Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-1610/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Е.М. Цыгановой
судей В.И. Ильина
Т.И. Отческой
рассмотрел в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу Общественной организации Нижневартовского районного общества охотников и рыболовов на решение от 08.04.2010 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (судья А.Н. Дроздов) и постановление от 12.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Л.А. Золотова, Е.П. Кливер, А.Н. Лотов) по делу № А75-1610/2010 по заявлению Общественной организации Нижневартовского районного общества охотников и рыболовов к Правительству Ханты - Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании распоряжения Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 10.09.2009 № 372-рп в части.
Другие лица, участвующие в деле: Общественная организация «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов», общество с ограниченной ответственностью «Национальное межотраслевое универсально-промышленное предприятие «Охтеурское».
Суд установил:
Общественная организация Нижневартовского районного общества охотников и рыболовов (далее – Общественная организация Нижневартовское РОО) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство) от 10.09.2009 № 372-рп «О предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром» в части предоставления ООО «Национальное межотраслевое универсально-промышленное предприятие «Охтеурское» территории Нижневартовского района в безвозмездное пользование без проведения конкурса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены: Общественная организация «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов», общество с ограниченной ответственностью «Национальное межотраслевое универсально-промышленное предприятие «Охтеурское».
Решением от 08.04.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Нижневартовское РОО, ссылаясь на нарушение судами при принятии судебных актов норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит полностью отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, поскольку процедура рассмотрения первоначальной заявки Общества на получение объектов животного мира в пользование, итоговое решение по которой должно было вынести Правительство, не была завершена в установленном Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» порядке, следовательно, предоставление в безвозмездное пользование территории третьему лицу, оспариваемым распоряжением является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Общественная организация «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов», опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Правительства, ООО «Национальное межотраслевое универсально-промышленное предприятие «Охтеурское» в установленном законом порядке не представлены.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общественная организация Нижневартовского РОО 03.06.2008 обратилась в Управление по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявкой о выделении 1 033 000 гектаров на получение объектов животного мира в пользование.
Управлением по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по результатам рассмотрения заявки Общественной организации Нижневартовского РОО вынесено заключение от 08.09.2008 № 447 о нецелесообразности выдачи долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира с указанием причин отказа в выдаче лицензии.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.09.2009 № 372-рп «О предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром» ООО «Национальное межотраслевое универсально-промысловое предприятие «Охтеурское» предоставлена в безвозмездное пользование территория в Нижневартовском районе автономного округа, площадью 3 320 233,9 га, ООО «Нефтеюганское районное общество охотников и рыболовов» территории Нефтеюганского района – 229 400 га.
Не согласившись с распоряжением Правительства от 10.09.2009 № 372-рп в части, Общественная организация Нижневартовского РОО обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром третьему лицу, заявителем не представлялось заявки на представление таких территорий, не представлялось таких заявок и иными лицами, что свидетельствует об отсутствии у Правительства оснований для проведения конкурса на предоставление спорной территории в порядке, установленном статьей 37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон «О животном мире») пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Пунктами 1, 2 статьи 33 Закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти.
В соответствии со статьей 37 Закона «О животном мире», (в редакции, действовавшей в спорный период), для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.03.2009 № 32-ФЗ).
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждается, что на участок, предоставленный ООО «Национальное межотраслевое универсально-промысловое предприятие «Охтеурское», на момент проведения процедур по согласованию предоставления участка и вынесения распоряжения существовала только одна заявка, поданная именно данным Обществом.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратного заявителем жалобы не доказано, в том числе не доказано, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения в Правительстве имелась нерассмотренная заявка Общественной организации Нижневартовского РОО на предоставление объектов животного мира.
Арбитражный апелляционный суд, проанализировав довод Общественной организации Нижневартовского РОО о том, что на момент обращения ООО «Национальное межотраслевое универсально-промысловое предприятие «Охтеурское» с соответствующей заявкой, равно как и на момент вынесения оспариваемого распоряжения, заявка Общества, адресованная Управлению по использованию рыбных и охотничьих ресурсов ХМАО-Югры, на получение объектов животного мира (л.д. 23), поданная в 2008 году, не была рассмотрена в установленном порядке Правительством, а, следовательно, она подлежала рассмотрению на конкурсной основе совместно с заявкой ООО «Национальное межотраслевое универсально-промысловое предприятие «Охтеурское», правомерно не принял его в силу следующего.
Так, из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявки от 03.06.2008 Общественной организации Нижневартовского РОО на получение объектов животного мира в пользование Управлением выдавалось отрицательное заключение от 08.09.2008 № 447 (л.д. 59). О вынесении названного заключения Общественная организация Нижневартовского РОО была проинформирована Управлением (л.д. 50).
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд обоснованно указал на то, что отрицательное заключение само по себе свидетельствует об отказе в предоставлении объектов животного мира, следовательно, вынесения решения Правительством об отказе в предоставлении объектов животного мира не требуется.
Оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также принимая во внимание, что заявка Общественной организации Нижневартовского РОО на момент вынесения оспариваемого распоряжения уже была рассмотрена, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры оснований для проведения конкурса в целях предоставления спорных территорий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных Общественной организацией Нижневартовского РОО требований.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.04.2010 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 12.08.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-1610/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.М. Цыганова
Судьи В.И. Ильин
ФИО2