ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
20 августа 2018 года
Дело № А75-2344/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8037/2018) общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.2018 по делу № А75-2344/2018 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным предписания от 25.12.2017 № 12-17-459,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – заявитель, Общество, ООО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Няганского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2017 № 12-17-459.
Определением суда от 21.02.2018 к участию в деле привлечена Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, орган контроля).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.2018 по делу № А75-2344/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Судебный акт мотивирован соответствием положениям действующего законодательства оспариваемого предписания и законностью применения для исчисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в <...> норматива потребления, установленного для жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, с централизованной или автономной канализацией с ваннами, без душа, оборудованные различными водонагревательными устройствами, в размере 4,719 куб.м.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылаясь на приложение № 1 к приказу Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2013 № 22-нп, указывает на то, что исходя из наличия приборов водопотребления (ванна и душ), к жилому помещению расположенному по адресу: <...>, должен был бы применяться норматив потребления 7,014 куб. м на 1 человека в месяц.
Податель жалобы настаивает на том, что установленный Службой в оспариваемом предписании норматив потребления 4,719 куб. м на 1 человека в месяц согласно приложению № 1 к приказу Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2013 № 22-нп применяется к жилым домам с централизованным холодным водоснабжением, с централизованной или автономной канализацией с ваннами, без душа, оборудованные различными водонагревательными устройствами. Однако, поскольку в жилой квартире расположенной по адресу: <...>, имеется ванна и душевая лейка, указанный Службой норматив потребления в размере 4,719 куб. м на человека в месяц к данному жилому помещению не применим, а вывод о том, что смеситель в ванной с душевой лейкой является сантехническим прибором и не может быть водопотребляющим устройством основан на неверном толковании нормативного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 05.12.2017 № 459 должностным лицом органа контроля в отношении ООО «Водоканал» проведена внеплановая документарная проверка на предмет установления фактов, изложенных в обращении потребителя от 27.11.2017, о чем составлен акт проверки от 21.12.2017.
В результате проверки установлено, что в сентябре 2017 года ООО «Водоканал» произвело перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению жильцам <...> за период с 01.01.2017. При перерасчете Обществом использован норматив потребления 6,089 куб. м на 1 человека. Между тем, по убеждению органа контроля, у Общества отсутствовали основания для применения такого норматива, так как в жилом помещении отсутствует ванна с душем. При обследовании <...> установлено наличие водоразборного оборудования: ванна, унитаз, мойка, раковина (смеситель в ванне с душевой лейкой).
В целях устранения выявленного нарушения в адрес Общества выдано предписание № 12-17-459 от 25.12.2017 об определении размера платы с 01.01.2017 по 14.12.2017 за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению исходя из норматива потребления для жилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к системами централизованного холодного водоснабжения, водоотведения, оборудованных ванной, без душа и использующих водонагревательное устройство, установленного приложением 1 к приказу Департамента от 01.11.2013 № 22-нп «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжения и водоотведению на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее - Приказ 22-нп), в размере 4,719 куб. м на 1 человека в месяц.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
26.04.2018 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.7, 2.3 порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2013 № 325-п, государственный жилищный надзор на территории автономного округа осуществляется Службой жилищного и строительного надзора автономного округа (далее - орган государственного жилищного надзора) посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований. Предметом проверок являются, в том числе, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определение размера и внесения платы за коммунальные услуги. Подпунктом 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пунктом 3.1.3 Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрено, что должностные лица Службы жилищного и строительного надзора наделены полномочиями выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, а так же о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании приведенных норм права Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным органом, наделенным правом проведения проверок и выдачи предписаний об устранении нарушений, в том числе в части определения платы за коммунальные услуги, в связи с чем проверка в отношении ООО «Водоканал» проведена в пределах предоставленных полномочий.
Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названной нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила 306).
Пунктами 4, 45 названных Правил установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении определяются исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения № 1 к упомянутым Правилам. Названным приложением перечислены вид прибора или процедуры и нормы расхода на 1 процедуру, в том числе: ванна сидячая длиной 1200 мм с душем; ванна длиной 1500 - 1550 мм с душем; ванна длиной 1650 - 1700 мм с душем; ванна без душа; душ; раковина; мойка кухонная; унитаз.
Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2013 № 22-нп утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях для собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемые для расчета размера платы за потребляемую коммунальную услугу при отсутствии приборов учета на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по категориям и в размерах, согласно приложению 1 к названному приказу. В частности, названным приказом установлен норматив метров кубических в месяц для жилых домов и общежитий квартирного типа с централизованным холодным водоснабжением, с централизованной или автономной канализацией, без ванн, с душевыми, оборудованные различными водонагревательными устройствами в размере 6,089 (принято для расчета ООО «Водоканал»); а так же установлен норматив для жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, с централизованной или автономной канализацией с ваннами, без душа, оборудованные различными водонагревательными устройствами в размере 4,719 куб. метров (предписано для применения органом контроля).
