ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-20784/20 от 20.01.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-20784/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Киричёк Ю.Н.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 08.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 12.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу
№ А75-20784/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению акционерного общества «Югра-Экология» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262,
ИНН 8601065381) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316) о признании недействительным решения от 04.12.2020 по делу № 086/07/3-2100/2020.

Другое лицо, участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью «Сибирская экологическая компания» (628433, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр, улица Таежная, дом 24 ОГРН 1098617000811, ИНН 8617028177).

Суд установил:

акционерное общество «Югра-Экология» (далее – АО «Югра-Экология», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее –управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения
от 04.12.2020 по делу № 086/07/3-2100/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Сибирская экологическая компания» (далее – ООО «Сибирская экологическая компания»).

Решением от 08.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявленное требование удовлетворено частично, оспариваемое решение признано незаконным в части выводов об укрупнении лотов и нарушении пунктов 8 и 9 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133). В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением от 12.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено; решение антимонопольного органа признано незаконным в части нарушения пунктов 4, 8, 9 и 10 Правил № 1133 по выводам об укрупнении лотов и необходимости проведения электронного аукциона по лоту Сургутский район.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, АО «Югра-Экология» в рассматриваемом случае должно было формировать цены на услуги по транспортировке ТКО по результатам торгов в форме электронного аукциона; территория Сургутского района подлежала разделению не менее чем на три лота.

АО «Югра-Экология» и ООО «Сибирская экологическая компания» отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основании заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры соглашений от 02.04.2018 № 25 (по Южной зоне деятельности) и
от 24.07.2019 № 35 (по Северной зоне деятельности).

13.11.2020 обществом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 32009675701 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сургутского района.

23.11.2020 ООО «Сибирская экологическая компания», ссылаясь на нарушение порядка оценки и составления заявок, в том числе начисления количества баллов по показателям, обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия общества.

Решением от 04.12.2020 жалоба признана необоснованной, однако в ходе ее рассмотрения управление пришло к выводу, что АО «Югра-Экология» должно было проводить закупку в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Правилами № 1133; для целей проведения закупок территория Сургутского района должна быть разделена на три лота.

Не согласившись с решением антимонопольного органа в части выводов о нарушении требований Правил № 1133, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая недействительным решение антимонопольного органа в части вывода об укрупнении лотов и нарушении пунктов 8 и 9 Правил № 1133, суд первой инстанции исходил из того, что общество разделило Северную зону детальности на пять лотов, выделив в отдельный лот Сургутский район, что не является нарушением Правил № 1133.

Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования общества в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у общества в данном случае обязанности по проведению торгов в форме электронного аукциона в ввиду отнесения Сургутского района к районам, на которых образуются менее 50 процентов ТКО и отсутствии соответствующего условия в соглашении от 24.07.2019 № 35.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Правилами № 1133 установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В силу пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами (пункт 4 Правил № 1133).

Региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора; в случаях, установленных подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Исходя из пунктов 7, 8 Правил № 1133 организатор аукциона (региональный оператор) обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1133 услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).

Принимая во внимание письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № Д05и-18413, суды верно сочли, что в рассматриваемом случае под «территорией» следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 № 559-рп, на территории Северной зоны образуется более 30 процентов ТКО, образующихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; распоряжением от 10.11.2020 № 01-07-ЮЭ/014 определена территория Северной зоны, на которой образуется менее 50 процентов ТКО (по массе отходов); Сургутский район относится к данной территории; соглашение от 24.07.2019 № 35 не содержит условия о необходимости формирования цен на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов; АО «Югра-Экология» опубликовало извещение № 32009675701 о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО в отношении Сургутского района; территория Северной зоны, на которой образуется менее 50 процентов ТКО, была разделена на пять лотов.

Довод подателя кассационной жалобы об обязательности формирования цены на транспортирование ТКО посредством проведения аукциона в электронной форме обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку для возникновения обязанности по проведению аукциона необходимо одновременное выполнение двух условий: 1) в зоне деятельности регионального оператора должно образовываться более 30 процентов всего объема ТКО, образующегося на территории субъекта федерации, и 2) территория должна относится к части зоны деятельности регионального оператора, на которой образуется более 50 процентов ТКО.

Указанной совокупности обстоятельств в настоящем деле не установлено.

Также вопреки позиции антимонопольного органа, в рассматриваемом случае у АО «Югра-Экология» отсутствовала обязанность разделения территории Сургутского района не менее чем на три лота.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 12.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-20784/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи Ю.Н. Киричёк

О.Ю. Черноусова