ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-10678/18 от 19.12.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 декабря 2018 года

                                                          Дело № А75-10678/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14027/2018 ) территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 по делу № А75-10678/2018 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании частично незаконным решения, выраженного в сообщении от 05.06.2018 № Н-Ю-261 о результатах рассмотрения возражения от 29.05.2018 № 3071 на акт проверки, а также по встречному заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть -Яхская окружная клиническая больница» об обязании возвратить в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, уплатить штраф и пени в сумме, а также возвратить средства нормированного страхового запаса,

при участии в судебном заседании представителей:

от территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры – Кондрашова Л.П. (личность удостоверена паспортом, по доверенности № 8 от 19.09.2018 сроком действия по 31.12.2018);

от бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» - Петров Д.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности № 02 от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018);

установил:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» (далее – заявитель, БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заинтересованное лицо, Фонд ОМС, территориальный фонд) о признании частично незаконным решения, выраженного в сообщении от 05.06.2018 № Н-Ю-261 о результатах рассмотрения возражения от 29.05.2018 № 3071 на акт проверки, и обязании устранить нарушение прав заявителя.

В свою очередь от Фонда ОМС поступило встречное заявление об обязании Учреждения возвратить в бюджет ТФОМС средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 236 167,44 руб., уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 23 616,74 руб., пени в сумме 2054,66 руб., а также возвратить средства нормированного страхового запаса в бюджет ТФОМС в сумме 1 645 989,67 руб. (т.3, л.д. 8-32).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 по делу № А75-10678/2018 заявление БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» удовлетворено, признано незаконным и отменено решение территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выраженное в сообщении от 05.06.2018 № Н-Ю-261 о результатах рассмотрения возражения от 29.05.2018 № 3071 на акт проверки, в части требований о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры средств обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 236 167 руб. 44 коп., уплаты в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры штрафа в размере 23 616 рублей 74 копеек и пени в размере 2054 руб. 66 коп., а также в части требований о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры средств нормированного страхового запаса в сумме 1 645 989 руб. 67 коп. С территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу БУ «Пыть-Яхская окружная клиническая больница» взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 руб.

В удовлетворении встречного заявления территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд ОМС обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на несоблюдение медицинской организацией нормативных правовых актов при получении средств из бюджета ТФОМС Югры, которое привело к нарушению установленных условий их получения и использования.

Податель жалобы настаивает на том, что средства нормированного страхового запаса территориального фонда, перечисленные медицинской организации, не могут пойти на оплату уже оплаченного им ремонта медицинского оборудования и повышение квалификации работников. По мнению Фонда ОМС в данном случае получилось двойное финансовое обеспечение одних и тех же нужд медицинской организации из бюджета ТФОМС Югры.

Также податель жалобы считает неправомерным начисление и выплаты единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска сотрудникам медицинской организации дважды в календарном году. Полагает, что медицинская организация обязана была учесть данное обстоятельство при утверждении графиков отпусков в 2018 году.

Оспаривая доводы подателя жалобы, Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Фонда ОМС поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

На основании приказа директора Фонда ОМС от 10.04.2018 № 251 «О проведении проверки» в отношении Учреждения, была проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования и средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.

Результаты проверки отражены в акте № 06-НЮ от 22.05.2018 (т.2, л.д. 1-57).

В ходе проверки Фонд ОМС пришел к выводу о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС в сумме 514 021 руб. 58 коп., а также использованием Учреждением средств нормированного страхового запаса в нарушение требований Постановления Правительства РФ № 332 от 21.04.2016 года «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» (далее - Постановление № 332) в сумме 1 651 489 руб. 67 коп.

Указанные выводы Фонда ОМС, оспариваемые Учреждением в рамках рассматриваемого спора, основаны на следующем.

По мнению Фонда ОМС Учреждением в нарушение пункта 5 части 1 раздела III Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ханты- Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год от 29.12.2016 (с соответствующими изменениями и дополнениями), пункта 6.7 Положения об установлении системы оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного приказом департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.10.2015 № 13-нп (далее – Порядок № 13-нп), а также пункта 6.6 Положения № 13-нп, допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 236 167 руб. 44 коп., выразившееся в начислении и выплате единовременной выплаты к отпуску сотрудникам Учреждения дважды в календарном году в отношении следующих сотрудников Учреждения – Боруевой С.А., Белослюдцевой М.Н., Люст С.Н., Скачковой И.В., Газетдиновой Н.З.

