ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-12710/14 от 10.09.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А75-12710/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     ФИО3 М.Ф.,

судей                                                    Аникиной Н.А.,

                                                             ФИО1,

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4»                   на решение от 04.02.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление             от .05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сидоренко О.А., Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н.) по делу № А75-12710/2014      по иску открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» (628307, г. Нефтеюганск, мкр 7-й, д. 50, кв. 1,  ОГРН 1118619002303, ИНН 8604050672) к администрации города Нефтеюганска (628309, г. Нефтеюганск, мкр. 2-й, д. 25, ОГРН 1028601264460,                  ИНН 8604013215) и департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (628309, г. Нефтеюганск,                     ул. Строителей, копр. 4, ОГРН 1098604000692, ИНН 8604045440)                   об оспаривании ненормативного правового акта и взыскании задолженности по оплате субсидии из бюджета.

В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» - ФИО2 по приказу № 01 от 30.04.2015.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» (далее – истец, ОАО «ЖЭУ № 4» ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением                к администрации города Нефтеюганска (далее – ответчик, Администрация)  и департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее – соответчик, Департамент) с исковым заявлением             об отмене приказа Департамента от 22.11.2012 № 47 и взыскании                    с Администрации задолженности по субсидии по возмещению недополученных доходов в 2012 году в размере 1 942 913 руб. 21 коп.

Решением от 04.02.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением                   от 26.05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда,                                  в удовлетворении исковых требований отказано полностью.

Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из пропуска срока                на обжалование приказа и отсутствия правовых оснований для взыскания субсидии.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО «ЖЭУ № 4» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение                             и постановление отменить, исковые требования удовлетворить.

По мнению заявителя, суды необоснованно пришли к выводу о том,     что ОАО «ЖЭУ № 4»  незаконно применяло тарифы при начислении платы за содержание и ремонт мест общего пользования, которые не были согласованы с собственниками жилых помещений;  ОАО «ЖЭУ № 4» предоставило все необходимые документы для получения субсидии; издание Департаментом приказа № 47 от 22.11.2012 не влечет автоматического прекращения или расторжения договора № 194-12 от 20.09.2012                        о предоставлении субсидии; кроме того, порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением № 686 от 21.03.2012,  при условии издания приказа департамента ЖКХ о предоставлении субсидии и заключении             впоследствии договора на предоставлении субсидии, не предусматривает оснований для отказа в ее предоставлении.

Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «ЖЭУ                 № 4» образовано путем реорганизации Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» в форме преобразования и зарегистрировано налоговым органом 07.10.2011.

С 2007 года ОАО «ЖЭУ № 4» (до 07.10.2011 НГМУП «ЖЭУ № 4») осуществляло управление многоквартирными домами №№ 24б, 30, 39а, 40в, 16, 16а, 16б, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 24а, 24д, 25, 25а, 25б, 25в, 26, 26а, 28, 29, 29а, 34, 34а, 35, 36, 37, 38, 39, 39б, 39в, 39г, 40а, 40б, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, расположенными в 7-м микрорайоне города Нефтеюганска, а также многоквартирным домом № 1 в микрорайоне № 8А города Нефтеюганска.

В 2012 году общество оказывало услуги по управлению многоквартирными домами в <...> квартиры                        из которых принадлежали Администрации города Нефтеюганска, в связи                  с чем между истцом и ответчиком были заключены договоры об оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества                  в многоквартирных домах, а также о предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений.

В 2009 году Администрацией города Нефтеюганска установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, который в 2012 году оказался меньше, чем размер соответствующей платы, установленной      ОАО «ЖЭУ № 4» для иных собственников помещений в многоквартирных домах.

Постановлением Администрации города Нефтеюганска 21.03.2012 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города                      на возмещение недополученных доходов в 2012 году организациям, предоставляющим гражданам услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, по размерам платы, не обеспечивающим возмещение издержек.

Поскольку размер платы, установленный Администрацией города Нефтеюганска, за ремонт и содержание жилого помещения для граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения, менее размера соответствующей платы, установленной обществом, последнее обратилось  за получением субсидии в целях возмещения недополученных доходов             за 2012 год.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 30.07.2012 № 18 решено предоставить ОАО «ЖЭУ-4» соответствующую субсидию.

На основании указанного приказа 20.09.2012 между Нефтеюганским городским муниципальным казенным учреждением коммунального хозяйства «Служба единого заказчика» (плательщик субсидии) и              ОАО «ЖЭУ-4» (получатель субсидии) заключен договор № 194-12,              по условиям которого плательщик субсидии принял на себя обязательства при соблюдении получателем субсидии условий договора перечислять субсидию в порядке и на условиях, предусмотренных заключенным договором, а получатель субсидии принял на себя обязательства предоставлять отчетность об использовании бюджетных средств, а также предоставлять счет-фактуру, акт выполненных работ и расчет субсидии         за отчетный период, согласованный со структурными подразделениями Администрации города Нефтеюганска (раздел 3 договора).

Приказом № 47 от 22.11.2012 приказ № 18 от 30.07.2012 отменен в связи с несоответствием предоставленных для получения субсидии документов утвержденному порядку предоставления субсидии.

Согласно заключению (приложение к приказу № 47) основанием          для отмены приказа № 18 от 30.07.2012 послужило непредставление полного перечня документов, установленного пунктом 3.4 Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Администрации города                 от 21.03.2012 № 686.

Не соглашаясь с приказом от 22.11.2012 № 47, общество обратилось                 в арбитражный суд с заявлением о его отмене и взыскании задолженности   по субсидии в размере 1 942 913 руб. 21 коп.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано                    в арбитражный суд в течение трех месяцев, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное            не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ имеющиеся    в деле доказательства, суд установил, что истец был извещен                              о принятии оспариваемого приказа 26.11.2012, с заявлением в суд обратился только в ноябре 2014, то есть с пропуском установленного законом срока.

Учитывая, что доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено, ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления не заявлялось, суды пришли к правомерному выводу  о том,        что пропуск срока для обжалования ненормативного правового акта               в судебном порядке является самостоятельным основанием для отказа             в удовлетворении заявленных требований.

Оценив по правилам статьи 71 АПК имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что тарифы на содержание и ремонт общего имущества установлены неуполномоченным лицом,                 в порядке,  не предусмотренном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежат применению в целях расчета и возмещения задолженности по плате за содержание и ремонт жилого помещения  в многоквартирных домах в 2012 году.

При этом суды обоснованно исходили из того, что общество                  не представило доказательств, подтверждающих принятие или согласование тарифа, установленного приказом от 31.12.2011 № 307, с собственниками жилых помещений, а также доказательств, подтверждающих право общества           на самостоятельное установление тарифов по договорам управления многоквартирными домами, доказательств обращения общества в органы местного самоуправления для установления тарифов на 2012 год, доказательств установления таких тарифов органами местного самоуправления города Нефтеюганска.

Учитывая изложенное, вывод судов об отказе в удовлетворении требований о взыскании с Администрации задолженности по оплате субсидии является правомерным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены                              на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального                         и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов,                             не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.02.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 26.05.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-12710/2014 оставить      без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     М.Ф. ФИО3

Судьи                                                                  Н.А. Аникина

                                                                            Е.В. Клат