ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 сентября 2023 года
Дело №
А74-8055/2022
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «06» сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «11» сентября 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «07» июля 2023 года по делу № А74-8055/2022,
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, далее – ответчик предприниматель) о взыскании 930 700 рублей 06 копеек средств субсидии.
Определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – управление, казначейство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 июля 2023 года иск удовлетворён частично, с предпринимателя в пользу министерства взыскано 434 545 рублей 37 копеек средств субсидии. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство со ссылкой на Определение Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2020 №308-ЭС20-3278 указывает на то, что в случае квалификации операции как неэффективное расходование бюджетных средств у участника бюджетной процесса есть право истребовать у получателя субсидий излишне выплаченные средства субсидии. Как указывает министерство, поскольку факт переплаты средств субсидии был подтвержден представлением казначейства от 05.07.2022 №14, излишне выплаченная сумма субсидии подлежит возврату.
Ответчиком, третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу не направлены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, своих представителей в судебное заседание не направили, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении требования о возврате предпринимателем средств субсидии.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
02.06.2021 между министерством (предоставитель) и предпринимателем (получатель) подписано соглашение о предоставлении из бюджета Республики Хакасия субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с приобретением продовольственной пшеницы, а также в целях реализации Государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 №781. Субсидия предоставляется в общем размере 666 005 рублей 33 копейки.
30.06.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесены следующие изменения: субсидия предоставляется в общем размере 817 872 рубля 65 копеек, в том числе: за март 2021 года сумма субсидии 666 005 рублей 33 копейки, за апрель 2021 года сумма субсидии 151 867 рублей 32 копейки.
11.08.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесены следующие изменения: субсидия предоставляется в общем размере 932 568 рублей 21 копейка, в том числе: за март 2021 года сумма субсидии 666 005 рублей 33 копейки, за апрель 2021 года сумма субсидии 151 867 рублей 32 копейки, за май 2021 года сумма субсидии 114 695 рублей 56 копеек.
26.08.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесены следующие изменения: субсидия предоставляется в общем размере 1 216 518 рублей 02 копейки, в том числе: за март 2021 года сумма субсидии 666 005 рублей 33 копейки, за апрель 2021 года сумма субсидии 151 867 рублей 32 копейки, за май 2021 года сумма субсидии 114 695 рублей 56 копеек, за июнь 2021 года сумма субсидии 283 949 рублей 81 копейка.
07.10.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым внесены следующие изменения: субсидия предоставляется в общем размере 1 252 418 рублей 02 копеек, в том числе: за март 2021 года сумма субсидии 666 005 рублей 33 копейки, за апрель 2021 года сумма субсидии 151 867 рублей 32 копейки, за май 2021 года сумма субсидии 114 695 рублей 56 копеек, за июнь 2021 года сумма субсидии 283 949 рублей 81 копейка, за июнь (доплата) сумма субсидии 35 900 рублей.
Указанные выше суммы субсидии перечислены предпринимателю в полном объёме платёжными поручениями: от 09.06.2021,06.07.2021,31.08.2021, 02.09.2021,14.10.2021.
Министерством установлено, что предпринимателем в сентябре и октябре 2021 года повышалась цена на пшеничную и пшенично-ржаную муку. Разница с месяцем, предшествующим месяцу получения субсидии, составила 2,13 % и 5,98% соответственно.
Управлением проведена выездная проверка министерства в части соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации производителям муки части затрат на закупку продовольственной пшеницы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 (акт выездной проверки
от 23.05.2022).
В ходе проверки установлено, что министерством допущено неправомерное расходование средств субсидии в общей сумме 833 370 рублей (из которых средства субсидии предпринимателя составляют 496 154 рубля 69 копеек) в результате расчёта суммы субсидии на основании статистических данных вместо фактических расходов получателей.
Управлением в адрес министерства внесено представление от 05.07.2022 №14, которым на министерство возложена обязанность возместить неправомерно израсходованные средства иного межбюджетного трансферта в размере 833 370 рублей.
