ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-336/18 от 18.09.2018 АС Западно-Сибирского округа

264/2018-37375(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-336/2018 

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Григорьева Д.В.  судей Алексеевой Н.А.   Киричёк Ю.Н. 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества  с ограниченной ответственностью «Комфорт +» на решение от 14.02.2018  Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 06.06.2018 Восьмого  арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н.,  Сидоренко О.А.) по делу № А75-336/2018 по заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Комфорт +» (628012, город Ханты- Мансийск, улица Энгельса, 26, ИНН 8601048474, ОГРН 1128601004421)  к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира,  104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании предписания. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Комфорт +» (далее – общество,  ООО «Комфорт +») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры с заявлением о признании недействительным 


предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты- Мансийского автономного округа – Югры (далее – служба, контролирующий  орган) от 15.12.2017 № ХМ-578-А. 

Решение от 14.02.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением  от 06.06.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда,  в удовлетворении заявленного требования отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно- Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные  акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов  обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении  заявленного требования. 

По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое предписание  является незаконным, поскольку бремя оплаты расходов, связанных  с поверкой приборов учета, техническим обслуживанием внутридомового  газового оборудования, котельной и наружного газопровода, обязаны нести  собственники многоквартирного дома № 52, расположенного по адресу:  город Ханты-Мансийск, улица Энгельса. 

Контролирующий орган отзыв на кассационную жалобу в порядке  статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) не представил. 

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании  объявлялся перерыв до 18.09.2018. 

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность  доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции  считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения. 

Как следует из материалов дела, на основании протокола общего  собрания собственников от 14.06.2015 и лицензии ООО «Комфорт +»  осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным  по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Энгельса, дом № 52 (далее – МКД). 


В период с 13.12.2017 по 15.12.2017 на основании приказа заместителя  службы от 12.12.2017 контролирующим органом проведена внеплановая  выездная проверка на предмет соблюдения обществом лицензионных  требований при управлении МКД, в ходе которой установлено, что  в нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ), пункта 31 Правил содержания общего имущества  в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491)  обществом, начиная с июня 2017 года, собственникам помещений  в МКД дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества  предъявлены расходы по поверке прибора учета газа, по техническому  обслуживанию внутридомового газового оборудования, по техническому  обслуживанию котельной и наружного газопровода, а также за прочие  услуги. 

По результатам проверки службой составлен акт проверки от 15.12.2017   № ХМ-578 и выдано предписание № ХМ-578-А, согласно которому обществу  в срок до 22.01.2018 предписано аннулировать (выполнить возврат)  из лицевых счетов абонентов МКД суммы в строках «поверка прибора учета  газа», «ТО ВДГО», «прочие услуги», «ТО котельной и наружного  газопровода», начисленные с июня 2017 года. 

Не согласившись с указанным предписанием контролирующего органа,  ООО «Комфорт +» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой  и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у службы правовых  оснований для выдачи оспариваемого предписания и отсутствии нарушений  прав и законных интересов общества. 

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые  судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных  обстоятельств рассматриваемого дела. 

В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных 


предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля», статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011   № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 6.4.4  Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 25.06.2012 № 216-п, в случае выявления при проведении лицензионного  контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению  многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений  лицензионных требований должностные лица службы, проводившие  проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим  законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении  нарушений обязательных требований, об устранении выявленных  нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения  обязательных требований. 

Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относится  исполнение лицензиатом обязанностей по договору управления  многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ

Часть 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей  управляющей организации как услуги и работы по надлежащему  содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление  иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктом «а»  пункта 2 Правил № 491, в состав общего имущества включаются, в том числе  технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное  обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения 


в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные,  элеваторные узлы и другое инженерное оборудование). 

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном  доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо  жилищный кооператив или иной специализированный потребительский  кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений  в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48  ЖК РФ, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается  одинаковым для всех собственников помещений на срок не менее чем  один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ, пункт 31 Правил № 491). 

По мнению общества, бремя оплаты расходов, связанных с поверкой  приборов учета, техническим обслуживанием внутридомового газового  оборудования, котельной и наружного газопровода, обязаны нести  собственники МКД. 

Вместе с тем, как верно отмечено судами и обществом не оспаривается,  контролирующим органом установлено, что указанное оборудование  расположено в рядом стоящем многоквартирном доме № 54, и является  общим имуществом собственников помещений в этом доме, в связи с чем  бремя содержания такого имущества не может возлагаться на собственников  помещений в МКД. 

При названных обстоятельствах арбитражные суды признали  обоснованным возложение на общество обязанности по аннулированию  (выполнению возврата) из лицевых счетов абонентов МКД сумм в строках  «поверка прибора учета газа», «ТО ВДГО», «прочие услуги», «ТО котельной  и наружного газопровода», начисленные с июня 2017 года. 

Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что  арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного  обществом требования. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора  не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. 


Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей  288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных  актов. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 14.02.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры и постановление от 06.06.2018 Восьмого  арбитражного апелляционного суда по делу № А75-336/2018 оставить без  изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Д.В. Григорьев 

Судьи Н.А. Алексеева 

 Ю.Н. Киричёк