ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-1381/14 от 20.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А75-1381/2014

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                  Шуйской С.И.,

судей                                                            Бушмелевой Л.В.,

                                                                     Тамашакина С.Н.,

при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу администрации города Нягани (истца) на постановление от 05.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Верёвкин А.В., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу № А75-1381/2014 по иску администрации города Нягани (628186, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. 30 лет Победы, 8, ОГРН 1038600201870, ИНН 8610004378) к департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5, оф. 325,
ОГРН 1028600516053, ИНН 8601009620) о взыскании убытков.

Другие лица, участвующие в деле: департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628006, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5, ОГРН 1028600510113, ИНН 8601009644).

В заседании принял участие представитель администрации города Нягани (истца) – Иванов М.В. по доверенности от 26.12.2014 № 25.

Суд установил:

администрация города Нягани (далее – администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с иском к департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – департамент финансов) о взыскании 1 293 000 руб. убытков.

Исковые требования со ссылкой на статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статью 26.3Федерального закона
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон                 № 184-ФЗ), статью 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) мотивированы тем, что казна Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обязана нести расходы по приобретению
жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – департамент соцразвития).

Решением от 25.04.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением
от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск был удовлетворен в полном объеме.

Постановлением от 18.12.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела решением от 18.05.2015 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Фёдоров А.Е.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 05.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в иске.

В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.

В обоснование жалобы администрация указывает, что неиспользованный остаток субвенций на конец 2012 и 2013 годов не свидетельствует о достаточности денежных средств, необходимых для обеспечения жильем всех детей-сирот.

При этом считает, что простым арифметическим расчетом можно установить, что дополнительные бюджетные ассигнования на обеспечение в 2013 году детей-сирот по дополнительному реестру выделены администрации не в полном объеме.

Кроме того, полагает, что все расходы муниципалитета подлежат компенсации на основании Закона № 159-ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу департамент финансов просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.

В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. 

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 20.11.2012 Няганьского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № 2-2207/2012 на администрацию возложена обязанность предоставить Феденёвой Наталье Николаевне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 20 м², отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Во исполнение указанного решения администрация предоставила Феденёвой Н.Н. из муниципального жилищного фонда жилое помещение площадью 35,2 м², расположенное по адресу: г. Нягань, ул. Уральская, д. 71, кв. 7, на основании договора от 24.05.2013 № 55/05 социального найма. Переданная в социальный наем Феденёвой Н.Н. квартира является собственностью муниципального образования города Нягани.

Согласно отчету от 16.07.2013 № 05/07, изготовленному обществом с ограниченной ответственностью «АГАТ-Оценка», рыночная стоимость переданной Феденёвой Н.Н. квартиры составляет 1 293 000 руб.

Поскольку исполнение вышеупомянутого решения от 20.11.2012 Няганьского городского суда произведено за счет муниципального жилищного фонда, администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, посчитал доказанным истцом наличие причинно-следственной связи между понесенными им расходами на приобретение жилья для передачи его Феденёвой Н.Н. и обязанностью ответчика в силу закона возместить данные расходы, а также доказанным размер убытков.

Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, исходил из недоказанности совокупности условий, необходимых для взыскания убытков.

Выводы апелляционного суда отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ  (в редакции, действовавшей в спорный период) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 250-О-П указано, что абзац второй пункта 1 статьи                            8 названного Закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно статье 5 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ).

Из части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вытекает, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления.

Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 БК РФ.

Следовательно, в силу прямого указания закона обеспечение детей-сирот жилыми помещениями является, как верно отмечено апелляционным судом, расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 12 и статье 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее – Закон № 86-оз) государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, делегировано органам местного самоуправления города Нягани и финансируется за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта.

Апелляционным судом установлено и подтверждено материалами дела, что в 2012 финансовом году истцу в рамках Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.11.2011 № 106-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.06.2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» было передано отдельное государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями и необходимые для осуществления переданного государственного полномочия финансовые средства в виде субвенции, составившее в 2012 году для муниципального образования города Нягани 48 405 000 руб., а в 2013 году – 35 286 200 руб.

На конец 2012 года у администрации имелся неиспользованный остаток субвенции в размере 26 325 200 руб., а на конец 2013 года – в размере 14 223 800 руб.

