Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-1105/2009
резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.,
судей Комковой Н.М.,
Перминовой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Матуся А.Г. по доверенности № 20 от 02.03.2009,
кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на решение от 23.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 21.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А75-1105/2009 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, при участии Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре, Администрации Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры о признании незаконными действий государственного органа,
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре, в соответствии с приказом от 27.06.2008 № 117 переименованное в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре (далее - ТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к управлению Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (далее – УФРС) о признании незаконным отказа Октябрьского отдела УФРС (далее –Отдел УФРС) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/06/010/2008/00008:0000:00/00, расположенный по адресу Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, Октябрьский район, Октябрьское лесничество, кв. 1, выд. 1-95, кв. 2 выд. 1-87, кв. 3 выд. 1-67, кв. 4 выд. 1-143, кв. 5 выд. 1-111, кв. 6 выд. 1-52, кв. 1, выд. 1-95, кв. 2 выд. 1-87, кв. 3 выд. 1-67, кв. 4 выд. 1-143, кв. 5 выд. 1-111, кв. 6 выд. 1-52, кв. 7, выд. 1-56, кв. 8 выд. 1-103, кв. 9 выд. 1-110, кв. 10 выд. 1-66, кв. 11 выд. 1-36, кв. 12 выд. 1-46, кв. 13, выд. 1-123, кв. 14 выд. 1-74, кв. 15 выд. 1-66, кв. 16 выд. 1-66, кв. 17 выд. 1-147, кв. 18 выд. 1-82, кв. 19, выд. 1-142, кв. 20 выд. 1-125, кв. 21 выд. 1-54, кв. 22 выд. 1-66, кв. 23 выд. 1-126, кв. 24 выд. 1-41, кв. 25, выд. 1-131, кв. 26 выд. 1-21, кв. 27 выд. 1-32, кв. 28 выд. 1-48, кв. 29 выд. 1-71, кв. 30 выд. 1-186, кв. 31, выд. 1-46, кв. 32 выд. 1-12, кв. 33 выд. 1-29, кв. 34 выд. 1-9, кв. 35 выд. 1-32, кв. 36 выд. 1-41, кв. 37, выд. 1-95, кв. 38 выд. 1-120, кв. 39 выд. 1-41, кв. 40 выд. 1-50, кв. 41 выд. 1-165, кв. 42 выд. 1-40, кв. 43, выд. 1-61, кв. 44 выд. 1-77, кв. 45 выд. 1-77, кв. 46 выд. 1-30, кв. 47 выд. 1-9, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 16.10.2008 № 25/003/2008-99, и обязании Отдела УФРС осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вышеназванный лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/06/010/2008/00008:0000:00/00.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент лесного хозяйства), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Роснедвижимости), Администрация Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (далее –Администрация).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры требования ТУ Росимущества удовлетворены в части признания незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/06/010/2008/00008:0000:00/00, расположенный по вышеуказанному адресу, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации от 16.10.2008 № 25/003/2008-99. В качестве способа устранения нарушения прав ТУ Росимущества указано на обязанность Отдела УФРС повторно рассмотреть поданное ТУ Росимущества заявление от 16.06.2008 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации с соблюдением норм Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее –Закон № 122-ФЗ), нормативных правовых актов, регулирующих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и принять решение о регистрации заявленного права, либо мотивировано отказать в государственной регистрации.
Требования ТУ Росимущества об обязании Отдела УФРС осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/06/010/2008/00008:0000:00/00 судом первой инстанции оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 21.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части удовлетворения требований ТУ Росимущества отменено, в этой части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Судами и материалами дела установлено следующее.
16.06.2008 ТУ Росимущества, действуя в интересах Российской Федерации, во исполнение пункта 4 протокола совещания от 13.12.2007 (т. 1 л.д. 63-66) обратилось в Отдел УФРС с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок (т. 2 л.д. 38).
Согласно заявления ТУ Росимущества от 13.07.2008 государственная регистрация была приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 122-ФЗ (т. 2 л.д.40). Письмом от 16.10.2008 № 25/003/2008-99 регистрирующий орган сообщил ТУ Росимущества об отказе в государственной регистрации права собственности со ссылкой на абзацы 10 и 11 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ (т. 1 л.д.10-13).
При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом было установлено, что по данным Управления Роснедвижимости в состав спорного лесного участка в границах согласно прилагаемого плана (т. 1 л.д. 14, 82) поставлены на кадастровый учет 58 земельных участков из земель категории «земли промышленности» и 5 земельных участков из земель категории «земли запаса». Также указывалось на представление Администрацией 27 выписок из государственного земельного кадастра на земельные участки категории «земли запаса», находящиеся в границах спорного участка.
