ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-17316/17 от 24.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А75-17316/2017

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объёме января 2019 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Туленковой Л.В.,

судей                                                    Мальцева С.Д.,

                                                             Шабаловой О.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» на решение                         от 08.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Яшукова Н.Ю.) и постановление от 08.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Дерхо Д.С., Семёнова Т.П., Солодкевич Ю.М.) по делу № А75-17316/2017 по иску акционерного общества «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» (628007, Ханты-Мансийский автономный круг – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Чехова, дом 81, ИНН 8601058850, ОГРН 1168617073635) к обществу
с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Посадская, дом 16А, квартира 11, ИНН 8601026209, ОГРН 1058600021193)
о взыскании задолженности.

Суд установил:

акционерное общество «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» (далее – общество «УТС») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ЮграТеплоГазСтрой» (далее – общество «ЮТГС») о взыскании 1 910 462 рублей 08 копеек задолженности                             за потреблённую в июне - августе 2017 года энергию по договору теплоснабжения, горячего водоснабжения от 21.05.2017 № 199,                                16 202 рублей 60 копеек неустойки (пени) за период с 14.08.2017                                 по 12.10.2017.

Решением от 08.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением                от 08.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично. С общества «ЮТГС» в пользу общества «УТС» взыскано 922 113 рублей 07 копеек задолженности                        по договору теплоснабжения, горячего водоснабжения от 21.05.2017 № 199, 16 202 рублей 60 копеек неустойки (пени), в удовлетворении остальной части иска отказано.

Общество «ЮТГС», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в части взыскания с ответчика в пользу истца 16 202 рублей 60 копеек неустойки (пени), а в удовлетворении остальной части иска отказать.

В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: судами не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232,                        о том, что на управляющую компанию – исполнителя коммунальных услуг                  в отношениях с ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО) не могут быть возложены обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем подлежали бы оплате гражданами напрямую РСО; судами                       не принято во внимание, что истцом в летний период поставлялась тепловая энергия только для целей оказания потребителям услуги по горячему водоснабжению (далее – ГВС), объём тепловой энергии для изготовления горячей воды в индивидуальном тепловом пункте (далее – ИТП)                                при расчётах с РСО, учитывая, что договоры на поставку тепловой энергии                   и теплоносителя заключены с разными РСО, должен определяться                              не по фактическим величинам, а по формулам 23, 24 раздела VII приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам                         и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации                     от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354); обществом «ЮТГС»                          при расчётах с потребителями многоквартирных домов (далее – МКД)                        по услуге ГВС используется двухкомпонентный тариф, рассчитываемый                       с учётом пункта 32(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), и постановления мэра города Ханты-Мансийска от 30.12.2005                            № 1130 «Об утверждении нормативов на потребление тепловой энергии                     на подогрев воды и внесении изменений в приложение 2 к постановлению главы администрации города от 22.08.1995 № 483», устанавливающего нормативы потребления тепловой энергии на подогрев воды в системах централизованного ГВС; не исследованы судами представленные ответчиком сведения о стоимости потреблённой тепловой энергии в целях оказания услуги ГВС и расчёт по оплате используемой тепловой энергии на указанные цели; судами не установлен фактический размер задолженности ответчика               с учётом погашения задолженности за июнь - август 2017 года в размере 988 349 рублей 01 копейки в рамках дела № А75-7056/2017.

Судом округа не приобщаются к материалам дела возражения общества «УТС» на кассационную жалобу в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), поскольку не приложены доказательства их направления другой стороне в установленном порядке. Доводы истца о позднем получении копии кассационной жалобы опровергаются материалами дела, на кассационной жалобе, направленной суду, имеется штемпель о её получении истцом 14.11.2018 вх. № 3069. Возражения с приложенными к ним документами подлежат возвращению истцу.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени      и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует и судами установлено, что между обществами «УТС» (РСО) и «ЮТГС» (исполнитель) заключён договор теплоснабжения, горячего водоснабжения от 21.05.2017 № 199 (далее – договор № 199), в соответствии с условиями которого РСО обязалась                           на условиях, предусмотренных настоящим договором, обеспечивать поставку коммунальных ресурсов на объекты исполнителя (указанные в приложениях № 1 - 21 к договору), а исполнитель обязался на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность эксплуатации находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, сетей ГВС, соблюдать режим потребления коммунального ресурса (пункт 2.1 договора № 199).