Статьей 15 Закона № 86-оз предусмотрены права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи органы местного самоуправления имеют право получать средства из бюджета автономного округа, предназначенные для финансирования переданных им отдельных государственных полномочий, и обязаны использовать по целевому назначению эти финансовые средства, в пределах предоставленных субвенций.

На основании пункта  3 статьи 5 Закона № 86-оз жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо на основании вступивших в законную силу судебных решений.

В силу пункта 3.1 этой же статьи формирование и ведение списка осуществляются органами опеки и попечительства по месту жительства или месту пребывания лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

По правилам пункта  5 статьи 5 Закона № 86-оз приобретение (строительство) жилых помещений с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом статьи 14 настоящего Закона, которая предусматривает способ (методику) расчета объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления органами местного самоуправления передаваемых отдельных государственных полномочий.

Таким образом, объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета автономного округа для осуществления органами местного самоуправления передаваемых отдельных государственных полномочий, определяется по содержащейся в методике формуле.

В частности, годовой объем средств на реализацию Закона № 86-оз, предоставляемых отдельному муниципальному образованию для осуществления органами местного самоуправления передаваемого отдельного государственного полномочия по предоставлению в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда, определяется по следующей формуле Ос4 = S * Р * Ч, где S – общая площадь предоставляемого жилого помещения специализированного жилого фонда на одиноко проживающего гражданина в размере 33 м²; Р – норматив (показатель) средней рыночной стоимости 1 м² общей площади жилого помещения в капитальном исполнении в соответствующем муниципальном образовании, утвержденный уполномоченным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на третий квартал текущего финансового года; Ч – численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, которые включены в список и у которых право на предоставление жилых помещений возникло и не реализовано до начала очередного финансового года, а также возникнет в очередном финансовом году, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании вступивших в законную силу судебных решений.

Обязанности по осуществлению рассматриваемого государственного полномочия распределены между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации, содержанием обязательств которого является выделение средств субвенции, объем которой определяется как годовой и зависит от численности лиц, имеющих право на льготу, определение объема выделяемых средств не поставлено в зависимость от времени вступления в силу решения суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми, помещениями, а лица, право которых не было реализовано до начала очередного финансового года, учитываются при определении объема субвенции на следующий год.

Письмом от 29.12.2012 № 6587, адресованным в департамент соцразвития, администрация просила выделить муниципальному образованию дополнительно 23 595 000 руб. на приобретение 11 квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, по решениям суда (реестры прилагаются). Феденёва Н.Н. была включена в дополнительный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального образования город Нягань, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения по состоянию на 25.12.2012, под номером 21.

Департамент соцразвития, в свою очередь, подал 05.04.2013 в департамент финансов заявку № 15-Исх-4133 на дополнительное финансирование по субвенции на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2013 году, на общую сумму 209 506 500 руб., в том числе по городу Нягани на сумму 18 000 000 руб.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.04.2013 № 43-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» внесены изменения в бюджет автономного округа в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в 2013 году в сумме 209 506 500 руб.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.11.2013 № 119-ОЗ «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  внесены изменения в бюджет автономного округа в части выделения дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, вследствие чего дополнительная потребность муниципального образования города Нягани учтена в размере 13 104 000 руб. (письмо департамента соцразвития от 18.12.2013 № 15-Исх-17468).

Субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, жилыми помещениями в 2013 году, перечислена ответчиком истцу, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.

Поскольку на конец 2013 года образовался остаток субвенции в размере 14 223 800 руб., то апелляционный суд счел достаточной полученную администрацией субвенцию для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.

Руководствуясь, перечисленными выше нормами права, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что предоставление в 2013 году жилого помещения Феденёвой Н.Н. из муниципального фонда не является следствием бездействия департамента финансов при определении объема субвенции и реализации своих полномочий, субвенция на обеспечение в 2013 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, получена администрацией в объеме, соответствующем заявке истца.

Принимая во внимание, что исковые требования администрацией не обоснованы и материалами дела не доказаны, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.

Поскольку основания, установленные статьей 288 АПК РФ для отмены обжалуемого судебного акта, отсутствуют, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 05.08.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1381/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                  С.И. Шуйская

Судьи                                                                          Л.В. Бушмелева

                                                                                    С.Н. Тамашакин