ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-3427/12 от 26.12.2012 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-3427/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Отческой Т.И.

судей Новоселова В.И.

Маняшиной В.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Зиновьева Т.А., Киричек Ю.Н.) по делу № А75-3427/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» (629828, Ямало-Ненецкий автономный округ-Югра, город Ноябрьск, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 № 336-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» (далее - ООО «Заполярнефть», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 № 336-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Решением от 20.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Постановлением от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт, поскольку обществом не оспорено, что у него отсутствует разрешение, выданное федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии с которым разрешено захоронение отходов бурения 4 класса опасности в шламовых амбарах куста скважины; что данные объекты соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов. Оставив в шламовых амбарах буровой шлам, общество, тем самым, несанкционированно захоронило отходы на землях лесного фонда. Это свидетельствует об его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, поскольку захоронение отходов в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией, осуществлялось обществом в соответствии с этой документацией, на основании утвержденных уполномоченными государственными органами документов и не противоречит действующему законодательству.

На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание было отложено с 18.12.2012 до 15 часов 00 минут 26.12.2012.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что управлением в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 21.11.2011 № 658, от 17.11.2011 № 649 в отношении ООО «Заполярнефть» проведена плановая документарная проверка.

В результате проверки установлено, что общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадке № 536 Вынгапуровского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, в частности, в шламовых амбарах кустовой площадки № 536 Вынгапуровского месторождения нефти.

Результаты проверки отражены в акте от 23.12.2011 № 392.

ООО «Заполярнефть» выдано предписание от 23.12.2011 № 336-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 536) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).

Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО «Заполярнефть» допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания № 336-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенного управлением в отношении ООО «Заполярнефть», как противоречащего действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.

Кассационная инстанция, оставляя судебный акт без изменения, исходит из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) - экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ - юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 7-ФЗ - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 «Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше» (далее - Инструкция РД 39-133-94).

Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым, если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с «пленкой» остаточных нефтепродуктов, отверждение.

Проанализировав указанные выше нормативные акты, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение ООО «Заполярнефть» отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.

Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде.

В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 - амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0, 5 м. и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны быть гидроизолированы (пункт 4.12).

Данные требования ООО «Заполярнефть» соблюдены.

Это подтверждено положениями проектной документации.

Так, в пункте 5.4 книги 4 тома 1 Проекта № 7415, пункте 4.5 книги 5 Тома 1 Проекта № 7560, пункте 5.4 книги 4 Тома 1 Проекта № 7720 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин № 536 Вынгапуровского месторождения. В частности, - шламовые амбары запроектированы из расчета 800 м. 3 на скважину; на площадке куста скважин № 536, расположенного на болотах 1 типа, предусмотрено вытрофирование из под насыпи на полную глубину болота до минерального дна со складированием вынутого торфа, с последующим использованием для укрепительных и рекультивационных работ; предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем; предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта; для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1, 25 м. (согласно проектам № 7415, № 7720); высотой 1, 2 м. (согласно проекту № 7560).

Материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на кусте скважины № 536 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО «Заполярнефть» в соответствии с обозначенной проектной документацией.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что шламовые амбары на кусте № 536 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет уполномоченным органом-Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональный реестр объектов размещения отходов.

Указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.

ООО «Заполярнефть» проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией. Это подтверждено имеющейся в материалах дела копией акта от 31.10.2011 № 67 сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров к договору от 16.08.2011 № Д/2116/10-2280.

В соответствии с указанным выше актом от 31.10.2011 № 67 осуществлена рекультивация четырех шламовых амбаров куста скважин № 536.

Мероприятия по рекультивации шламовых амбаров проведены в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

По изложенным выше основаниям суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительным предписание № 336-ОК/16.

Судом кассационной инстанции отклоняются доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, о непригодности земельного участка для произрастания лесных насаждений, так как выводов об этом не содержится в оспариваемом предписании и акте проверки.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-3427/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.И. Отческая

Судьи В.И. Новоселов

В.П. Маняшина