Учреждению было предложено перечислить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в бюджет Фонда ОМС, а также уплатить соответствующие суммы штрафа и пени в случае несвоевременного возврата указанных средств.

Кроме того, Фонд ОМС пришел к выводу о том, что Учреждением допущено нарушение пункта 1 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 (далее – Правила № 332), пункта 6 и подпункта «г» пункта 9 Соглашений, заключенных между Фондом ОМС и Учреждением о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по проведению ремонта медицинского оборудования, что повлекло нарушение порядка использования Учреждением средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 1645989 руб. 67 коп. (в том числе, по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в сумме 146 029 руб., по проведению ремонта медицинского оборудования в сумме 1 499 960 руб. 67 коп.). По мнению Фонда ОМС указанное нарушение выразилось в оплате договоров по исполнению указанных мероприятий ранее, чем между Фондом ОМС и Учреждением были заключены упомянутые Соглашения и ранее, чем соответствующие денежные средства были получены Учреждением на основании этих Соглашений.

Фонд ОМС, установив указанные обстоятельства, на этом основании предъявил требование к Учреждению возвратить в бюджет ТФОМС средства нормированного страхового запаса в общей сумме 1 651 489 руб. 67 коп.

29.05.2018 в связи с несогласием с актом проверки в части нецелевого использования средств ОМС, Учреждением были направлены возражения на акт проверки от 29.05.2018 № 3071 по указанным эпизодам (т.3, л.д. 94-97).

05.06.2018 Фонд ОМС направил в адрес Учреждения сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки № Н-Ю-261, в котором отклонил возражения Учреждения по указанным эпизодам. Фонд ОМС возложил на Учреждение обязанность возвратить в бюджет Фонда ОМС сумму в размере 514 021 руб. 58 коп. (в том числе спорную сумму 236 167 руб. 44 коп.), оплатить штраф в сумме 51 402 руб. 14 коп.за нецелевое использование средств ОМС (в том числе в спорной сумме 23 616 руб. 74 коп.), а также произвести возврат средств нормированного страхового запаса в сумме 1 651 489 руб. 67 коп.

Не согласившись с сообщением о результатах рассмотрения возражений на акт проверки № Н-Ю-261 в части требований о возврате в бюджет ТФОМС средств обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 236 167 руб. 44 коп., уплаты в бюджет ТФОМС штрафа в размере 23 616 руб. 74 коп. и пени в размере 2054 руб. 66 коп., а также в части требований о возврате в бюджет ТФОМС средств нормированного страхового запаса в сумме 1 645 989 руб. 67 коп., Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Фонд ОМС, в свою очередь, обратился в суд со встречным заявлением об обязании Учреждения возвратить в бюджет ТФОМС средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 236 167 руб. 44 коп., уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 23 616 руб. 74 коп., пени в сумме 2054 руб. 66 коп., а также возвратить средства нормированного страхового запаса в бюджет ТФОМС в сумме 1 645 989 руб. 67 коп.

27.09.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Правоотношения сторон пора регулируются нормами Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, согласно пункту 27 которого возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ.

В силу пункта 28 указанного Положения при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подготовленное структурным подразделением территориального фонда, ответственным за организацию проведения конкретной проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации.

В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.

Таким образом, Учреждение в пределах предоставленных ему полномочий обоснованно обратилось в арбитражный суд с рассматриваемом заявлением об оспаривании в части сообщения Фонда ОМС от 05.06.2018 № Н-Ю-261 о результатах рассмотрения возражения от 29.05.2018 № 3071 на акт проверки.

По эпизоду нецелевого использования средств ОМС в сумме 236 167,44 руб., выразившегося в начислении и выплате единовременной выплаты к отпуску сотрудникам Учреждения дважды в календарном году, суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, признает правомерными доводы Учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Основанием для вывода Фонда ОМС в указанной части является ссылка на нарушение Учреждением положений пункта 5 части 1 раздела III Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2017 год от 29.12.2016, пункта 6.7 Порядка № 13-нп, предусматривающими, что работникам медицинских организаций на основании приказа руководителя медицинской организации о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и единовременной выплаты один раз в календарном году выплачивается единовременная выплата, в то время как Учреждением допущены факты указанных выплата дважды в течение календарного 2017 года.

