с настоящим Положением (пункт 4.3).
Положением «О Бюджетно-казначейском управлении Администрации города Абакана», утвержденном решением Абаканского городского Совета депутатов от 19 декабря 2006г № 333, предусмотрено, что Бюджетно-казначейское управление является уполномоченным органом местного самоуправления в системе исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования город Абакан по управлению средствами бюджета города Абакана, обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по исполнению бюджета города (пункт 1.1.). Основной задачей Управления является составление проекта бюджета города в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством (пункт 2.2.). Функциями Управления является организация работы по составлению проекта бюджета города на предстоящий год в порядке и сроки, установленные городским Советом на основании прогнозов и программ социально-экономического развития города, сводного финансового баланса и иных необходимых документов (пункт 3.1.); осуществление оперативного управления доходами и расходами бюджета города (пункт 3.5.); рассмотрение вопросов о направлении доходов, полученных при исполнении бюджета города, на уменьшение размеров дефицита бюджета города, выплаты, сокращающие долговые обязательства, на другие цели, установленные законодательством (пункт 3.9); обеспечение исполнения судебных актов по возмещению ущерба физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.18).
В соответствии с пунктом 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Учитывая, что для разрешения по существу вопроса об органе, полномочном в настоящем споре выступать от имени казны муниципального образования, необходимо привлечение к участию в деле Бюджетно-казначейского управления г. Абакана, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение от 31 января 2007г отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве ответчика Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана.
Руководствуясь ст. 268, п. 3 ст. 266, п. 5 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Хакасия апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 января 2007г по делу № А74-4367/2006 отменить.
Перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Привлечь к участию в деле в качестве ответчика Бюджетно-казначейское управление Администрации города Абакана.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью «Восточно-Сибирская Компания» направить копию искового заявления Бюджетно-казначейскому управлению Администрации города Абакана. Доказательства направления копии искового заявления ответчику представить арбитражному суду.
Предложить Бюджетно-казначейскому управлению Администрации города Абакана представить отзыв на исковое заявление с документальным обоснованием своей правовой позиции.
Назначить по делу судебное заседание на 10 час. 30 мин. 05 апреля 2007г в помещении Арбитражного суда Республики Хакасия по адресу: <...>.
Постановление может быть обжаловано в 2-х месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председательствующий О.Н. Ткаченко
Судьи Л.И. Мельник
А.А. Федулкина