ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
30 апреля 2020 года
Дело № А75-20880/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1934/2020) общества с ограниченной ответственностью «Планета» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2019 по делу № А75- 20880/2019 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Мегиона, Департаменту образования и молодежной политики Администрации города Мегиона о признании незаконными бездействия в виде отказа выдачи направлений (путевок) для зачисление детей в детский сад общества с ограниченной ответственностью «Планета»,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Планета» (далее – заявитель, общество, ООО «Планета») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Мегиона (далее – заинтересованное лицо, администрация) и департамента образования и молодежной политики Администрации города Мегиона (далее – заинтересованное лицо, департамент) в части невыдачи направлений на зачисление детей в детский сад ООО «Планета».
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2019 по делу № А75-20880/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ООО «Планета» осуществляет деятельность в соответствии с образовательными программами дошкольного образования. Вместе с тем, бездействие заинтересованных лиц нарушает положения действующего правового регулирования, включая антимонопольное законодательство, которым установлен запрет принятия (издания) актов и (или) осуществления действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В письменных отзывах на жалобу заинтересованные лица просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От ООО «Планета», администрации и департамента поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции на основании постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета Судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 и от 08.04.2020 № 821 на общий срок с 19.03.2020 по 30.04.2020 введены мероприятия по ограничению допуска посетителей в здания арбитражных судов. По смыслу поименованных постановлений отложению подлежат, в том числе, судебные заседания по рассмотрению апелляционных жалоб судами апелляционной инстанции. В то же время суд апелляционной инстанции учитывает, что от лиц, участвующих в деле, до начала заседания суда апелляционной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В этой связи суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участников спора.
Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО «Планета» (ИНН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица 30.05.2013 и является обладателем лицензии от 18.02.2016 № 2553 на право оказывать образовательные услуги. Основным видом деятельности общества является 85.11 Образование дошкольное.
Обратившись в суд с настоящим заявлением, общество указало, что оказывает публичные государственные (муниципальные) услуги в сфере дошкольного образования для физических лиц на территории г. Мегиона в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Вместе с тем, по утверждению заявителя, администрацией изданы нормативные акты, регулирующие предоставление муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», регулирующие вопросы предоставления мест в муниципальных детских садах города и порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций. Так, постановление администрации г. Мегиона от 29.09.2016 № 2373 «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми городского округа город Мегион» устанавливает правила комплектования (учет и направление детей путем выдачи путевок) в централизованном порядке через отдел общего образования департамента социальной политики исключительно в муниципальные дошкольные образовательные организации.
Кроме того, как указало общество, постановлением администрации г. Мегиона от 24.07.2014 № 1779 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» предусматривается, что исполнителями муниципальной услуги являются муниципальные дошкольные образовательные организации города Мегиона, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Согласно данному нормативному правовому акту родители получают направления (путевки) на зачисление детей исключительно в муниципальные образовательные организации.
Считая бездействия заинтересованных лиц не соответствующими закону и нарушающими права и охраняемые законом интересы общества в части возможности оказания образовательных услуг по направлениям (путевкам), ООО «Планета» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, обратившись в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 и пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Аналогичные полномочия следуют из подпункта 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 Федерального закона № 273-ФЗ относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.
Положения нормативных правовых актов разъяснены Министерством просвещения Российской Федерации в письме от 30.05.2019 № ТС-1334/03, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Услуга по постановке на учет включена в Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р), а также в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (приложение № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р).
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденных письмом Минобрнауки России от 08.08.2013 № 08-1063, порядком комплектования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) является последовательность действий учредителя при формировании контингента воспитанников дошкольных учреждений, осуществляемых в том числе ЕИР, созданным в муниципальном районе (городском округе) или в субъекте Российской Федерации. При установлении порядка комплектования ДОУ обеспечивается соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации. Учреждения комплектуются детьми, поставленными на учет для предоставления места в дошкольном учреждении. Учет осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Учет осуществляет(ют) уполномоченный(ые) органами местного самоуправления орган(ны) или организация(ии). Учет может производиться на электронном и (или) бумажном носителях с указанием фамилии и имени ребенка, его возраста (числа полных лет), даты постановки на учет и желаемой даты предоставления места в ДОУ. Форма учетного документа утверждается соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 2 поименованных Рекомендаций).
Учредителю рекомендуется комплектовать учреждения ежегодно в установленный период времени (например, в период с 1 июня по 1 сентября текущего календарного года), распределяя по ДОУ детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОУ и включенных в список детей, которым место в дошкольном учреждении необходимо с 1 сентября текущего года. В остальное время производится комплектование ДОУ на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места (пункты 14, 15 указанных выше Рекомендаций).
Согласно пункту 21 Рекомендаций в случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях. При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года.
Согласно пунктам 8 и 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293, в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, прием осуществляется в ту образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования, в которую ребенок был распределен (направлен).
Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми городского округа город Мегион урегулирован в положении, утвержденном постановлением Администрации города от 29.09.2016 № 2373 (далее – Порядок № 2373).
Согласно пункту 1.2 Порядка № 2373 действие последнего распространяется на муниципальные образовательные организации, подведомственные департаменту социальной политики администрации города.
Пунктами 4.14 и 6.1 Порядка № 2373 предусматривается, что предоставление мест в организацию осуществляется на основании путевки, полученной посредством печати из единой информационной автоматической системы. Зачисление детей в дошкольные образовательные организации оформляется приказом руководителя департамента социальной политики на основании путевки, полученной родителем (законным представителем).
Следовательно, руководствуясь системным толкованием приведенных норм и рекомендаций, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исполнительные органы местного самоуправления обладают полномочиями организовать на территории каждого отдельного муниципального образования предоставление бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях и с этой целью обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения, вести учет нуждающихся детей и предоставить таким детям образовательные услуги.
Материалы дела свидетельствуют о том, что правовой статус заявителя не соответствует признакам учреждения.
Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (пункт 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). По смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 50 ГК РФ заявитель является юридическим лицом, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, то есть коммерческую деятельность.
Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, получение субсидий из бюджета на основании положений бюджетного законодательства не изменяет правового статуса и характера деятельности ООО «Планета», и последнее не преобразуется в организацию, статус и деятельность которой предусматриваются параграфом 7 главы 4 ГК РФ. Обстоятельства получения коммерческой организацией субсидий из бюджета не изменяет правового режима его капитала и финансов на публичный.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что положения правового регулирования в сфере дошкольного образования и комплектования соответствующих учреждений не распространяют свое действие на деятельность заявителя, и выдача направлений (путевок) в ООО «Планета» заинтересованными лицами ни законом, ни иными подлежащими в настоящем случае применению нормативными правовыми актами не предусматривается.
Статьями 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены запреты для органов местного самоуправления на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, именно выдача администрацией и департаментом направлений для зачисления детей в ООО «Планета» повлечет нарушение прав и интересов иных субъектов, оказывающих услуги дошкольного образования, и ограничит конкуренцию в сфере предоставления таких услуг.
Подлежит отклонению в связи с изложенным и довод о том, что действия (бездействие) заинтересованных лиц нарушают права и охраняемые законом интересы общества, поскольку, как указано выше, никаких правовых последствий для ООО «Планета» действующее в спорной сфере общественных отношений правовое регулирование не порождает.
Оставив без удовлетворения требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на ООО «Планета». Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Планета» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2019 по делу № А75- 20880/2019 – без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Планета» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 1 от 10.01.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
А.Н. Лотов
Судьи
Н.Е. Иванова
О.Ю. Рыжиков