Из отказа Отдела УФРС следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее –ЕГРП) в составе лесного участка, предоставленного на регистрацию права собственности, имеются записи о праве собственности Российской Федерации на лесные участки: 86:07:0102006:016 № 86-72-25/004/2006-217 от 06.10.2006, 86:07:0102006:0126 № 86-72-25/003/2005-222 от 18.11.2005, 86:07:0102006:0119 № 86-72-25/003/2005-190 от 09.11.2005, 86:07:0102006:0053 № 86-72-25/004/2006-358 от 08.11.2006, 86:07:0102006:0701 № 86-72-25/003/2005-190 от 09.11.2005, 86:07:0102006:0167 № 86-72-25/004/2006-214 от 06.10.2006, обремененные правом аренды, то есть существуют противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
Также указано, что ТУ Росимущества не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно, кадастровый паспорт лесного участка и правоустанавливающий документ по земельным участкам иных категорий.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок не основан на нормах действующего законодательства, ТУ Росимущества обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
ТУ Росимущества представило в регистрирующий орган план лесного участка с картой-схемой расположения и границами лесного участка, подготовленный Департаментом лесного хозяйства на основе данных государственного лесного реестра и материалов лесоустройства (т. 1 л.д.14, 82).
Согласно ответу Управления Роснедвижимости от 24.10.2008 № 620 (т. 2 л.д. 43) на запрос Отдела УФРС (т. 2 л.д. 41-42), сделанного в ходе проведения правовой экспертизы представленных документов, в границах лесного участка № 86/06/010/2008/00008:0000:00/00 хаотично расположены 15 земельных участков, поставленные на кадастровый учет и предоставленные юридическим лицам на праве аренды.
Согласно выпискам из ЕГРП от 04.03.2009 № 25/004/2009-006, от 04.03.2009 № 25/004/2009-007, от 04.03.2009 № 25/004/2009-008, от 04.03.2009 № 25/004/2009-009, от 04.03.2009 № 25/004/2009-010 в ЕГРП имеются записи о праве собственности Российской Федерации на участки из числа ранее поставленных на кадастровый учет, а именно участки с кадастровыми номерами 86:07:0102006:0166, 86:07:0102006:01119, 86:07:0102006:0167, 86:07:0102006:0126 (т. 2. л.д. 34-37), а также имеется запись о праве собственности ООО «Национальная община «Кедр» на земельный участок с кадастровым номером 86:07:0102006:0053 (т. 2. л.д. 33).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования частично, исходил из того, что из представленных в материалы дела письма Управления Роснедвижимости от 24.10.2008 № 620, карты-схемы расположения и границ лесного участка, плана-схемы лесного участка с номером учетной записи в государственном лесном реестре 86/06/010/2008/00008:0000:00/00 не представляется возможным достоверно установить, входят или нет земельные участки с кадастровыми номерами 86:07:0102006:0166, 86:07:0102006:01119, 86:07:0102006:0167, 86:07:0102006:0126, 86:07:0102006:0053, а также иные земельные участки, в состав лесного участка, право собственности на который просит зарегистрировать заявитель, и пришел к выводу о несоответствии отказа Отдела УФРС в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный лесной участок требованиям Закона № 122-ФЗ по причине немотивированности.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с судом первой инстанции, что из представленных документов невозможно определить, какие именно участки входят, либо не входят в состав лесного участка, право собственности на который просит зарегистрировать ТУ Росимущества, вместе с тем пришел к выводу, что, поскольку имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами и они не устранены ТУ Росимущества в установленный для осуществления государственной регистрации срок, регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 69, 92, 93 Лесного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 4.1, статьи 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Закона № 122-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», полно и всесторонне исследовал все юридически значимые для дела факты и доказательства, оценив доводы участвующих в деле лиц (в том числе, относительно того, что ранее были поставлены на кадастровый учет (сформированы) земельные и лесные участки, входящие в состав спорного лесного участка), сделал верный вывод, что заявителем не представлено совокупности допустимых доказательств, опровергающих доводы и доказательства Отдела УФРС о необходимости предоставления кадастрового паспорта спорного лесного участка, в связи с чем Отдел УФРС правомерно в качестве основания для отказа в государственной регистрации прав сослался на пункт 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
Таким образом, поскольку по результатам рассмотрения настоящего дела судами обеих инстанций был признан обоснованным вывод регистрирующего органа о наличии противоречий в представленных на регистрацию документах, часть которых влекла необходимость представления кадастрового паспорта спорного участка, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований в полном объеме, учитывая, что в оспариваемом письме содержалось подробное изложение причин отказа со ссылками как на нормы права, так и на установленные проверкой обстоятельства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 21.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1105/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи Н.М. Комкова
И.В. Перминова
Информацию о движении дела можно получить на сайте суда www.faszso.arbitr.ru