Вместе с тем, Фондом ОМС в рассматриваемом случае не учтено следующее.

Пунктом 7.3 Коллективного договора Учреждения на 2015-2017 годы предусмотрено осуществление единовременной выплаты работникам при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск, основанием для которой является приказ руководителя о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и единовременной выплаты. В случае разделения ежегодного оплачиваемого отпуска в установленном порядке на части единовременная выплата выплачивается при предоставлении любой из частей указанного отпуска не позднее, чем за три дня до начала очередного отпуска на основании письменного заявления работника.

Указанное положение Коллективного договора соответствует требованиям статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата отпуска (в том числе все выплаты, полагающиеся работнику к оплате отпуска) производится не позднее чем за три дня до его начала.

Как следует из представленных в материалы дела документов и по существу не оспаривается Фондом ОМС, единовременная выплата работникам Учреждения к ежегодно предоставляемому отпуску за 2017 год была произведена в течение 2017 года.

Кроме того, 06.12.2017 Учреждением была произведена единовременная выплата 5 сотрудникам Учреждения к ежегодно предоставляемому отпуску за 2018 год, который начинался у указанных работников с 01.01.2018, 08.01.2018 и 09.01.2018.

В соответствии с обязательными требованиями статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации Упреждение должно было произвести единовременную выплату к отпуску за 2018 год указанным работникам не позднее 28.12.2017, 04.01.2018 и 05.01.2018 соответственно.

Однако, как правомерно со ссылкой на приказ департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.12.2017 № 173-О, указывает Учреждение, произвести любые выплаты в период выходных (праздничных) дней с 01.01.2018 по 08.01.2018 не представлялось возможным. Следовательно, у работодателя возникла обязанность произвести выплату всех сумм к отпуску указанным работникам, предоставленному за 2018 год, в 2017 году.

Фондом ОМС не указано правовых оснований, позволяющих Учреждению отказать сотрудникам в предоставлении им единовременной выплаты к отпуску за 2018 год к любой выбранной работником части отпуска, а также наделяющих медицинскую организацию обязанностью формировать график отпусков с учетом порядка № 13-нп.

Ссылка Фонда ОМС на пункт 6.7 Порядка № 13-нп, утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для несоблюдения медицинской организацией обязательных требований трудового законодательства Российской Федерации, на которые обоснованно ссылалось Учреждение при предоставлении возражений на акт проверки.

Фондом ОМС не представлено документов, свидетельствующих о том, что указанные 5 сотрудников Учреждения получили единовременную выплату к отпуску, предоставленному за 2018 год, помимо той, что была им выплачена 06.12.2017.

Таким образом, оплата 5 сотрудникам Учреждения единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2018 год 06.12.2017 в сумме 236 167,44 руб. не свидетельствует о использование средств ТФОМС на цели, не соответствующие условиям и правовым основаниям их получения, то есть не является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах у Фонда ОМС отсутствовали правовые основания для требования возвратить указанную сумму в бюджет ТФОМС, а также уплатить соответствующие суммы штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования и пени за несвоевременный возврат 236 167,44 руб. в бюджет ТФОМС.

По эпизоду о нецелевом использовании Учреждением средств нормированного страхового запаса в общей сумме 1 651 489 руб. 67 коп. суд апелляционной инстанции  соглашается с позицией Учреждения поддержанной судом первой инстанции о незаконности оспариваемого сообщения Фонда ОМС в указанной части.

Порядок использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования определены Правилами № 332.

Средства нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, приобретению медицинского оборудования, проведению ремонта медицинского оборудования предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных Правилами № 332, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 2 Правил № 332).

Пункт 3 Правил № 332 предусматривает, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 Правил № 332.

В силу пункта 4 Правил № 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих обязательных условий:

а) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;

б) включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.

В случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил № 332 (для организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации), использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 Правил № 332 следующих дополнительных условий:

а) наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе;

в) внесение изменений (при необходимости) в план финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации в целях реализации мероприятий.

В случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте «в» пункта 1 Правил № 332 (для проведения ремонта медицинского оборудования), использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 Правил № 332 следующих дополнительных условий: а) наличие у медицинской организации потребности в ремонте медицинского оборудования, предусмотренного утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи; б) наличие документов, подтверждающих, что подлежащее ремонту медицинское оборудование находится в собственности (оперативном управлении) медицинской организации и принято к бухгалтерскому учету; в) наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие; г) наличие акта о вводе медицинского оборудования в эксплуатацию; д) наличие документа, подтверждающего выход медицинского оборудования из строя; е) истечение срока гарантийного обслуживания медицинского оборудования; ж) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на ремонт медицинского оборудования.

Материалами дела подтверждается и Фондом ОМС по существу не оспаривается, что все условия, предусмотренные пунктами 4, 5 и 7 Правил № 332 Учреждением были соблюдены.

Приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.12.2016 № 1499 «О внесении изменений в Приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.10.16 № 1112 «Об утверждении плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2016» Учреждению на ремонт медицинского оборудования в 2017 году выделено 5 721 327 руб. 01 коп., а также на повышение квалификации - 129 804 руб.

Приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.04.2017 № 332 «Об утверждении Плана мероприятий» учреждению была увеличена сумма на повышение квалификации на 52 400 рублей.

29.06.2017 сумма на повышение квалификации была увеличена ещё на 28 200 рублей (протокол заседания комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 29.06.2017 № 17).

На основании утвержденных средств нормированного страхового запаса Фонда ОМС, Учреждением были заключены:

- договор на ремонт медицинского оборудования с «ЮграТехСервис» № 0387200001517000111-0038597-01 от 13.06.2017 на сумму 1 499 960 руб. 67 коп.;

- договоры по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации: договор № 887 от 15.03.2017; договор № 755-17-17 от 10.02.2017; договор № 759-17-17 от 27.01.2017; договор № 915-17-17 от 07.04.2017; договор № 183 от 06.02.2017; договор № 286 от 10.04.2017; договор № 56596 от 20.02.2017; договор № 56767 от 06.03.2017; договор № 89 от 23.01.2017; договор № 399 от 30.01.2017; договор № 78-17 от 23.01.2017; договор № 234-17 от 01.03.2017; договор № 317000355 от 06.02. 2017; договор № 317000448 от 10.02. 2017; договор № 317001079 от 06.04. 2017; договор № 317001306 от 20.04. 2017; договор № 9-2017 от 26.01. 2017; договор № 287/158310 от 11.04. 2017; договор № 913-17-17 от 11.04. 2017; договор № 395 от 17.03. 2017; договор № 317000458 от 11.02. 2017.

Как указывалось ранее, выплата средств нормированного страхового запаса производится на основании соглашения, заключенного между Фондом ОМС и медицинской организацией.

Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 354н утверждена типовая форма и Порядок заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее – Порядок № 354н).

Согласно пункту 2 Порядка № 354н медицинская организация представляет в Фонд проект соглашения, типовая форма которого утверждена приложением № 1 к упомянутому приказу, подписанного уполномоченным лицом медицинской организации, и график перечисления средств, являющийся приложением к Соглашению, в 2 экземплярах.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 354н Фонд в течение 3 рабочих дней рассматривает проект Соглашения на предмет соответствия Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилам № 332, типовой форме Соглашения, а также Порядку № 354н. По результатам рассмотрения уполномоченное лицо Фонда подписывает Соглашение или направляет в адрес медицинской организации замечания и предложения по Соглашению (пункт 4). После подписания Соглашения уполномоченным лицом Фонда один экземпляр Соглашения направляется в адрес медицинской организации, один - хранится в Фонде (пункт 5).

Анализ положений Порядка № 354н и Правил № 322 свидетельствует, что указанными нормативными актами не установлен какой-либо запрет на оплату медицинской организацией договоров по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации и по проведению ремонта медицинского оборудования до момента заключения вышеупомянутых соглашений с ТФОМС.

Также, вопреки доводам Фонда ОМС, пункт 6 и подпункт «г» пункта 9 типового соглашения, утвержденного Порядком № 354н, в соответствии с которым между Учреждением и территориальным фондом были заключены Соглашения о финансовом обеспечении от 24.08.2017, не предусматривают такого запрета.

