ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
02 августа 2022 года
Дело № А75-2141/2022
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Северархпроект» (далее – заинтересованное лицо, общество, ООО «Северархпроект») о взыскании штрафа, начисленного по решению от 02.11.2018 № 8530 за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2018 года в размере 1500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением в виде резолютивной части от 06.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены, с общества в пользу Пенсионного фонда взыскан штраф, начисленный по решению от 02.11.2018 № 8530 за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за июнь 2018 года в размере 1500 руб.
Дополнительным решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.04.2022 с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
13.04.2022 изготовлено мотивированное решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от по делу № А75-2141/2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, чтозаявителем пропущен срок на взыскание спорного штрафа в судебном порядке; то обстоятельство, что сумма штрафных санкций за июнь 2018 г. составляет менее трех тысяч рублей не имеет правового значения и не влечет изменение срока исковой давности, поскольку нормы, регулирующие порядок и сроки взыскания штрафов в зависимости от суммы штрафа, были введены в статью 46 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», то есть после истечения срока исковой давности по нарушению за июнь 2018 года; уведомление об устранении ошибок истцом не направлялось, доказательства направления в материалах дела отсутствуют.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Обществом в материалы дела представлены возражения на отзыв Пенсионного фонда, в которых указано на необоснованность доводов заявителя.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети «Интернет».
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
16.07.2018 обществом в Пенсионный фонд представлен отчет за июнь 2018 года (исходная) со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, на 57 застрахованных лиц.
Как указал Пенсионный фонд, в представленном отчете выявлена ошибка в отношении данных трех застрахованных лиц, о чем ответчику 20.07.2018 было направлено уведомление.
Пенсионным фондом по факту выявленного нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт, по итогам его рассмотрения принято решение о применении финансовых санкций за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и выставлено требование об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в размере 1500 руб.
Неисполнение страхователем обязанности по оплате штрафных санкций в добровольном порядке послужило основанием для подачи Пенсионным фондом соответствующего заявления в суд.
13.04.2022 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений в отношении трех застрахованных лиц, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, по форме СЗВ–М за июнь 2018 года.
В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений также предусмотрено Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (утратила силу с 27.07.2020, действовала на момент принятия Пенсионным органом решения) (далее также - Инструкция № 766н).
Согласно нормам Инструкции № 766н, предусматривающей случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н позволяют установить, что исправления и корректировки сведений при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке и не квалифицируются в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Пунктом 37 Инструкции № 766н определено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Согласно абзацу третьему пункта 37 указанной Инструкции датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Согласно абзацу 5 данного пункта Инструкции № 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Судом первой инстанции в мотивировочной части решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2022 установлено, что по факту выявления ошибки в отношении данных трех застрахованных лиц 20.07.2018 Пенсионный фонд направил в адрес общества уведомление.
Получив уведомление о выявленной ошибке, страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления уточненные сведения не представил, предоставив их лишь 07.09.2018, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.09.2018 № 8530.
Вместе с тем указанные обстоятельства отражены в решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.11.2018 № 8530, при этом в материалах дела имеется сформированное 16.07.2018 уведомление об устранении имеющихся расхождений, однако доказательства его направления обществу в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лица, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В отзыве, представленном в суд первой инстанции, общество настаивало на том, что оно самостоятельно устранило выявленные расхождения в сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2018 года, направив в адрес заявителя сведения по форме СЗВ-М дополняющая, несмотря на это, вопреки обязанности опровержения соответствующих утверждений заинтересованного лица, Пенсионный фонд соответствующих доказательств в материалы дела не предоставил, в связи с чем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий.
Таким образом, в отсутствие доказательств направления уведомления Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений в адрес общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО «Северархпроект» самостоятельно приняло меры к устранению нарушения, что, соответственно, допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ (пункт 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018).
