Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А75-11591/2017
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Ильина В.И.
ФИО1
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югре на решение от 06.09.2017 Арбитражного суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.)
и постановление от 07.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу
№ А75-11591/2017 по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (628012, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 14, ИНН 8601002423,
ОГРН 1028600512710) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: дошкольная образовательная автономная некоммерческая организация «Антошка», автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка «Кнопочка», частное учреждение дошкольная образовательная организация детский сад «Карапуз».
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Сизикова Л.В.) в заседании участвовали представители:
от Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска – ФИО2 по доверенности от 13.07.2017,
от Управления Федеральной антимонопольной службы
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – ФИО3
по доверенности от 02.10.2017, ФИО4 по доверенности
от 10.01.2018.
Суд установил:
Департамент муниципальной собственности Администрации города
Ханты-Мансийска (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании пунктов 2, 3, 4 решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление, антимонопольный орган) от 06.07.2017 незаконными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дошкольная образовательная автономная некоммерческая организация «Антошка» (далее – ДО АНО «Антошка»), автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка «Кнопочка» (далее – АН ДОО «Центр развития ребенка «Кнопочка»), частное учреждение дошкольная образовательная организация детский сад «Карапуз» (далее – ЧУ ДОО ДС «Карапуз»).
Решением от 06.09.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 07.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования департамента удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-Ф3), просит указанные судебные акты отменить и отказать департаменту в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что предоставление муниципального имущества в аренду должно осуществляться путем проведения торгов в порядке, установленном Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 (далее – Правила № 67).
По мнению управления, судами не учтено, что в отношении одного и того же объекта муниципального имущества поступило несколько заявок от хозяйствующих субъектов-конкурентов; не опубликование информации о предоставлении муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям на сайте www.torgi.gov.ru и не проведение торгов ограничивает конкуренцию.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.05.2017 на официальном сайте Администрации города Ханты-Мансийска (далее – администрация) http://admhmansy.ru департаментом на основании части 6 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) размещено извещение о предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям в аренду муниципального имущества, расположенного по адресу: <...>, 003, 004, 005, 006, 007, 008, площадью 1222,5 кв.м, назначение нежилое, 1 этаж, кадастровый номер 86:12:0103001:1047.
Заявления о предоставлении данного имущества поступили от ЧУ ДОО ДС «Карапуз», АН ДОО «Центр развития ребенка «Кнопочка» и ДО АНО «Антошка».
Согласно протоколу от 16.06.2017 № 2 комиссия по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций отказала ДО АНО «Антошка» в допуске к дальнейшему рассмотрению заявлений о предоставлении муниципального имущества ввиду наличия задолженности по уплате пеней по налогам.
Решением управления от 06.07.2017 № 05-24/ОТ-4289 жалоба ДО АНО «Антошка» на действия департамента признана необоснованной (пункт 1). Вместе с тем в действиях департамента установлены нарушения Правил № 67, статьи 17, частей 1, 6 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, выразившиеся в не размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru извещения о предоставлении муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям (пункт 2).
Кроме того, управлением решено выдать департаменту обязательное для исполнения предписание в части совершения действий, направленных на устранение выявленных нарушений (пункт 3); передать материалы настоящего дела ответственным должностным лицам для принятия решения о возбуждении административного производства по части 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 4), а также для рассмотрения вопроса о вынесении предупреждения в адрес администрации (пункт 5).
В соответствии с выданным на основании указанного решения предписанием от 06.07.2017 № 05-24/ОТ-4290 департаменту в целях устранения допущенных нарушений необходимо в срок до 28.07.2017 аннулировать процедуру предоставления муниципального имущества в аренду и опубликовать информацию об этом на официальном сайте администрации.
Не согласившись с пунктами 2-4 решения и предписанием антимонопольного органа, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях департамента нарушений положений Правил № 67, статьи 17, частей 1, 6 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, в связи с чем удовлетворили заявленные им требования.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запрещены при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с предоставленными им полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в частности в области образования (подпункт 9).
В силу пунктов 3 и 6 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ оказание поддержки осуществляется, в том числе путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (пункт 7 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ, пунктом 21 статьи 19 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от 29.06.2012 № 255, администрацией принято постановление от 10.04.2017 № 303 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым утвержден Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества города Ханты-Мансийска, предназначенного для передачи в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, а так же Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе (далее – Постановление № 303).
Перечень муниципального имущества, необходимого для реализации мер по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержден постановлением администрации от 18.05.2017 № 414, опубликован в газете «Самарово – Ханты-Мансийск» от 25.05.2017 № 23 и размещен на официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети Интернет.
Таким образом, вопреки позиции антимонопольного органа, предоставление муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям, допускается без проведения торгов; порядок предоставления такого имущества регулируется нормами муниципальных нормативных правовых актов, а не Правилами № 67.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что процедура отбора некоммерческой социально ориентированной организации для получения имущественной поддержки осуществлялась департаментом в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ и Постановлением № 303.
При этом, как верно отмечено судами обеих инстанций, размещение извещения о предоставлении муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям на сайте www.torgi.gov.ru в сети Интернет названными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях департамента нарушений статьи 17, частей 1, 6 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ, Правил № 67 и обосновано удовлетворили заявленные им требования, признав пункты 2-4 решения и предписания управления незаконными.
Иное толкование антимонопольным органом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.09.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 07.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-11591/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. ФИО5
Судьи В.И. Ильин
О.Ю. Черноусова