ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-13825/2021 от 30.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-13825/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Буровой А.А.

Малышевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи при протоколировании судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» на решение от 20.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 05.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е.,
Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-13825/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» (ОГРН 1148601002648, ИНН 8618002005, 628520, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ханты-Мансийский район, пос. Горноправдинск, ул. Дорожная, 2) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009963,
ИНН 8601017571, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 2) о признании недействительным решения.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы
по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, ул. Дзержинского, 2; ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258).

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Щепелин Ю.П.) в заседании участвовали представители:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – Глухих М.А. по доверенности от 25.11.2021, Иванов К.В. по доверенности от 30.06.2021;

от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре – Иванов К.В. по доверенности от 07.02.2022;

от общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» -
Василевская О.Ю. по доверенности от 24.08.2021, Ница К.В. по доверенности
от 24.08.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Горизонт» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция), при участии в качестве заинтересованного лица, - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление), о признании недействительным решения от 18.01.2021 № 395 о привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения.

Решением от 20.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение; указывает, в том числе, что Инспекция не выявила двойного использования вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), спорная сумма была задекларирована.

Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой
и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.

27.07.2020 в Инспекцию налогоплательщиком представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2020 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная к уплате
в бюджет, составляла 98 887 485 руб.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в книге покупок Общества за 2 квартал 2020 года отражен счет-фактура от 30.04.2020 № 151 на сумму 5 895 878,69 руб., в том числе 982 646,45 руб. НДС, выставленный ООО «Стандарт-Нефтепродукт» (далее – Контрагент).

При этом Контрагентом в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года именно по счету-фактуре от 30.04.2020 № 151 отражена реализация только
на сумму 854 519,08 руб., в том числе НДС - 142 419,85 руб.

В связи с установленными расхождениями Инспекцией в адрес Общества
и Контрагента направлены требования о представлении пояснений.

В ответ на требование налогового органа Контрагент подтвердил достоверность сведений, отраженных в разделе 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший период» представленной им налоговой декларации по НДС за 2 квартал
2020 года.

С возражениями на акт проверки от 11.11.2020 Обществом в Инспекцию представлены следующие счета-фактуры, выставленные Контрагентом: от 30.04.2020
№ 151 на сумму 854 519,08 руб. (в том числе НДС - 142 419,85 руб.), от 30.04.2020 № 150 на сумму 5 041 359,61 руб. (в том числе НДС - 840 226,6 руб.).

Общество также представило письмо Контрагента от 07.12.2020, в котором последним подтверждено выставление в адрес Общества счетов-фактур от 30.04.2020
№ 150 и № 151 с приложением книги продаж Контрагента за 2 квартал 2020 года.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение
от 18.01.2021 № 395 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю начислены налоговые санкции по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ) в размере 168 045 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 840 027 руб. Инспекция пришла к выводу о занижении налоговой базы по НДС в связи с применением в завышенном размере налогового вычета по счету-фактуре от 30.04.2020 № 151.

Решением Управления от 09.04.2021 № 07-15/05616 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Решением Федеральной налоговой службы от 06.08.2021 № СД-4-9/11157@ жалоба заявителя также оставлена без удовлетворения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества
в арбитражный суд.

Суды, ссылаясь, в том числе на положения статей 45, 80, 82, 88, 169, 171, 172,
174 НК РФ, правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 № 10963/06, от 30.10.2007
№ 8686/07, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 93-О, отказали удовлетворении требования Общества, поскольку пришли к выводу
о том, что в рассматриваемой ситуации налогоплательщиком не соблюден порядок реализации права на заявление налогового вычета по НДС на сумму 840 226,6 руб.
именно по счету-фактуре от 30.04.2020 № 150.

Изменения в книгу покупок Обществом до конца проверки и вынесения оспариваемого решения не внесены, уточненная налоговая декларация по НДС
за 2 квартал 2020 года заявителем не представлена. Пояснения с указанием корректных данных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в Инспекцию
не направлены.

Как указали суды, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит заявительный характер, в силу чего у Инспекции не было оснований полагать, что налогоплательщик воспользовался своим правом на налоговый вычет по счету-фактуре от 30.04.2020 № 150, который не отражен в его книге покупок.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция полагает, что принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, поскольку
в рассматриваемом случае суды сделали противоречащий представленным в материалы дела доказательствам вывод о том, что налоговым органом подтверждена обоснованность доначисления НДС (пени, санкций по статье 122 НК РФ) в связи с неподтверждением Обществом права на налоговый вычет в спорной сумме.

Форма налоговой декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 45 раздела XIII «Порядок заполнения раздела 8 декларации «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» Порядка раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками
в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период
в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.

Данные всех счетов-фактур, зарегистрированных в книге покупок
за соответствующий налоговый период (квартал), должны быть приведены в разделе 8 декларации по НДС за этот квартал (пункт 45.4 Порядка). В графе 3 по строке 190 данного раздела отражается сумма НДС всего по книге покупок, указываемая по строке «Всего» книги покупок (пункт 45.5 Порядка).