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства (с учетом практики их применения), а также то, что в рассматриваемом случае общество исправило допущенные ошибки самостоятельно до выявления их Пенсионным фондом (доказательств обратного не представлено), суд апелляционной инстанции считает заявленные Пенсионным фондом требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о пропуске Пенсионным фондом срока на обращение в суд.
Абзацем 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом № 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относит Закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе «Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике»), основанной на применении положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 руб., но не превышает 100 000 руб.
По смыслу данных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации размер задолженности в сумме, превышающей 3000 руб., является необходимым условием возникновения у Пенсионного фонда права на обращение в арбитражный суд за ее взысканием в любой процессуальной процедуре (приказном, упрощенном, общеисковом порядке).
Исключением является только ситуация, соответствующая диспозиции абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ, когда задолженность на сумму, превышающую 3000 руб., не накоплена в течение трех лет, и право на судебную защиту (на взыскание суммы меньше 3000 руб., а также равной 3000 руб.) может быть реализовано в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций.
Таким образом, к требованиям Пенсионного фонда о взыскании задолженности по штрафам, предусмотренным статьей 17 Закона № 27-ФЗ, по аналогии применяется порядок, установленный статьей 48 НК РФ.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, суд апелляционной инстанции считает, что данный правовой подход, касающийся как сроков обращения в суд, так и суммы, подлежащей взысканию в судебном порядке, подлежит применению независимо от процессуального порядка обращения органа пенсионного фонда в суд за взысканием штрафных санкций, то есть должен применяться как при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа, так и при рассмотрении заявления о взыскании в общем порядке (глава 26 АПК РФ) или упрощенном порядке (глава 29 АПК РФ).
Из положений части 2 статьи 48 НК РФ следует, что Пенсионный фонд вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа:
- если общая сумма, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3000 руб., - в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.;
- если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., - в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В иных случаях, когда сумма финансовых санкций не превышает 3000 руб. и в отношении нее не истек трехлетний срок со дня окончания срока исполнения самого раннего требования, заявление Пенсионного фонда в силу статьи 48 НК РФ и статьи 213 АПК РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ влечет прекращение производства по делу.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела № А75-14891/2020 установлен факт предоставления ООО «Северархпроект» с нарушением установленного законом срока в Пенсионный фонд сведений: по форме СЗВ-М (исходная) за период с декабря 2019 года по февраль 2020 года в отношении 4 застрахованных лиц, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 года в отношении 54 застрахованных лиц. По результатам рассмотрения материалов проверки Пенсионным фондом приняты решения от 18.06.2020 № 27S19200004437, от 18.06.2020 № 27S19200004432, от 18.06.2020 № 27S19200004433, от 18.06.2020 № 27S19200004490 о привлечении юридического лица к ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несвоевременное предоставление отчета по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ в виде уплаты финансовых санкций по 2000, 2000, 2000 и 27000 руб., соответственно. В общей сумме ответчику начислены финансовые санкции в сумме 34 500 руб. Обществу выставлены требования от 19.11.2019 № 027S01190013893, от 14.08.2019 №№ 027S01190010619, 027S01190010620, от 13.07.2020 №№ 027S01200006278, 027S01200006280, 027S01200006279, 027S01200006277 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке, соответственно, в срок до 09.12.2019, 03.09.2019, 31.07.2020.
Таким образом, с учетом положений абзаца третьего пункта 2 статьи 48 НК РФ сумма финансовых санкций в отношении ООО «Северархпроект» 31.07.2020 превысила 3000 руб. и в отношении нее шестимесячный срок для обращения в суд истек 31.01.2021.
Требование Пенсионного фонда предъявлено в суд 08.02.2022, то есть по истечении пресекательного срока исковой давности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2022, дополнительное решение от 12.04.2022 по делу № А75-2141/2022 подлежат отмене с принятием нового судебного акта, которым в удовлетворении заявления Пенсионного фонда надлежит отказать в полном объёме.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2022 обществу при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, Пенсионный фонд освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.04.2022, дополнительное решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.04.2022 по делу № А75-2141/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья
Н.Е. Иванова