ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
тел./факс (3952) 20-96-75, 56-44-66 www.fasvso.arbitr.rue-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск
№А74-676/2009
29 июня 2009 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Смоляк Л.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Иркутской области Ульяновой М.С. (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого
акционерного общества «Теплосервис» на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 апреля 2009 года по делу № А74-676/2009 (суд первой
инстанции: ФИО1),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2009 Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия (далее – Госкомитет по тарифам) о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Республики Хакасия и администрация г.Черногорска.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Теплосервис» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 6 апреля 2009 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применение предельных индексов изменения размера платы гражданам за жилое помещение возможно только при неизменном наборе и объёме потребляемых услуг, а в данной ситуации произошло существенное изменение объёма оказываемых услуг.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура Республики Хакасия и Госкомитет по тарифам указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Присутствующий в судебном заседании представитель прокуратуры подтвердил позицию, изложенную в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений № 61111, № 61113, № 61116), однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 25 июня 2009 года до 10 часов 30 минут 29 июня 2009 года, о чём сделано публичное извещение.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой г. Черногорска проведена проверка обстоятельств повышения ООО «Теплосервис» тарифа на производство тепловой энергии и платы за коммунальные услуги, по результатам которой 27.06.2008 принято постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации. Согласно данному постановлению при предъявлении счетов населению на оплату предоставленных коммунальных услуг ООО «Теплосервис» не был соблюдён установленный Приказом Федеральном Службы по тарифам от 11.04.2007 № 86-э/5 предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, в связи с чем совокупный размер платы населения за все предоставленные коммунальные услуги возрос свыше 115 %.
21.01.2009 должностным лицом Госкомитета по тарифам в отношении ООО «Теплосервис» составлен протокол об административном правонарушении № р/01-45. Постановлением Госкомитета по тарифам № р/01-78 от 29.01.2009 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что постановление о назначении административного наказания № р/01-78 от 29.01.2009 является незаконным, ООО «Теплосервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что осуществляя производство тепловой энергии и оказывая услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, ООО «Теплосервис» должно формировать цены на основании постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 28.03.2008 № 20 «О тарифах на тепловую энергию» и с учётом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации установлена ответственность юридических лиц за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде взыскания штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно частям 1,2 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьёй.
Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 №68-э/5 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» для Республики Хакасия на текущий год установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию в размере 114.5% (Приложение №3).
Кроме того, указанным Приказом установлены предельные максимальные индексы размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги по Республике Хакасия в размере 115% (Приложение №4).
Постановлением Государственного Комитета по тарифам Республики Хакасия от 22.06.2007 №9 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения г.Черногорска определен 115%.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Теплосервис» через ООО «Центр Делового Сотрудничества», в соответствии с агентским договором №Тес-20 от 01.02.2008 предъявило абонентам – физическим лицам счета на оплату потребленной тепловой энергии и горячей воды за апрель 2008 года, при этом вышеуказанный предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги не был соблюден, поскольку совокупный размер платы населения за все предоставленные услуги возрос более чем на 115%.
Учитывая, что с 01.02.2008 по 01.04.2008 стоимость содержания жилого фонда, холодной воды, пропуска стоков, очистки стоков, уборки придомовой территории и вывоза мусора осталась прежней, ООО Теплосервис» при осуществлении начисления платы населению за оказанные коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению обязано было применить предельные индексы, установленные Приказом Федеральной службы по тарифам №68-э5.
Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, нарушение установленного порядка ценообразования образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного вывод суда о наличии в действиях ООО «Теплосервис» состава вменяемого административного правонарушения основан на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств дела и выводов суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах полномочий кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 апреля 2009 года по делу № А74-676/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю. Пущина
Судьи:
Л.И. Смоляк
М.М.Шелёмина