ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А74-995/2008-Ф02-332/2009 от 19.02.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А74-995/2008 - Ф02-332/2009

19 февраля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Белоножко Т.В.,

судей: Новогородского И.Б., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Призма» Кима Д.С. (доверенность от 09.02.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Призма» на решение от 16 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление от 24 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А74-995/2008 (суд первой инстанции – Сидельникова Т.Н., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Дунаева Л.А.),

установил:

В порядке пункта 1 статьи 284, пункта 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 17 февраля 2009 года, мотивированное постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2009 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Призма» (далее – ООО «Призма», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий налоговой инспекции, выразившихся в отказе в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес.

Решением суда от 16 июля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 24 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, пункты 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации сформулированы императивно и устанавливают обязанность налоговой инспекции выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство.

Общество обращает внимание на то, что имеет не отозванную лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, а налоговая инспекция не имеет полномочий по проверке соответствия данной лицензии законодательству Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция выразила несогласие с доводами ООО «Призма», считает обжалуемые обществом судебные акты законными и обоснованными, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом(уведомление №67096 от 22.01.2009), однако своих представителей в заседание суда не направила, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на неё и пояснениях принимавшего участие в заседании суда кассационной инстанции представителя ООО «Призма», проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено арбитражным судом, ООО «Призма» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Заречному Пензенской области 18 февраля 2004 года за основным государственным номером 1045804000494, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации общества серии 58 №000938216.

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму 29 июня 2004 года выдало ООО «Призма» лицензию №004843 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 29 июня 2009 года.

Обществом 26 декабря 2006 года в налоговую инспекцию поданы заявления от 21.12.2006 о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений на территории Российской Федерации в городе Абакане по следующим адресам: ул. Торговая, 5, ул. ФИО1, 67А, ул. Пирятинская, 13А.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия уведомлениями №949867, 949870, 949878 от 29.12.2006 уведомила общество о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения вышеназванных подразделений в городе Абакане.

Письмами №949868, 949871, 949878 от 29.12.2006 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия уведомила Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Заречному Пензенской области о постановке на учет обособленных подразделений организации.

27 декабря 2006 года общество представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений в <...> в количестве 14 игровых автоматов, по улице ФИО1, 67А – 26 игровых автоматов, по улице Пирятинская, 13А – 39 игровых автоматов.

Обществом 29 июня 2007 года также было представлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений в <...> в количестве 50 игровых автоматов, по улице ФИО1, 67А – 26 игровых автоматов, по улице Пирятинская, 13А – 31 игрового автомата.

11 октября 2007 года ООО «Призма» уведомило налоговую инспекцию о временном снятии с учета 50 игровых автоматов по улице Торговая, 5 в связи с проводимым ремонтом в игровых залах.

13 декабря 2007 года общество уведомило налоговую инспекцию о косметическом ремонте в игровых залах по улицам ФИО1, 67А и Пирятинская, 13А и представило заявление о снятии с учета 150 игровых автоматов: по 50 в каждом из перечисленных в уведомлении игорных заведений.

23 января 2008 года ООО «Призма» уведомило налоговую инспекцию о возобновлении с 25 января 2008 года деятельности игровых залов по улицам Торговая, 5, ФИО1, 67А, Пирятинская, 13А в связи с окончанием ремонта.

Одновременно обществом в налоговую инспекцию представлено заявление о регистрации 216 игровых автоматов, в том числе по 50 игровых автоматов в игровых залах по улицам Торговая, 5, ФИО1, 67А, Пирятинская, 13А.

Письмом №СН-13-09/3656 от 11.02.2008 налоговая инспекция сообщила обществу о том, что размещение объектов игорного бизнеса по адресам: <...>; <...> и <...> после вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ неправомерно, поскольку данные заведения не соответствуют требованиям указанного закона.

Не согласившись с отказом налоговой инспекции зарегистрировать игровые автоматы и выдать соответствующее свидетельство, ООО «Призма» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Кодекса к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы.

В целях применения главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, законодатель в пункте 2 статьи 366 Кодекса установил обязанность организации, индивидуального предпринимателя зарегистрировать каждый игровой автомат в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Согласно пункту 2 названной статьи, регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогового органа в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном регулировании"), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Таким образом, поскольку требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вывод суда о том, что оценке действий (бездействия) налогового органа, организации или индивидуального предпринимателя и решении вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком и вправе ли он осуществлять деятельность в игорном бизнесе, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве, а также о том, что применение Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика, является правильным.

По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании" и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании" установлено правило, в силу которого с 01.01.2007 игорное заведение может быть открыто исключительно в игорной зоне в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. По смыслу статьи 9 Федерального закона "О государственном регулировании" Республика Хакасия не включена в перечень игорных зон на территории Российской Федерации, в связи с чем, после 01.01.2007 года открытие игорного заведения на территории данного субъекта Российской Федерации недопустимо.

В части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" законодатель обозначил критерии игорных заведений, которые вправе продолжить после 01.01.2007 свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. К таким критериям законодатель отнес наличие соответствующей лицензии и соответствие игорного заведения требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 указанного Федерального закона. При этом игорное заведение должно соответствовать названным критериям в совокупности.

Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона "О государственном регулировании" возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. При этом в силу части 6 статьи 16 названного закона деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 указанной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.

Как установлено судом, ООО «Призма» не соответствует вышеназванным требованиям.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов.

Судом установлено, что по состоянию на 01.01.2007 игорные заведения общества не соответствовали требованиям пункта 8 части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании", поскольку на указанную дату ООО «Призма» по улице Торговая, 5 было размещено и зарегистрировано 14 игровых автоматов; по улице ФИО1, 67А – 26 игровых автоматов; по улице Пирятинская, 13А – 39 игровых автоматов. Таким образом, право продолжать осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений с 01.01.2007 у общества не возникло.

Следовательно, у налоговой инспекции не возникла корреспондирующая обязанность зарегистрировать игровые автоматы в качестве объектов налогообложения и выдать обществу свидетельство об их регистрации либо внести изменения в ранее выданное свидетельство в связи с изменением количества объектов.

Таким образом, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод апелляционного суда о том, что сопоставление содержания частей 1 и 6 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" позволяет обозначить период времени с даты вступления данного Федерального закона в силу (01.01.2007) до 01.07.2007 как организационный срок, предоставленный организаторам азартных игр для прекращения деятельности игорных заведений, не отвечающих на 01.01.2007 требованиям частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании", и что возможность продолжения до 30.06.2007 деятельности игорных заведений, не соответствующих требованиям частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании", а равно процедура приведения таких игорных заведений в соответствие с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" законодательством не предусмотрены. В силу прямого указания в части 1 статьи 16 названного Федерального закона с 01.01.2007 деятельность вправе продолжить только те организаторы азартных игр, игорные заведения которых уже соответствовали на эту дату требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании".

Довод заявителя жалобы, о том, что общество имеет не отозванную лицензию, был предметом исследования судов и правомерно отклонен по следующим основаниям.

В части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании" в качестве одного из оснований для продолжения деятельности по организации и проведению азартных игр до 30.06.2007 является наличие соответствующей лицензии.

Из материалов дела следует, что общество действительно имеет лицензию №004843 от 29.06.2004 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 29.06.2009.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании") деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О лицензировании" в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, помимо прочих сведений указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Указанное требование введено в процедуру лицензирования пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ) и с учетом пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ и даты официального опубликования действует с 14.07.2005.

На дату выдачи обществу лицензии №004843 требование об указании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности Федеральным законом "О лицензировании" не было предусмотрено, обязанность лицензиатов по приведению в соответствие с требованиями пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О лицензировании" и переоформлению с этой целью ранее полученных лицензий Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ не установлена.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 №45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 №80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

После 14.07.2005 действие выданной заявителю 29.06.2004 лицензии №004843 не прекращено в установленном порядке, в связи с чем, по состоянию на 01.01.2007 указанную лицензию следует расценивать как соответствующую в том смысле, какой придается этому понятию в части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании".

Статьей 1 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ статья 9 Федерального закона "О лицензировании" дополнена пунктом 5, которым установлена обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения. Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О лицензировании" обозначено как обстоятельство, порождающее обязанность лицензиата либо его правопреемника подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (с учетом пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ указанные требования действуют с 14.07.2005).

Адреса осуществления ООО «Призма» лицензируемой деятельности по организации азартных игр изменились 27.12.2006, когда общество представило заявление о регистрации 355 игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес по местам нахождения обособленных подразделений в городе Абакане, в том числе по улицам Торговая, 5, ФИО1, 67А, Пирятинская, 13А.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у ООО «Призма» возникла обязанность в срок не позднее чем через пятнадцать дней после подачи заявления о регистрации объектов налогообложения сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности и подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Неисполнение обществом обязанностей, предусмотренных пунктом 5 статьи 9, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О лицензировании" в совокупности с установленными судом обстоятельствами (отсутствие на 01.01.2007 игорного заведения, соответствующего требованиям части 6 статьи 6, частей 1, 3 - 5 статьи 8, части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании"), являлись законным основанием для отказа налоговой инспекцией в регистрации игровых автоматов и выдачи ООО «Призма» соответствующего свидетельства.

Ссылка общества на письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2-5-09/00016@ от 26 июня 2008 «О регистрации в налоговых органах объектов налогообложения игорного бизнеса» не может быть принята во внимание, так как документ не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному вопросу.

Таким образом, вывод суда, что отказ налоговой инспекции в выдаче свидетельств о регистрации игровых автоматов обусловлен тем, что действия общества в сфере игорного бизнеса находились за пределами правового поля, регулируемого Федеральным законом "О государственном регулировании" и главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации, что права и обязанности налогоплательщика в рамках главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации у ООО «Призма» не возникли и вследствие этого у налоговой инспекции не возникла установленная пунктом 6 статьи 366 Кодекса обязанность выдать обществу свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, является правильным.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую юридическую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия, постановление от 24 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу №А74-995/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу в день принятия.

Председательствующий судья

Т.В. Белоножко

Судьи

И.Б. Новогородский

М.А. Первушина