ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-20769/20 от 27.01.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-20769/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Киричёк Ю.Н.

Шабановой Г.А.,

при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» помощником судьи Крымовской А.М.,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Югра-Экология» на постановление от 02.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-20769/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского округа - Югры по заявлению акционерного общества «Югра-Экология» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) о признании незаконным решения от 27.11.2020.

Другое лицо, участвующее в деле, - индивидуальный предприниматель Самигуллин Рустам Зинурович (Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, город Нефтеюганск, ОРГНИП 306860429600043,
ИНН 860401020646).

В заседании приняла участие представитель акционерного общества «Югра-Экология» – Хорищенко Е.А. по доверенности от 29.12.2021.

Суд установил:

акционерное общество «Югра-Экология» (далее – АО «Югра-Экология», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 27.11.2020 по жалобе № 086/07/3-1875/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Самигуллин Рустам Зинурович (далее – ИП Самигуллин Р.З.).

Решением от 22.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Дроздов А.Н.) заявленное требование удовлетворено, оспариваемое решение признано незаконным.

Постановлением от 02.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, требование удовлетворено частично. Решение антимонопольного органа признано незаконным в части выводов о необоснованном укрупнении лотов и нарушении пунктов 8 и 9 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133); в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части выводов о необходимости определения цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам проведения аукциона в электронной форме, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, у общества отсутствовала обязанность формировать цены на услуги по транспортировке ТКО по результатам торгов в форме аукциона в электронной форме; соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО не содержит условия о необходимости формирования цен на услуги по транспортированию ТКО исключительно по результатам аукциона.

Антимонопольный орган и ИП Самигуллин Р.З. отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соглашений от 02.04.2018 № 25 (по Южной зоне деятельности) и
от 24.07.2019 № 35 (по Северной зоне деятельности).

05.11.2020 обществом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 32009650935 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами муниципального образования городской округ Нефтеюганск.

ИП Самигуллин Р.З. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества, ссылаясь на то, что АО «Югра-Экология» должно было проводить закупку в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Правилами № 1133; общество нарушило требования пункта 9 Правил № 1133 при формировании лота.

Решением антимонопольного органа от 27.11.2020 жалоба ИП Самигуллина Р.З. признана обоснованной в части доводов о нарушении требований пунктов 4, 8, 9, 10 Правил № 1133.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у общества в данном случае обязанности по проведению торгов в форме аукциона в электронной форме ввиду отнесения муниципального образования городской округ Нефтюганск к территориям, на которых образуются менее 50 процентов ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, а так же необоснованности решения антимонопольного органа в части вывода об укрупнении лотов и нарушении пунктов 8 и 9 Правил № 1133, поскольку общество разделило Южную зону деятельности более чем на три лота, выделив в отдельный лот муниципальное образование городской округ Нефтюганск, что не является нарушением Правил № 1133, в связи с чем признал оспариваемое решение незаконным.

Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из наличия в соглашении от 02.04.2018 № 25 условия о необходимости формирования цен на услуги по транспортировке ТКО для регионального оператора по результатам торгов в форме аукциона в электронной форме.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

В силу пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами (пункт 4 Правил № 1133).

Региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; в случаях, установленных подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Исходя из пунктов 7, 8 Правил № 1133 организатор аукциона (региональный оператор) обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1133 услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).

Принимая во внимание письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № Д05и-18413, суды верно сочли, что в рассматриваемом случае под «территорией» следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 № 559-рп, на территории Южной зоны образуется более 30 процентов ТКО, образующихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; распоряжением от 10.11.2020 № 01-07-ЮЭ/014 определена часть Южной зоны, на которой образуется менее 50 процентов ТКО (по массе отходов); муниципальное образование городской округ Нефтеюганск относится к данной части Южной зоны; АО «Югра-Экология» опубликовало извещение № 32009650935 о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО в отношении муниципального образования городской округ Нефтеюганск; территория Южной зоны была разделена более чем на три лота.

При указанных обстоятельствах суды правомерно признали незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа в части вывода об укрупнении лотов и нарушении пунктов 8 и 9 Правил № 1133.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из наличия в соглашении
от 02.04.2018 № 25 условия о формировании цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по результатам торгов, проводимым в форме аукциона в электронной форме.

Вместе с тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в отношении территорий, для которых выполняются одновременно следующие требования: 1) в зоне деятельности регионального оператора образовывается более 30 процентов всего объема ТКО, образующегося на территории субъекта федерации, и 2) территория относится к части зоны деятельности регионального оператора, на которой образуется более 50 процентов ТКО (подпункт «а» пункта 3 и подпункт «а» пункта 10 Правил № 1133), - указанной совокупности обстоятельств в настоящем деле не установлено.

Так же обязанность по проведению аукциона в электронной форме возникает в случае, если 1) требования к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, и 2) в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации указаны территории, в отношении которых устанавливается соответствующее требование (подпункт «б» пункта 3 и подпункт «б» пункта 10 Правил № 1133).

Вопреки выводам суда апелляционной инстанции из содержания соглашения от 02.04.2018 № 25 требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора не усматривается, в том числе отсутствует конкретный перечень территорий, в отношении которых установлено условие о необходимости проведения торгов в форме аукционов в электронной форме.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным оспариваемого решения в части признания обоснованным довода о необходимости в данном случае формирования цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов, проводимым в форме аукциона в электронной форме.

С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 2 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 02.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-20769/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить.

Оставить в силе решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по указанному делу.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Ю.Н. Киричёк

Г.А. Шабанова