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4 договора № 199 при наличии приборов учёта коммунальных ресурсов, установленных с соблюдением действующих правил и норм, условий настоящего договора, ежемесячные расчёты производятся исходя из зарегистрированного приборами учёта объёма поставки тепловой энергии и установленных тарифов. При отсутствии или неисправности приборов учёта, либо нарушения установленных договором сроков предоставления показаний приборов учёта, количество отпускаемого коммунального ресурса рассчитывается исходя                   из нормативов потребления, согласно Правилам № 354, Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров                          с РСО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124).

Пунктом 5.23 договора № 199 предусмотрено, что исполнитель снимает показания средств измерения об объёмах поданного (полученного) коммунального ресурса, передаёт данные сведения в РСО в порядке и сроки, предусмотренные договором.

В соответствии с пунктом 8.1 оплата по договору № 199 производится исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за расчётным, в размере 100% стоимости фактического объёма поставленных коммунальных ресурсов, определённого в соответствии с настоящим договором, с учётом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации                      от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Во исполнение условий договора № 199 обществом «УТС» в период                     с июня по август 2017 года поставлена в МКД, обслуживаемые обществом «ЮТГС», тепловая энергия. Акты выполненных работ от 30.06.2017                             № СБ 000002035, от 31.07.2017 № СБ000002290, от 31.08.2017                                     № СБ000002498, счет-фактурами от 30.06.2017 № СБ 000002035,                                   от 31.07.2017 № СБ000002290, от 31.08.2017 № СБ000002498 направлены РСО исполнителю для подписания и оплаты.

Поскольку поставленная тепловая энергия обществом «ЮТГС»                         не оплачена, образовалась задолженность в размере 1 910 462 рублей                          08 копеек, в связи с этим обществом «УТС» направлены претензии                         от 06.09.2017 № 2504, от 20.09.2017 № 2633 с требованием об оплате долга.

Общество «ЮТГС» письмом от 01.03.2018 № 302 просило РСО о зачёте денежных средств в размере 988 349 рублей 01 копейки, поступивших                  по платёжному поручению от 05.02.2018 № 19390 (по исполнению судебного акта по делу № А75-7056/2017) в счёт оплаты по договору № 199.

Общество «УТС» отказало исполнителю в проведении зачёта, сославшись на то, что указанная сумма направлена на погашение задолженности по счёту-фактуре № СБ000001731, а также на некорректное указание ответчиком в письме от 01.03.2018 № 302 назначения платежа «оплата по договору № 199 от 21.05.2015».

Так как исполнителем претензионные требования РСО не исполнены, общество «УТС» обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции при принятии решения руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 332, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон                           № 190-ФЗ).

Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований                        в части взыскания 988 349 рублей 01 копейки, исходил из фактического погашения ответчиком соответствующей части требования истца                                 в результате списания денежных средств со счёта в кредитной организации                в связи с погашением задолженности в рамках дела № А75-7056/2017                          и оплатой взысканной задолженности платёжным поручением от 05.02.2018 № 19390 в размере 4 205 155 рублей 97 копеек, в результате чего образовалась переплата в сумме 4 205 155 рублей 97 копеек.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания 922 113 рублей                07 копеек, суд первой инстанции установил объём потреблённого в спорный период ресурса по показаниям общедомового прибора учёта и пришёл                            к выводу о наличии у ответчика обязанности по его оплате, законности                       и обоснованности исковых требований в части взыскания неустойки                           в размере 16 202 рублей 60 копеек за период с 14.08.2017 по 12.10.2017.

