Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-3587/2021
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сургутгаз» на решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-3587/2021 по заявлению открытого акционерного общества «Сургутгаз» (628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления от 01.03.2021 № 19 по делу об административном правонарушении № 086/04/9.21-259/2021.
Другие лица, участвующие в деле, - дачное некоммерческое товарищество «Тихий Бор» (628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>), Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» (628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО2 (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут).
Суд установил:
открытое акционерное общество «Сургутгаз» (далее - ОАО «Сургутгаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) от 01.03.2021 № 19 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 101 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены дачное некоммерческое товарищество «Тихий Бор» (далее – ДНТ «Тихий Бор», товарищество); Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» (далее - СГМУП «ГТС»); ФИО2 (далее - Быкова О.С).
Решением от 09.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением
от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требование.
По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как в данном случае отсутствует техническая возможность подключения потребителя к сети газораспределения; СГМУП «ГТС» незаконно выдало согласие на подключение, так как ему (как основному абоненту) технические условия не выдавались; линейный объект, к которому намерен осуществить технологическое присоединение абонент, не введен в установленном порядке в эксплуатацию; с заявкой на подключение обратилось ненадлежащее лицо – член ДНТ «Тихий бор»; обществом правомерно запрошена у ФИО2 информация о третьих лицах, которые являются собственниками земельных участков; строительство газопровода в зоне с особыми условиями использования территории нарушает требования действующего законодательства.
СГМУП «ГТС» в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 2015 по 2019 годы на основании выданных СГМУП «Тепловик», ОАО «Сургутгаз», СГМУП «ГТС» (газораспределительная организация) технических условий на присоединение к газораспределительной сети планируемого к строительству газопровода товарищества был спроектирован и построен за счет средств населения, проживающего в ДНТ «Тихий бор», газопровод низкого давления «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ «Тихий бор». Магистральные и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап» (далее – газопровод), которым обеспечивается подведение и газификация жилых домов жителей товарищества в количестве 160 домовладений.
Постановлением Администрации города Сургута от 18.12.2019 № 9510 газопровод включен в схему газоснабжения муниципального образования городской округ город Сургут.
Постановлением Администрации города Сургута от 03.03.2020 № 1489 газопровод передан в муниципальную собственность и закреплен на праве хозяйственного ведения за СГМУП «ГТС», которое осуществило ввод спорного газопровода в эксплуатацию согласно актам от 30.09.2020 №№ 1, 2.
30.07.2020 ФИО2 обратилась в ОАО «Сургутгаз» с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилой дом; максимальный часовой расход газа 5 метров куб.) к сети газораспределения, приложив выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, жилой дом, газопровод, ситуационный план, согласие СГМУП «ГТС» на подключение.
В ответ на заявку ФИО2 ОАО «Сургутгаз» 03.08.2020 направило отказ в заключении договора, указав, что в запросе о предоставлении технических условий должна содержаться информация о наименовании присоединяемого объекта сети газопотребления и информация о включении присоединяемого объекта газораспределения в программу газификации; газопровод с кадастровым номером 86:10:0000000:19057 не подключен к действующей сети газораспределения; запросов от заказчика указанного объекта, строительство которого должно быть предусмотрено программой газификации, о выдаче технических условий на подключение не поступало; заключение договора о подключении к газопроводу не представляется возможным, так как общество осуществляет подключение заявителей только к действующим сетям абонентов, которым ранее были выданы технические условия на подключение и осуществлен пуск газа.
05.10.2020 ФИО2 повторно направила в адрес ОАО «Сургутгаз» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, приложив наряду с ранее представленными документами, акты ввода от 30.09.2020 № 1,2.
В ответ на указанную заявку ОАО «Сургутгаз» 09.10.2020 повторно отказало в заключении договора, сославшись на то, что для рассмотрения и определения технической возможности подключения к сетям газораспределения необходимы данные о планируемой загрузке газопровода с предоставлением планируемого максимального часового расхода газа на весь объект и по каждому жилому дому с указанием места расположения жилых домов, включенных в общий расчет; необходимо представление проектной документации, утвержденной в установленном порядке, исполнительно-технологической документации на газопровод с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы; заверенного перечня лиц (заказчиков), финансировавших строительство газопровода; в заявке отсутствует согласие основного абонента на подключение к сетям; в представленном ранее согласовании содержатся неопределенные сведения об объекте подключения.
Отказы общества послужили основанием для обращения ФИО2 с жалобой в управление, по результатам рассмотрения которой административный орган пришел к выводу о нарушении ОАО «Сургутгаз» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (действовали в спорный период, далее - Правила № 1314), при рассмотрении заявок, в связи с чем составил протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 № 16 и вынес постановление от 01.03.2021 № 19 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Судами установлено, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.12.1997 № 121/1 ОАО «Сургутгаз» включено в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» реестра естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 86.2.7; общество оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории города Сургута) по установленным тарифам, а также услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Согласно пунктам 59, 62, 64 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами. Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом.
Пунктом 65 Правил № 1314 предусмотрены сведения, которые указываются заявителем в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю; пунктом 69 Правил № 1314 определен перечень документов, направляемых исполнителю заявителем: а) ситуационный план; б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства); в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя; г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя); е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров); ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 названных Правил; з) документы, предусмотренные пунктом 47 указанных Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности; к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 названных Правил.
Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 1314 (пункт 72 Правил).
Пунктом 73(1) Правил № 1314 определен порядок и сроки рассмотрения заявки и приложенных к ней документов, согласно которому исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 названных Правил; в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений; в случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 названных Правил, исполнитель в течение трех рабочих дней рассматривает заявку о подключении (технологическом присоединении), а в случае непредставления заявителем таких документов - аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Согласно пункту 74(1) Правил № 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении).
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение; техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В случае мотивированного отказа от заключения договора о подключении исполнитель предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет иных источников, включая бюджетные, мероприятий (пункт 74(2) Правил № 1314).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ОАО «Сургутгаз», рассмотрев поступившие от ФИО2 заявки с приложенными документами, отказало в заключении договора о подключении, не направив заявителю уведомлений о необходимости представления недостающих документов и (или) сведений и не приостановив рассмотрение заявок до получения таких документов; ответ общества на вторую заявку содержит мотивы, которые отсутствовали в отказе на первую заявку.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на нарушение обществом порядка рассмотрения заявок, установленного Правилами
№ 1314.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии технической возможности подключения и о том, что ФИО2 является ненадлежащим заявителем, подлежат отклонению, поскольку, как верно отмечено судами, из ответов общества от 03.08.2020 № 784, от 09.10.2020 № 975 прямо не следует, что отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения; при этом в соответствии с пунктом 74(1) Правил № 1314 именно отсутствие такой возможности является единственным основанием для отказа в заключении договора. На то, что ФИО2 является ненадлежащим заявителем в отказах так же не указано, напротив, в письме от 09.10.2020 общество разъясняет, что изложенные в нем обстоятельства не препятствуют повторному обращению заявителя в ОАО «Сургутгаз» после их устранения.
Указанное подтверждает выводы судов о необоснованном затягивании обществом процесса подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Принимая во внимание, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Остальные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 30.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-3587/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Сургутгаз» 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.11.2021 № 3530.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Ф. ФИО3
Судьи Ю.Н. Киричёк
Г.А. Шабанова