Как правомерно указывает Учреждение, в целях своевременного выполнения своих обязательств по договору на ремонт медицинского оборудования, Учреждением была произведена оплата выполненных работ 27.06.2017, то есть до подписания Соглашения с Фондом ОМС.

Так же до подписания Соглашения с Фондом ОМС Учреждением произведена оплата договоров на повышение квалификации, поскольку в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2016 № 563-п «О мерах по реализации закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», а также по условиям вышеуказанных договоров предусмотрена предоплата в размере 100 процентов.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что средства нормированного страхового запаса, выделенные Учреждению в общей сумме 1 645 989 руб. 67 коп. были фактически использованы на оплату организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации и на оплату ремонта медицинского оборудования.

Доказательств того, что указанные мероприятия по организации дополнительного профессионального образования работников Учреждения и по ремонту медицинского оборудования, нуждающегося в таком ремонте, фактически не были произведены Учреждением, Фондом ОМС не представлено.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 332 основанием для возврата средств нормированного страхового запаса в бюджет территориального фонда являются только случаи несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных пунктами 4 - 7 Правил № 332 и соглашения о финансовом обеспечении мероприятий.

Поскольку в рассматриваемом случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении Учреждением условий, предусмотренных пунктами 4-7 правил № 332 и Соглашений с Фондом ОМС, правовых оснований требовать возврата денежных средств в сумме 1 645 989 руб. 67 коп. у Фонда не имелось.

Пункт 16 Правил № 332, на который ссылается Фонд ОМС, в рассматриваемом случае не может быть применен к спорным правоотношениям. Указанным пунктом предусмотрено, что средства для финансового обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке. Факта использования средств нормированного страхового запаса в размере 146 029 руб. не на оплату организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации в сумме, а также средств нормированного страхового запаса в размере 1 499 960 руб. 67 коп. не на оплату ремонта медицинского оборудования Фондом не доказано.

Средства нормированного страхового запаса в сумме 1 645 989 руб. 67 коп. были использованы Учреждением по целевому назначению, то есть на цели, соответствующие условиям их получения и правовым основаниям их получения (оплата по договору с ООО «ЮграТехСервис» на ремонт медицинского оборудования от 13.06.2017 и оплата по вышеупомянутым договорам на дополнительное профессиональное образование медицинских работников по программе повышения квалификации).

Доводы Фонда ОМС о том, что в данном случае получилось двойное финансовое обеспечение одних и тех же нужд медицинской организации из бюджета ТФОМС Югры, не принимаются судом апелляционной инстанции как несоответствующие обстоятельствам дела.

Расходование средств территориального фонда медицинского страхования, как составной части бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)), безусловно, должно отвечать принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, изложенному в статьях 38, 147 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», устанавливающей названные принципы в системе обязательного социального страхования; статье 306.4 БК РФ, определяющей, что под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Учреждением обоснованно указано на отсутствие в рассматриваемом случае фактов двойного финансирования и нецелевого использования средств, поскольку лечебным учреждением после получения средств нормированного страхового запаса фактически восстановлены на счете ОМС денежные средства, использованные ранее на цели, для которых и были выделены спорные суммы нормированного страхового запаса.

Фондом не учтено, что заимствование денежных средств между названным выше источниками и, соответственно, счетами учреждения предусмотрено пунктами 146 и 147 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учреждения, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174-н.

При таких обстоятельствах у Фонда ОМС отсутствовали правовые основания для требования возвратить указанную сумму средств нормированного страхового запаса в бюджет ТФОМС.

Поскольку сообщение Фонда ОМС от 05.06.2018 противоречит вышеупомянутым нормам права и нарушает права и законные интересы Учреждения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признание его незаконным и отмене в оспариваемой Учреждением части.

В связи с удовлетворением требований первоначального заявления в удовлетворении по встречному заявлению требований Фонда отказано.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана верная оценка фактическим обстоятельствам спора и сформулированы выводы, соответствующие материалам дела.

Как следствие, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате Фондом ОМС, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден, распределению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2018 по делу № А75-10678/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий                                                                                     О.А. Сидоренко

Судьи                                                                                                                      Н.А. Шиндлер

                                                                                                                                      А.Н. Лотов