В целях принятия к вычету НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае использования таких товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых НДС по ставкам 0% и 18%, счет-фактура регистрируется в книге покупок в части суммы налога, предъявляемой к вычету
в установленном порядке.

Как установлено налоговым органом при проведении проверки и судами при рассмотрении дела, Контрагентом в адрес Общества выставлены два счета-фактуры
от 30.04.2020: № 150 на сумму 5 041 359,61 руб. (в том числе НДС -
840 226,6 руб.) и № 151 на сумму 854 519,08 руб. (в том числе НДС - 142 419,85 руб.). Таким образом, общая сумма НДС к вычету по обеим счетам-фактурам составила 982 646,45 руб.

В результате технической ошибки Обществом в книге покупок отражен один
счет-фактура от 30.04.2020 № 151 на сумму 5 895 878,69 руб. (в том числе НДС -
982 646,45 руб.), вместо двух счетов-фактур, выставленных Контрагентом 30.04.2020
(№ 150 и № 151) на ту же общую сумму (5 895 878,69 руб. (в том числе НДС -
982 646,45 руб.). То есть, налогоплательщиком ошибочно были объединены суммы
по двум выставленным Контрагентом счетам-фактурам с фактическим указанием лишь одной из них - «счет-фактура от 30.04.2020 № 151».

В налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года Общество
в состав налоговых вычетов включило 982 646,45 руб. (общий НДС согласно выставленным в его адрес со стороны Контрагента счетам-фактурам от 30.04.2020
№№ 150, 151), при этом в разделе 8 декларации, как отмечалось выше, были указаны реквизиты только счет-фактуры № 151.

Кассационная инстанция соглашается с выводами судов, что налогоплательщиком, действительно, в нарушение норм главы 21 НК РФ, положений, касающихся порядка заполнения налоговой декларации по НДС и книги покупок, было допущено неправильное заполнение книги покупок и раздела 8 налоговой декларации по НДС
за 2 квартал 2020 года.

Вместе с тем суд округа полагает, что в рассматриваемом случае является необоснованным вывод судов о том, что допущенные Обществом нарушения привели
к возникновению задолженности налогоплательщика перед бюджетом по результатам камеральной налоговой проверки.

Так, Инспекцией и судами установлено, что письмом от 07.12.2020 Контрагент подтвердил выставление в адрес заявителя счетов-фактур от 30.04.2020 № 150 и № 151
с приложением книги продаж за 2 квартал 2020 года; в его книге продаж отражены счета-фактуры от 30.04.2020 № 150 и № 151 на общую сумму 5 895 878,69 руб. (в том числе НДС - 982 646,45 руб.).

С учетом установленных обстоятельств кассационная инстанция соглашается
с доводом Общества, что в рассматриваемом случае отражение заявителем в книге покупок НДС, подлежащего вычету по взаимоотношениям с Контрагентом, одной суммой
982 646,45 руб. не привело к занижению подлежащего уплате в бюджет за 2 квартал
2020 года налога.

Налоговому органу были представлены первичные документы, подтверждающие право на вычет по НДС в спорной сумме, которая заявлена в налоговой декларации,
в связи с чем ссылка судов на вышеуказанные судебные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации является необоснованной.

В оспариваемом решении налогового органа не изложены доводы относительно нереальности отраженных в них (первичных документах) операций, относительно отсутствия источника возмещения НДС и связи произведенных расходов с операциями, признаваемыми объектами налогообложения НДС; не содержится выводов о том,
что оказанные контрагентом услуги согласно счета-фактуры от 30.04.2020 № 150
не приняты к учету, что ошибка в заполнении книги покупок произведена умышленно,
- в целях получения необоснованной налоговой выгоды. В состав налоговых вычетов Общество включило НДС по обоим счетам-фактурам от 30.04.2020 (№№ 150 и 151), -
982 646,45 руб., в связи с чем ссылка налогового органа на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № 23/11 подлежит отклонению.

То есть, ошибки (небрежность), допущенные Обществом при заполнении книги покупок, с учетом результатов проведенных Инспекцией мероприятий налогового контроля, не являются основанием в рассматриваемом случае для доначисления НДС, соответствующих пени и штрафа по статье 122 НК РФ.

На основании изложенного нельзя признать обоснованным вывод судов
о законности оспариваемого решения налогового органа.

Поскольку судами неверно применены нормы материального права применительно
к установленным по делу обстоятельствам, судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.

Учитывая, что установления по делу фактических обстоятельств не требуется, суд кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с пунктом 2 части 1
статьи 287 АПК РФ вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной
и кассационной инстанций в размере 6 000 руб. подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.11.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда
по делу № А75-13825/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 18.01.2021 № 395.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горизонт» расходы по государственной пошлине в размере 6 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи А.А. Бурова

И.А. Малышева