ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-1288/2023 от 09.11.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-1288/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение от 29.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.)
и постановление от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу № А75-1288/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Воронина Игоря Константиновича (ОГРНИП 34861707700030, ИНН 861700028250) к Департаменту здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 75, ОГРН 1028600512588, ИНН 8601002141) об оспаривании ненормативного правового акта.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Воронин Игорь Константинович
(далее – предприниматель, Воронин И.К.) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании недействительным уведомления Службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – административный орган, служба) от 16.09.2022 № 29-Исх-2179 о возврате заявления о предоставлении лицензии
на осуществление медицинской деятельности и прилагаемых к нему документов.

С учетом постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.06.2022 № 69 «О создании и реорганизации исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» суд определением от 22.03.2023 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заменил службу на Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – департамент, административный орган).

Решением от 29.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя жалобы, лицензия на осуществление медицинской деятельности может быть выдана индивидуальному предпринимателю только в случае наличия у него соответствующего медицинского образования.

Воронин И.К. в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Воронин И.К. обратился в административный орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Уведомлением от 16.09.2022 № 29-Исх-2179 заявление возвращено предпринимателю в связи с непредставлением им документа о наличии у него медицинского образования, дополнительного образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг).

Не согласившись с указанным уведомлением, предприниматель обратился с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

Письмом от 19.01.2023 № И72-150/23 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения указала, что возврат заявления является обоснованным.

Не согласившись с уведомлением от 16.09.2022 № 29-Исх-2179, Воронин И.К. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии
у административного органа оснований для возвращения заявления предпринимателя,
в связи с чем удовлетворили заявленное требование.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Порядок выдачи лицензий регламентирован Федеральным законом от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 99-ФЗ перечень лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности, установленный положениями о лицензировании конкретных видов деятельности должен быть исчерпывающим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее – Положение о лицензировании).

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (в том числе к индивидуальным предпринимателям), установлены пунктом 5 Положения о лицензировании.

Так, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении; наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

Подпунктом «д» пункта 8 Положения о лицензировании предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа, к которому прилагаются реквизиты документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «в» пункта 5 Положения о лицензировании, соответствующего образования и пройденной аккредитации специалиста или сертификатов специалиста, или их копии – в случае, если сведения о таких документах отсутствуют в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» и информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 данной статьи, и (или) документы, указанные в части 3 данной статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно части 9 статьи 13 Закона № 99-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 данной статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 данной статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Принимая во внимание, что предприниматель к своему заявлению приложил копии трудовых договоров, заключенных с работниками, которые обладают медицинским образованием, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии у административного органа оснований для возвращения заявления предпринимателя на основании подпункта «д» пункта 8 Положения о лицензировании.

Отклоняя ссылки департамента на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2006 № 441-О, суды обоснованно указали, что изложенная в нем правовая позиция основана на законодательных актах, утративших силу; действующее законодательство не содержит норм, запрещающих индивидуальному предпринимателю оказывать медицинские услуги с привлечением наемных работников, имеющих соответствующее образование, необходимое для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг).

С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное Ворониным И.К. требование.

Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанции норм права.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы администрации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры и постановление от 09.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1288/2023 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

О.Ю. Черноусова