ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-8663/2022 от 11.10.2023 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 октября 2023 года

Дело №

А74-8663/2022

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «11» октября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» октября 2023 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Бабенко А.Н.

судей: Барыкина М.Ю., Иванцовой О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астраханцевым Д.В.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «РостТех»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от «15» августа 2023 года по делу №А74-8663/2022

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «РостТех» (ИНН 2465240182,
ОГРН 1102468036714) (далее – истец, ООО «РостТех») обратилось в арбитражный суд
с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Авия» (ИНН 2465264874,
ОГРН 1112468078282) (далее – ответчик, ООО «Авия») о взыскании 7 628 руб. 15 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами № 01-000009634 от 01.06.2020 за периоды с марта по май 2022 года и с июля
по август 2022 года (с учётом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 октября 2022 года исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 декабря 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.08.2023 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 6 356 (шесть тысяч триста пятьдесят шесть) руб. 80 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами № 01-000009634 от 01.06.2020 за периоды с марта по май 2022 года и с июля по август 2022 года, а также 1666 (одну тысячу шестьсот шестьдесят шесть) руб. 67 коп. возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением № 44258 от 30.09.2022. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на отсутствие оснований для применения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и освобождения ответчика от оплаты налога на добавленную стоимость.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

В соответствии с выпиской из ЕГРН № 99/2022/483220557 от 26.07.2022 ООО «Авия» является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Новая, д. 46, пом. 97, площадью 99,7 кв.м. на основании договора аренды нежилого помещения от 11.09.2017. Срок аренды установлен с 11.09.2017 по 11.09.2022.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 № 1/1576-од ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края на 10 лет.

Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) заключен договор № 01-000009634 от 01.06.2020 (с протоколом разногласий от 04.04.2022) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отхода (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).

Согласно пункту 5 договора № 01-000009634 от 01.06.2020 под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного предельного единого тарифа на оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пунктам 6.1-6.4 договора № 01-000009634 от 01.06.2020 непосредственный расчет ежемесячной стоимости услуг по договору отражается в универсальном передаточном документе (УПД) и счете на оплату. Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в п. 4 настоящего договора, независимо от даты заключения (подписания) настоящего договора. Универсальный передаточный документ оформляется исполнителем не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а заказчик не позднее 01 числа месяца, следующего за отчетным обязан самостоятельно получить их по адресу: пр-кт Красноярский рабочий, 160И. Потребитель обязан подписать универсальные передаточные документы и возвратить подписанные экземпляры региональному оператору не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. В случае уклонения или немотивированного отказа потребителя от подписания универсальных передаточных документов, в том числе в случае если потребитель не вернул подписанный со своей стороны УПД в адрес регионального оператора, услуги считаются принятыми, а универсальные передаточные документы подписанными.

Согласно пункту 7 договора № 01-000009634 от 01.06.2020 сверка расчетов по договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов. В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.

Истцом в адрес ответчика направлены универсальные передаточные документы подписанные региональным оператором в одностороннем порядке от 31.03.2022 № 14009/1, от 30.04.2022 № 18946/1, от 31.05.2022 № 25725/1, от 31.07.2022 № 37229/1, от 31.08.2022 № 44625/1 на общую сумму 7 628 руб. 15 коп. и акт сверки взаимных расчетов за период с февраля по август 2022 года, что подтверждается почтовыми реестрами с описями вложений.

Услуга рассчитывается по формуле: стоимость услуг = норматив х площадь помещения х тариф за куб.м.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов применяется в зависимости от категории объекта.

В соответствии с Приказами № 77-2184-од от 31.12.2020, № 77-673-од от 30.04.2020,
№ 77-712-од от 05.03.2021 (утв. Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли в размере 0,01 куб.м.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края №974-в от 27.12.2018 был утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «РостТех» на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края в размере 1 139,17 руб. за 1 куб.м. с НДС. В соответствии с Приказом №1182-в от 19.12.2019 тариф утвержден в том же размере до 01.01.2021.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 136-в от 18.09.2020 внесены изменения в Приказ Министерства тарифной политики № 1182-в от 19.12.2019, в соответствии с которым с 01.10.2020 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «РостТех» на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1 082,15 за 1 куб.м. с учетом НДС.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 950-в от 18.12.2020 внесены изменения в Приказ Министерства тарифной политики № 1182-в от 19.12.2019, в соответствии с которым с 01.01.2021 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей
ООО «РостТех» на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1 082,15 за 1 куб.м с учетом НДС, а с 01.07.2021 тариф утвержден в размере 1 161,14 руб. за 1 куб.м с учетом НДС.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 198-в от 27.10.2021 внесены изменения в Приказ Министерства тарифной политики № 1182-в от 19.12.2019, в соответствии с которым с 01.11.2021 по 31.12.2021 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «РостТех» на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1 530,23 руб. за куб.м с учетом НДС.

Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края № 889-в от 16.12.2021 внесены изменения в Приказ Министерства тарифной политики № 1182-в от 19.12.2019, в соответствии с которым с 01.01.2022 по 30.06.2022 тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «РостТех» на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края составляет 1 530,23 руб. за куб.м с учетом НДС.

Согласно пункту 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Региональный оператор в одностороннем порядке подписал универсальные передаточные документы за спорный период.

Универсальные передаточные документы направлены потребителю Почтой России.

В претензиях, направленной потребителю Почтой России, региональный оператор просил оплатить задолженность за оказанные услуги.

Ссылаясь на возникновение между сторонами договорных отношений, оказание ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неисполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости услуг, истец обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задолженности по договору на оказания услуг по обращению с ТКО по договору № 01-000009634 от 01.06.2020 за периоды с марта по май 2022 года и с июля по август 2022 года в размере 7 628 руб. 15 коп.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой в обжалуемой части порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.

Истец обратился с требованием к ответчику о взыскании задолженности в размере 7 628 руб. 15 коп. по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными, который по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт владения ответчиком на аренды нежилым помещением № 97, расположенным по адресу г. Красноярск, ул. Новая, д. 46, площадью 99,7 кв.м, осуществление им в указанном помещении предпринимательской деятельности, наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам, признав доказанным факт оказания истцом в спорный период услуги на условиях типового договора, а также невыполнение ответчиком обязанности по ее оплате, учитывая непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, были оказаны в меньшем объеме, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных истцом.

На стадии апелляционного обжалования ответчиком в отзыве на апелляционную жалобу указанные обстоятельства не оспариваются.

Согласно расчету исковых требований стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определена истцом, исходя из объема фактически оказанных услуг (определенного исходя из утвержденного норматива потребления на площадь нежилого помещения), умноженного на единый тариф на услуги регионального оператора с учетом ставки НДС в размере 20%.

Проверив представленный истцом расчет исковых требований, суд первой инстанции признал его арифметически верным.

Вместе с тем, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал, что определение истцом стоимости оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из единого тарифа на услуги регионального оператора с учетом налога на добавленную стоимость (далее также – НДС) является ошибочным в силу подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ).

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласен.

Как следует из материалов дела и сведений о применении истцом общей системы налогообложения, истец в соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметом залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.

Положения названного подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом налога в течение указанного периода.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.

Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только при установлении предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.

Приказом N 1182-в от 19.12.2019 (с учетом внесения изменений) утверждены тарифы на 2020-2022 годы, которые для всех категорий потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не применяется), (что также подтверждается письмом Министерства тарифной политики Красноярского края – которое приобщалось истцом к материалам дела вместе с дополнениями к возражениям на отзыв.).

Таким образом, поскольку единый тариф для истца утвержден с учетом НДС, а в силу положений подпункта 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами, лишь в случае установления региональному оператору тарифа без учета НДС, оснований для отказа истцу в требованиях о взыскании стоимости оказанных услуг с применением НДС у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного, а также учитывая отсутствие в материалах дела доказательств оплаты основного долга, требования истца о взыскании основного долга являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 5 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины (2 000 руб. за рассмотрение дела судом первой инстанции, 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы).

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «15» августа 2023 года по делу № А74-8663/2022 изменить. Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции. Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авия» (ИНН 2465264874, ОГРН 1112468078282) в пользу общества с ограниченной ответственностью «РостТех» (ИНН 2465240182, ОГРН 1102468036714) 7 628 руб. 15 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами № 01-000009634 от 01.06.2020 за периоды с марта по май 2022 года и с июля по август 2022 года, а также 5 000 судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н. Бабенко

Судьи:

М.Ю. Барыкин

О.А. Иванцова