ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-7028/14 от 09.06.2015 АС Восточно-Сибирского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172;
http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск

11 июня 2015 года

А74-7028/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Чупрова А.И.,

судей:  Сонина А.А., Шелёминой М.М.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Винокуровой М.Ю.,

при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Ламанский В.А., секретарь судебного заседания Машина Ю.И.),

при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей:

Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана – ФИО1 (доверенность от 19.12.2014);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - ФИО2 (доверенность от  26.01.2015),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2014 года по делу
№ А74-7028/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от
25 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А, Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),

установил:

Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (г. Абакан; ОГРН <***>; далее – Департамент)  обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлениями о признании незаконными и отмене решений от 02.09.2014 по делам №№ 30-А-14, 32-А-14, 33-А-14, 37-А-14, 41-А-14 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан; ОГРН <***>; далее – антимонопольный орган).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите к конкуренции), пунктов 1.2, 2 статьи 30, статьи 34, пункта 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 20 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002              № 808 (далее – Правила № 808), постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 909), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Департамент в кассационной жалобе оспаривает выводы судов о законности ненормативных правовых актов антимонопольного органа, ссылаясь на то, что торги в форме открытого аукциона проводились Департаментом в отношении земельных участков, предназначенных не для жилищного строительства, и не для целей связанных со строительством; Правила № 808 не содержат указания на конкретный информационный ресурс, на котором должна публиковаться информация о торгах; Департамент в соответствии с Правилами № 808 определил доступные неограниченному кругу лиц средства массовой информации, где и была размещена информация о проведении торгов, в связи с чем были обеспечена доступность участия в торгах потенциальных покупателей; полагает, что судами неправомерно применены части 1, 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без учета части 2 названной статьи, поскольку проведение торгов в отношении земельных участков в рассматриваемом случае предусмотрено не антимонопольным, а земельным законодательством, в связи с чем данные торги не имеют отношения к торгам, предусмотренным антимонопольным законодательством, указанным в Постановлении № 909, информация о которых должна быть размещена на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru; структура данного сайта не предусматривала размещение информации о проведении торгов в отношении земельных участков, не предназначенных для жилищного строительства.

В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты – без изменения.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2015 года на основании абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено с 26 мая на
9 июня 2015 года.

Представители Департамента и антимонопольного органа в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, антимонопольным органом проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что в газете «Абакан Официальный» опубликованы извещения:

12-18 декабря 2012 года № 50 о проведении аукциона № 1 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (производственного предприятия – лоты №№ 1-4);

13-19 февраля 2013 года № 7 о проведении аукциона № 7 по продаже земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства объектов (производственных предприятий; гостиницы с сервисным обслуживанием водителей и пассажиров – лоты №№ 1-4);

20-26 февраля 2013 № 8 о проведении аукциона № 8 по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов (остановочно-торговых модулей;  некапитальных сооружений – мастерских по ремонту обуви);

10-16 апреля 2013 года № 15 о проведении аукциона № 14 по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для строительства: гостиницы, торгово-развлекательного центра, магазина смешанных товаров; размещения: некапитального сооружения - площадки для выставки-продажи ритуальных принадлежностей;  нестационарного торгового объекта, остановочно-торгового модуля (лоты №№ 1-6).

12-18 июня 2013 № 24 о проведении аукциона № 24 по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов (некапитального сооружения - мастерской по ремонту обуви; нестационарных торговых объектов – лоты №№ 1-3).

Организатором перечисленных аукционов являлся Департамент.

Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что при проведении аукционов в нарушение части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Департамент не разместил информацию о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.ru, в связи с чем не обеспечил равный доступ всем участникам товарного рынка для участия в аукционе, не дав возможности ознакомиться с информацией о предстоящих торгах всем заинтересованным лицам.

В этой связи решениями по делам №№ 30-А-14, 32-А-14, 33-А-14, 37-А-14,      41-А-14 антимонопольный орган признал Департамент нарушившим часть 1 статьи 15, пункт 2 части 1 статьи 17, часть 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в части нарушения порядка извещения об аукционах в отношении продажи земельных участков, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в городе Абакане и предназначенных для размещения объектов.

Не согласившись с вышеуказанными решениями, Департамент оспорил их в арбитражном суде.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые акты антимонопольного органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку им нарушен установленный законом конкретный порядок опубликования извещения о проводимых торгах.

Указанные выводы судов являются правильными по следующим основаниям.

В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленные требования могли быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий:  несоответствие актов антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актами прав и законных интересов Департамента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 8 Правил № 808 установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 909  сайт www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения, в том числе информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, исходя из правового смысла и содержания положений части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, суды мотивированно признали обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости размещения информационных сообщений о проведении аукционов на право продажи в собственность земельных участков, предназначенных для строительства объектов, по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

Принимая во внимание, что на названном сайте информация о проведении открытых аукционов Департаментом не размещалась, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности антимонопольным органом нарушения Департаментом части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17 и части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Довод Департамента о том, что требование части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о необходимости размещения информации на официальном сайте Российской Федерации, определенном Правительством Российской Федерации, не распространяется в силу части 2 статьи 17.1 Закона на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, обоснованно отклонен судебными инстанциями, поскольку ссылка в части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции на порядок заключения договоров в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации не исключает необходимость соблюдения части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, регламентирующей конкретный порядок опубликования извещения о проводимых торгах.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2014 года по делу № А74-7028/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Председательствующий

А.И. Чупров

Судьи:

А.А. Сонин

М.М. Шелёмина