В адрес предпринимателя министерством направлены требования о возврате субсидий в сумме 930 700 рублей, в том числе: 434 545 рублей 37 копеек – сумма субсидий за май, июнь 2021 года, 496 154 рубля 69 копеек - сумма переплаты средств субсидии из федерального бюджета, установленная УФК по Республике Хакасия в ходе проведённой в отношении Министерства проверки.
В связи с неисполнением предпринимателем требований министерства истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, Министерством заявлено требование о возврате предпринимателем, в том числе 496 154 рублей 69 копеек средств субсидии (установленная управлением сумма переплаты средств субсидии из федерального бюджета в результате расчёта суммы субсидии на основании статистических данных вместо фактических расходов получателя).
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что переплата сумм субсидий возникла в результате действий самого министерства, предоставление недостоверных сведений со стороны предпринимателя не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, учитывая следующее.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчётном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В целях реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 №781, постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.02.2021 №39 утверждён Порядок предоставления субсидий производителям муки на закупку продовольственной пшеницы, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – Порядок №39).
В силу пункта 3.1 Порядка №39 перечень документов, представляемых для предоставления субсидий, включает, в том числе, заявление о предоставлении субсидии (приложение 1 к настоящему порядку), расчёт размера субсидии, причитающейся получателю субсидии (приложение 2 к настоящему Порядку).
Форма документа «Расчёт размера субсидии производителям муки на закупку продовольственной пшеницы, источником финансового обеспечения которой являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета и средства республиканского бюджета Республики Хакасия» представляет собой таблицу, в которой участник отбора указывает класс закупленной продовольственной пшеницы, количество закупленной продовольственной пшеницы, сумму затрат на закупку продовольственной пшеницы, при этом столбцы «Расчёт размера субсидии», «Размер субсидии» заполняются специалистом Министерства.
Субсидии предоставляются в размере 50 процентов разницы между текущей ценой на продовольственную пшеницу и среднемесячной средней ценой в Российской Федерации за аналогичные периоды трёх предыдущих лет по данным Федеральной службы государственной статистики, скорректированной с учётом инфляции (пункт 3.6 Порядка №39).
Размер субсидии, предоставляемой получателю субсидии, определяется в соответствии с пунктом 3.6 настоящего Порядка и не должен превышать объёмов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Хакасия в текущем финансовом году на цели предоставления субсидии (пункт 3.12 Порядка №39).
Согласно пункту 3.8 Порядка №39 получатель субсидии несёт ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных в Минсельхозпрод РХ для предоставления субсидии и для подтверждения соблюдения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 3.7 настоящего Порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка №39 Минсельхозпрод РХ и орган государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
Пунктом 5.2 Порядка №39 предусмотрено, что мерой ответственности за несоблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий является возврат субсидий в республиканский бюджет Республики Хакасия.
В случае несоблюдения получателем субсидий условий, определённых подпунктами 2, 3, 5 - 7 пункта 3.7 настоящего Порядка, выявленного, в том числе по фактам проверок, проведённых Минсельхозпродом РХ или уполномоченным органом государственного финансового контроля, размер субсидии, подлежащий возврату, равен размеру предоставленной субсидии.
Минсельхозпрод РХ в течение 30 дней со дня выявления случаев нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, определённых подпунктами 2 - 7 пункта 3.7 настоящего Порядка, направляет получателю субсидии требование о возврате полученной суммы (части суммы) субсидии с указанием реквизитов счёта для перечисления денежных средств (пункт 5.3 Порядка №39).
Получатель субсидии в течение 30 дней со дня получения требования о возврате полученной суммы (части суммы) субсидии обязан произвести возврат указанной в требовании суммы субсидии (пункт 5.4 Порядка №39).
Возврат предоставленных субсидий производится получателем субсидии в добровольном порядке, а в случае отказа от добровольного возврата указанной в требовании суммы субсидии или возврата её не в полном объёме - в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5.5 Порядка №39).
В соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения, предоставитель обязуется в случае установления предоставителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Республики Хакасия в размере и в сроки, определённые в указанном требовании.
Согласно пункту 5.2.1 соглашения в случае выявления факта представления получателем недостоверных сведений, содержащихся в представленных им документах для получения субсидии и повлекших неправомерное предоставление субсидии, неправомерно полученные суммы субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия.
Как установлено управлением и зафиксировано в акте выездной проверки
от 23.05.2022, размер субсидий, предоставляемых производителям муки, рассчитывался министерством исходя из объёмов закупленной производственной пшеницы в размере 50% разницы между текущей ценой на продовольственную пшеницу и среднемесячной средней ценой в Российской Федерации за аналогичные периоды трёх предыдущих лет по данным Федеральной службы статистики, скорректированной с учётом инфляции. При этом используемый министерством показатель разницы цен на продовольственную пшеницу направляется в целях расчёта потребности субъекта в ином межбюджетном трансферте и не отражает фактические затраты производителей муки. В результате проверки представленных документов установлено, что в ряде случаев фактическая закупочная стоимость пшеницы ниже средней стоимости за предыдущие три года с учётом инфляции и не подлежит компенсации либо подлежит компенсации в меньшем объёме. Сумма фактических затрат предпринимателя, подлежащих компенсации за счёт иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, составляет 526 337 рублей 64 копейки (расчёт приведён в приложении №8 к акту выездной проверки).
Казначейство пришло к выводу о том, что в результате расчёта суммы субсидии на основании статистических данных вместо фактических расходов получателя министерством допущено неправомерное расходование средств субсидии производителям муки на закупку продовольственной пшеницы, источником финансового обеспечения которой являлся иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета, в том числе индивидуальному предпринимателю ФИО2 - 496 154 рубля 69 копеек.
Представлением управления от 05.07.2022 №14 на министерство возложена обязанность возместить неправомерно израсходованные средства иного межбюджетного трансферта.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3.1 Порядка №39 для предоставления субсидий участник отбора представляет расчёт размера субсидии в виде таблицы по форме, установленной приложением 2 к Порядку №39, в которой указывает класс закупленной продовольственной пшеницы, количество закупленной продовольственной пшеницы, сумму затрат на закупку продовольственной пшеницы, при этом столбцы «Расчёт размера субсидии», «Размер субсидии» заполняются специалистом Министерства.
В настоящем деле, расчёт размера субсидии произведён министерством, то есть переплата сумм субсидий возникла в результате действий самого министерства. При этом из материалов дела не усматривается, что на определение размера субсидии повлияло представление предпринимателем в министерство недостоверных сведений. Более того, доказательств нарушения предпринимателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидии и соглашением, в том числе указания недостоверных сведений в представленных получателем в соответствии с соглашением документах, что в соответствии с пунктом 4.1.7 соглашения является основанием для направления предоставителем получателю требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Республики Хакасия, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Таким образом, министерством не доказан факт представления предпринимателем недостоверных сведений, содержащихся в представленных им документах для получения субсидии и повлекших неправомерное предоставление субсидии, что в силу пункта 5.2.1 соглашения влечёт ответственность получателя в виде возврата субсидии.
На основании изложенного, установленные обстоятельства со стороны казначейства не предусмотрены соглашением в качестве оснований возврата предпринимателем полученных средств субсидии.
При таких обстоятельствах, требование министерства не подлежит удовлетворению.
Приведенная заявителем апелляционной жалобы ссылка на судебную практику не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции, так как указанный министерством судебный акт принят при иных фактических обстоятельствах (в настоящем деле факт предоставления недостоверных сведений предпринимателем министерству не подтвержден; расчёт размера субсидии произведён министерством, а не предпринимателем).
Доводы апелляционной жалобы министерства проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «07» июля 2023 года по делу № А74-8055/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Д.В. Юдин
Судьи:
А.Н. Бабенко
О.А. Иванцова