ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-11719/2009 от 29.04.2010 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-11719/2009

резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Т.Я. Шабалковой

судей Л.В. Беловой

В.И. Новоселова

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от администрации городского поселения Приобье – ФИО1, доверенность от 07.05.2009 № 1053;

от администрации Октябрьского района – представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

кассационную жалобу муниципального образования Октябрьского района в лице администрации Октябрьского района на решение от 05.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Т.П. Кущева) по делу № А75-11719/2009 по заявлению администрации городского поселения Приобье к администрации Октябрьского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

Администрация городского поселения Приобье (далее – Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением об обжаловании бездействий Администрации Октябрьского района (далее – Администрация района) по не передаче субсидий, поступивших из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для софинансирования приоритетных социально значимых расходов за 2008 год на капитальный ремонт жилищного фонда и покрытие затрат по ремонту автомобильных дорог местного значения.

Решением от 05.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры требования Администрации поселения удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Администрация района просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации поселения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению Администрации района, денежный средства на проведение капитального ремонта дорог предоставлялись из бюджета Октябрьского района, собственником дорог в 2008 году было муниципальное образование Октябрьского района, следовательно, субсидии на покрытие затрат по автомобильным дорогам местного значения в границах муниципальных образований были предоставлены в бюджет Октябрьского района.

Кроме того, общая сумма расходов Октябрьского района, понесенных на завершение капитальных ремонтов жилых домов в поселке городского типа Приобье в 2008 году, превысила сумму субсидии полученной в бюджет Октябрьского района в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.05.2008 № 100-п «О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения» (далее – постановление Правительства ХМАО-Югры от 07.05.2008 № 100-п).

В отзыве на кассационную жалобу Администрация поселения, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации поселения отклонила доводы кассационной жалобы.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, отзыва, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Правительства ХМАО-Югры от 07.05.2008 № 100-п Администрации района перечислена субсидия на софинансирование приоритетных социально значимых расходов на основании данных Департамента развития жилищно-коммунального комплекса по направлению на капитальный ремонт жилищного фонда в сумме 9522,3 тыс. рублей и на основании данных Департамента на затраты по автомобильным дорогам местного значения в границах муниципальных образований в сумме 1425 тыс. рублей.

Администрация поселения с письмом от 28.07.2009 исх. № ЛД-1761 обратилась в Комитет по управлению муниципальными финансами Администрации района о даче пояснений по вопросу возмещения денежных средств на софинансирование расходов на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда и затрат по автомобильным дорогам.

Письмом от 11.08.2009 Администрация района сообщила, что субсидия из окружного бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда в 2008 году была направлена на завершение капитальных ремонтов жилых домов, начатых в поселке Приобье в конце 2007 года (за счет средств фонда софинансирования, полученных дополнительно из окружного бюджета) с возможной оплатой аванса не более 30%.

Начиная с 1 января 2008 года, полномочия по капитальному ремонту жилых домов поселения стали исполнять самостоятельно, с формированием муниципального заказа по плану капитального ремонта домов, без учета необходимости осуществлять расходы на завершения ремонта домов, начатых в 2007 году.

Субсидия из окружного бюджета на строительство автомобильных дорог была направлена на реконструкцию дороги в п. Октябрьское, так как источником получения субсидии из фонда софинансирования является отчет о расходах районного бюджета по реконструкции дороги в п. Октябрьское.

Администрация поселения, не согласившись с бездействием Администрации района, обратилась с заявлением в суд.

Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.

Постановлением Правительством ХМАО–Югры от 07.05.2008 № 100-п утвержден порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (далее - Порядок).

Настоящий Порядок определяет цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований (городским округам, муниципальным районам) (далее - муниципальные образования) из бюджета автономного округа, критерии отбора муниципальных образований для софинансирования приоритетных социально значимых расходов (далее - субсидия) и их распределение между муниципальными образованиями.

Субсидии предоставляются муниципальным образованиям при условии фактического осуществления расходов в отчетном периоде по соответствующему направлению приоритетных социально значимых расходов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что основанием для отказа в предоставлении субсидии на покрытие затрат по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований явилось то, что денежные средства городскому поселению Приобье на проведение капитального ремонта автодороги по улице Югорской предоставлялись из бюджета муниципального образования Октябрьский район, а субсидии, выделенные Администрации района были переданы Администрации поселения по выполнению муниципального контракта № 122/07 и № 126/07 от 01.11.2007.

Администрацией района 01.11.2007 заключены муниципальные контракты по капитальному ремонту жилых помещений № 122/07 и № 126/07, работы по которым не были завершено в указанном году.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности бюджетов.

С учетом изложенных норм права арбитражные суды обоснованно пришли к выводу что обязательства, возникшие у Администрации района по исполнению муниципальных контрактов, не могли быть исполнены за счет бюджета поселения.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд правильно отметил, что у Администрации района отсутствовали основания по перераспределению субсидий, так как на ремонт дороги в п. Приобье Дорожным департаментом была выделена субсидия в размере 645000 рублей, а обязательства по капитальном ремонту жилых помещений лежали на Администрации района по ранее заключенным муниципальным контрактам.

Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.02.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № А75-11719/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Я. Шабалкова

Судьи Л.В. Белова

В.И. Новоселов