Исходя из условий пункта 2.3 заключённого между сторонами договора № 199, согласно которым расчёты с РСО производятся исходя                               из зарегистрированного приборами учёта объема поставки тепловой энергии и установленных тарифов, суд первой инстанции отклонил возражения общества «ЮТГС» о необходимости применения в расчётах сторон формулы 23 раздела VII приложения № 2 к Правилам № 354.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

        При этом суд исходил из того, что система теплоснабжения спорных МКД является закрытой. Схема подключения системы отопления и системы ГВС МКД – независимая, через пластинчатые теплообменники, установленные в ИТП каждого МКД. РСО, поставляющей в спорные МКД тепловую энергию на нужды отопления и ГВС, является общество «УТС», холодную воду поставляет муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования город Ханты-Мансийск (Водоканал), которому установлены тарифы. Источником теплоснабжения МКД являются отдельно стоящие блочно-модульные газовые котельные, эксплуатируемые обществом «УТС». Технология подогрева воды в спорных МКД состоит в следующем: теплоноситель (тепловая энергия) от котельной по тепловым сетям (первичный контур) поступает в ИТП каждого МКД.                       На вводе в ИТП установлен коммерческий общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который учитывает количество поступающей в МКД тепловой энергии.

        Установив, что РСО не осуществляет приготовление и поставку горячей воды как ресурса, а поставляет исключительно тепловую энергию,                           с помощью которой происходит приготовление горячей воды в ИТП (входящих в состав общего имущества) каждого конкретного МКД,                        апелляционный суд пришёл к выводу, что потребляемым ресурсом будет именно тепловая энергия, которая в силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ подлежит учёту и оплате в зависимости от поставленного объёма.

Суд апелляционной инстанции отметил, что при расчёте задолженности общества «ЮТГС» за потреблённый ресурс общество «УТС» фактически применяет тариф на тепловую энергию (а не на горячую воду), который является однокомпонентным, что соответствует специфике сложившихся отношений сторон, учитывает технологию ГВС спорных МКД, а также характер деятельности каждой организации, участвующей в процессе производства горячей воды для последующего оказания населению услуг                по ГВС, а определение стоимости оказываемых истцом услуг по поставке тепловой энергии в спорные МКД (в том числе, применительно к пункту 1 статьи 424 ГК РФ) произведено корректно.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения. Количество поданной и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учёта о её фактическом потреблении.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное                             не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

В случае, когда подача абоненту через присоединённую сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.

Жилищное законодательство в правоотношение между продавцом – энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации и покупателем – абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта – исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у РСО перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в МКД гражданам коммунальные услуги – холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение                  и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные РСО коммунальные ресурсы.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы                               за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта,                               а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с РСО, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 1 Правил № 124 предусматривает обязательные требования                                    при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее – товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с РСО договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) ГВС, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД или жилого дома (далее – потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества              в МКД (далее – договор ресурсоснабжения).

Существенными условиями договора ресурсоснабжения (пункт 17 Правил № 124) являются, в том числе условия о предмете договора (виде коммунального ресурса), а также о порядке определения объёмов поставляемого коммунального ресурса.

Положениями пункта 2 Правил № 124, а также пункта 2 Правил № 354 определено, что «коммунальные ресурсы» это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ                     в баллонах, твёрдое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг,                       а также холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в МКД. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в МКД; «коммунальные услуги» это осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых                   и нежилых помещений, общего имущества в МКД, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Из положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ                            «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) и Закона                   № 190-ФЗ следует, что, по сути, существует четыре способа организации ГВС: подача горячей воды через централизованную систему ГВС                               по открытой и закрытой системам, и снабжение горячей водой путём                        её приготовления либо РСО, либо непосредственно исполнителем коммунальных услуг с использованием внутридомового оборудования.

В подпункте «б» пункта 4 Правил № 354 установлено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям ГВС и внутридомовым инженерным системам                 в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в МКД, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в МКД. При отсутствии централизованного ГВС снабжение горячей водой потребителей в МКД осуществляется исполнителем путём производства и предоставления коммунальной услуги по ГВС с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД (при наличии такого оборудования).

В пункте 12 статьи 2 Закон № 416-ФЗ дано понятие нецентрализованной системы ГВС как сооружений и устройств, в том числе ИТП,                                        с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется самостоятельно за счёт приобретения отдельных компонентов – холодной воды и тепловой энергии.

Положения Правил № 124 не выделяют отдельных способов определения объёмов коммунального ресурса, приобретаемых в целях приготовления горячей воды, устанавливая общие правила, предусмотренные пунктами 21 и 21(1). 

Между тем в силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Приведённые законоположения в их системном толковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с РСО обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя посредничество управляющей организации.