При разрешении спорного правоотношения суд первой инстанции руководствовался ГОСТ 25809-96 Смесители и краны водоразборные типы и размеры, согласно которому для определения кранов и смесителей установлены обозначения, в том числе: См - смеситель, Кр - кран, Ум - для умывальника, М - для мойки, В - для ванны, ВУ - общий для ванны и умывальника, Дш - для душа, Бд - для бидэ, К - для водогрейной колонки, Д - двухрукояточный, О - однорукояточный, Л - локтевой, Р - с подводками в раздельных отверстиях, Ц - центральный (с подводками, размещенными в одном отверстии), Б - набортный, Н - настенный, 3 - застенный, Шл - с душевой сеткой на гибком шланге, Шт - с душевой сеткой на штанге, Тр - с душевой сеткой на стационарной трубке, Щб – со щеткой с набортным креплением, Щн - со щеткой с настенным креплением, А - излив с аэратором, Ив - излив выдвижной, Ст - излив со струевыпрямителем, р - излив с развальцованным носиком.
Названным ГОСТом так же установлено, что форма и конструкция корпусов смесителей и кранов, переключателей воды, изливов, аэраторов, душевых трубок, шлангов, душевых сеток, щеток, маховичков вентильных головок или рукояток, деталей присоединения смесителей и кранов к сетям холодной и горячей воды, крепления душевых сеток к стене или на корпусе смесителя стандартом не регламентируются, а определяются рабочими чертежами.
Из приведенных положений суд первой инстанции пришел к выводу о наличии отдельных кранов для душа, а так же кранов с душевой сеткой на гибком шланге или на стационарной трубке, о применении названным ГОСТом различной терминологии «душ» и «душевая сетка».
По мнению суда первой инстанции, наличие душевой сетки на гибком шланге само по себе не свидетельствует о возможности использования такой сетки для душевых процедур, так как возможность такого использования зависит от длины гибкого шланга, которая устанавливается изготовителями по собственному усмотрению.
Кроме того, наличие в ванной смесителя с душевой сеткой на гибком шланге не может толковаться как наличие в ванной душа, так как конструктивная особенность смесителей не позволяет одновременное использование прибора как крана для ванной и для принятия душевых процедур.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о законности применения для исчисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в <...> норматива потребления, установленного для жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, с централизованной или автономной канализацией с ваннами, без душа, оборудованных различными водонагревательными устройствами в размере 4,719 куб. м.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение принято при неправильном применении норм материального права, по следующим ниже основаниям.
В соответствии с пунктами 43, 45 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.
Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении определяются исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения № 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 23 раздела II приложения № 1 Правил № 306 суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) рассчитывается по формуле 22: , где:
Qi - расход воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру, определяемый в соответствии с таблицей 5;
ni - количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, установленное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
10-3 - коэффициент перевода из литров в кубические метры.
К указанным в таблице 5 водоразборным устройствам и процедурам отнесены: ванна сидячая длиной 1200 мм с душем; ванна длиной 1500 - 1550 мм с душем; ванна длиной 1650 - 1700 мм с душем; ванна без душа; душ; раковина; мойка кухонная; унитаз; общеквартирные нужды.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.08.2015 № 575/пр утверждено количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, в зависимости от вида водоразборного устройства и санитарно-технического оборудования или процедуры пользования.
Так, названным приказом для жилых помещений, оборудованных ваннами с душем, установлено 4 процедуры принятия ванны и 25 процедур принятия душа; для жилых помещений, оборудованных ваннами без душа, установлено 4 процедуры принятия ванны; для жилых помещений, оборудованных душем, установлено 25 процедур принятия душа.
Кроме того, перечень водоразборных устройств и санитарно-технического оборудования, указанных в таблице 5 приложения № 1 Правил № 306, согласуется с положениями «ГОСТ 19681-2016. Межгосударственный стандарт. Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия», введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.12.2016 № 1920-ст, по смыслу которых смеситель для ванны представляет собой водоразборное устройство, обеспечивающее смешение холодной и горячей воды, регулирование ее расхода и температуры потребителем, а также изменение направления потока воды из излива на душ (пункты 3.1, 3.6); излив – устройство канального или трубчатого типа - поворотное, отводящее воду из корпуса смесителя (пункт 3.8); душевая сетка - насадка с отверстиями, приспособленная для подсоединения к шлангу или стационарной трубке, обеспечивающая прием душевых процедур (пункт 3.14); душевой шланг - гибкая трубка, соединяющая смеситель и душевую сетку (пункт 3.15); душевой кронштейн - устройство для установки душевой сетки на удобном уровне (пункт 3.16).
Таким образом, ванна, оборудованная смесителем с душевой сеткой (как в рассматриваемом случае), обеспечивает потребителю как прием процедуры «ванна» (4 раза в месяц по нормативу), так и процедуры «душ» (25 раз в месяц по нормативу), в отличие от ванны без душа (процедура «ванна» 4 раза в месяц по нормативу), что согласно формуле 22 Правил № 306 автоматически влечет за собой повышенный расход воды и более высокий норматив.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2017 № 12-17-459 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного выше решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права с принятием по делу нового судебного акта, апелляционная жалоба и требования ООО «Водоканал» - удовлетворению в полном объеме.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы, подлежат отнесению на Службу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.04.2018 по делу № А75-2344/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» удовлетворить.
Признать недействительным предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2017 № 12-17-459.
Взыскать со Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 рублей 00 копеек.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 1 500 рублей 00 копеек. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением № 678 от 28.05.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А. Сидоренко
Судьи
Н.А. Шиндлер
Л.А. Золотова