Разделом VII приложения № 2 к Правилам № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Между тем пунктом 6 статьи 31 Закона № 416-ФЗ предусмотрено,                  что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в МКД, тариф на горячую                     воду (ГВС) в соответствии с настоящим Федеральным законом                                    не устанавливается, плата за потреблённую горячую воду рассчитывается                   в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами № 354, согласно которым расчёт размера платы за коммунальную услугу по ГВС производится с учётом пунктов 40 и 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в приложении № 2               к указанным Правилам.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, произведённой и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

Абзацем первым пункта 54 Правил № 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги                        по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)                         с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчёт размера платы для потребителей     за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя                       из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению                    и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Согласно абзацу пятому пункта 54 Правил № 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению                         (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется                          в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения № 2 к названным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объёма потреблённой потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа                         на холодную воду; произведение объёма (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объёме, равном объёму горячей воды, потреблённой за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В пункте 22 раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 указано,                что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчётный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в МКД, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20:

,

где:

- объём потреблённой за расчётный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определённый по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учёта объём потреблённой горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды   в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчётного объёма горячей воды, потреблённой в нежилых помещениях, определяемого в соответствии                           с пунктом 43 Правил;

- тариф на холодную воду, установленный в соответствии                                      с законодательством Российской Федерации;

- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утверждённый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса                    на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учёта v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период                           на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потреблённой в жилых                 и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяется                       по формуле 20.1:

,

где:

- объём v-го коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потреблённой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД;

- количество произведённой тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды                   в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потреблённой в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды МКД, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил;

 - норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС;

- тариф на v-й коммунальный ресурс, установленный                            в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иной порядок определения размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС,                      не установлен.

Из указанного следует, что расчёт стоимости потреблённой горячей воды должен учитывать норматив расхода тепловой энергии, используемой на её подогрев.

В соответствии с изменениями, внесёнными в Правила № 306, норматив потребления коммунальной услуги по ГВС определяется путём установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС.

Согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении ГВС (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды                    на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД,                           или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объёма потребления горячей воды.

Следует принять во внимание, что пункт 33 Правил № 306, входящий                в раздел V «Определение нормативов потребления коммунальных услуг                    в жилых помещениях с применением метода аналога», предусматривает включение в выборку МКД, в которых отсутствует централизованное ГВС                                  и производство коммунальной услуги по ГВС осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, только, если МКД оборудованы приборами учёта, определяющими объём холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учётом за период работы таких приборов учёта в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта для целей расчёта нормативов потребления коммунальных услуг.

Следовательно, при определении указанного норматива учитываются                   и объёмы тепловой энергии, израсходованной в связи с приготовлением горячей воды в соответствии с пунктом 54 Правил № 354.

В целях реализации положений Закона № 190-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 № 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов)                в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг)                              на расчётный период регулирования, определённого в соответствии                          со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения – на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчёт цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии                                с методическими указаниями.

Пунктом 22 Методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, фактический объём полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объёмов тепловой энергии, произведённой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учётом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключённых с потребителями, информации об объёмах отпуска, определённых по показаниям приборов учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Поскольку в формуле 20.1 раздела IV приложения № 2 к Правилам                     № 354 учтён, в том числе объём коммунального ресурса, использованного    за расчётный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды                   в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, указанная формула применяется только в случае производства тепловой энергии                                     для приготовления горячей воды при помощи оборудования, входящего                       в состав общего имущества МКД.

Формулы 23, 24 раздела VII приложения № 2 к Правилам № 354 предусматривают расчёт размера платы за коммунальную услугу по ГВС исходя из норматива тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды. При этом объём тепловой энергии, зафиксированный общедомовым прибором учёта, не учитывается.

В формулах 20, 20.1 раздела IV приложения № 2 к Правилам № 354 также предусмотрена необходимость использования норматива, скорректированного исходя из соотношения объёма коммунального ресурса, использованного за расчётный период на производство тепловой энергии,                          и количества произведённой тепловой энергии.

Применение показаний общедомового прибора учёта при наличии императивного порядка определения объёма тепловой энергии, израсходованного при приготовлении горячей воды, по сути, возлагает                       на исполнителя коммунальных услуг дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов.

В спорных МКД система отопления является централизованной, однако  приготовление горячей воды производит исполнитель в ИТП                                      с использованием холодной воды, подаваемой из централизованной системы водоснабжения. Соответственно спорная ситуация подпадает под регулирование пункта 54 Правил № 354, который отсылает к применению формул 20, 20.1 раздела IV приложения № 2 указанных Правил.

Между тем истец определил объём обязательств ответчика исходя                   из показаний общедомового прибора учёта, а судами данный расчёт                            не проверен на соответствие формулам 20, 20.1 раздела IV приложения № 2                     к Правилам № 354.

Как в тексте пункта 54 Правил № 354, так и в приведённых формулах указаны величины объёма (количества) коммунального ресурса, именно использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и тарифа на коммунальный ресурс, при этом объём (количество) коммунального ресурса определяется исходя                                 из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС,                          в объёме, равном объёму горячей воды, потреблённой за расчётный период                    в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды. Учитывая пояснения к формуле 20, для расчёта размера платы применяется удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды, утверждённый                             в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода коммунального ресурса                    на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 22.03.2017 № 9268-ОО/04 оценивая применение пункта 54 Правил № 354 сообщил, что указанными Правилами не предусмотрено применение в качестве коммунальной услуги тепловой энергии,                            что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ. В связи с этим предусматривается распределение тепловой энергии, используемой                         на подогрев воды для ГВС, в рамках норматива расхода тепловой энергии                    на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС. Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объёма потребления горячей воды. Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в системе ГВС МКД, независимо от системы теплоснабжения (ГВС) (открытая                        или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной                       на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии                                на подогрев воды для целей ГВС.

Ответчиком приводились доводы о необходимости использования                   при определении объёма тепловой энергии, поставленной в спорные МКД                     для целей приготовления горячей воды, утверждённых нормативов                           на тепловую энергию, в связи с чем для расчёта объёма ресурса следовало использовать формулы 23, 24 раздела VII приложения № 2 к Правилам                    № 354. Принимая во внимание, что, поскольку при использовании ИТП тепловая энергия на цели отопления фактически не производится,                             а преобразуется (использованный ресурс – это тоже тепловая энергия),                   то результат деления ( / ()) будет равен 1 (другой результат может быть связан с потерями тепловой энергии внутри ИТП, а также                                       с погрешностями приборов учёта на входе и выходе из ИТП). Поэтому                   в таком случае в формулу 20 вместо показателя следует подставить показатель . В таком виде данная формула идентична формуле 23, используемой при расчёте платы за ГВС в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Вместе с тем представленный истцом расчёт объёма и стоимости поставленной тепловой энергии, по сути, на предмет соответствия указанным нормам права судами не проверен, тогда как такая проверка расчёта входит                  в стандарт исследования и оценки доказательств (статья 71 АПК РФ).

Доводы ответчика о необходимости применения норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды, отклонены апелляционным судом со ссылкой на неприменимость к отношениям сторон двухкомпонентного тарифа. Между тем проверка расчёта истца                                 на его соответствие положениям пункта 54 Правил № 354 судами                                     не произведена.

Поскольку при рассмотрении спора судами не учтены положения вышеуказанных норм, представленный истцом в подтверждение размера заявленных требований расчёт, не проверен на соответствие указанным нормам материального права, что является обязанностью суда (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»), выводы судов об удовлетворении иска являются преждевременными.

Вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены судом кассационной инстанции,
поскольку для этого требуется установление фактических обстоятельств
дела посредством исследования и оценки доказательств. Указанными полномочиями суд кассационной инстанции в силу требований статьи 286 АПК РФ не наделён, в связи с этим обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене
с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение
для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле,
по правилам статьи 71 АПК РФ, проверить расчёт на предмет соответствия нормам материального права, в частности пункту 54 Правил № 354; поставить на обсуждение вопрос о привлечении тарифного органа с целью разъяснения подлежащих применению порядка определения потреблённой тепловой энергии с учётом установленного механизма формирования тарифа; разрешить спор при правильном применении норм материального                               и процессуального права, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.06.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 08.11.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-17316/2017 отменить, дело направить
на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                           Л.В. Туленкова

Судьи                                                                                        С.Д. Мальцев

                                                                                                   О.Ф. Шабалова