Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-3673/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищное управление» на решение от 02.07.2021 Арбитражного суда
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Дроздов А.Н.)
и постановление от 05.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-3673/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищное управление» (628012, Ханты-Мансийский автономный
округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 30, ОГРН 1108601001640, ИНН 8601041694) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604)
об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, – общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Север» (190000, город
Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, литера А, ОГРН 1157847298894, ИНН 7838042298; 628403, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, бульвар Свободы, дом 1).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищное управление» (далее – общество, ООО УК «Жилищное управление») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – служба, административный орган) от 12.03.2021 № 16-074/ЛК-2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Север» (далее – ООО «Газпром Межрегионгаз Север»).
Решением от 02.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 05.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда,
в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО УК «Жилищное управление» просит указанные судебные акты отменить и признать оспариваемое предписание недействительным.
По мнению подателя жалобы, факт наличия крышной котельной в многоквартирном доме № 58 по улице Комсомольская в городе Ханты-Мансийске (далее – МКД) документально не подтвержден; общество не является исполнителем коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
От ООО «Газпром Межрегионгаз Север» отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не поступил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Администрации города Ханты-Мансийска от 05.09.2020 № 107 управление МКД осуществляет ООО УК «Жилищное управление».
Службой в период с 05.03.2021 по 12.03.2021 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что обществом в нарушение требований подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку газа на крышную котельную.
По результатам проверки службой 12.03.2021 составлен акт
№ 16-074/JIK-2021 и выдано предписание № 16-074/ЛK2021 об устранении допущенного нарушения в срок до 16.04.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО УК «Жилищное управление» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций исходили из наличия у службы полномочий и правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 6.4.4 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.06.2012 № 216-п, в случае выявления
при проведении проверки нарушений должностные лица органов государственного жилищного надзора обязаны выдать юридическому лицу предписание о прекращении нарушений обязательных требований,
об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий
по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 17 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Одним из лицензионных требований к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт «б» пункта 3 Положения № 1110).
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
На основании подпункта «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), предусмотрено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что ООО УК «Жилищное управление» управляет МКД на основании приказа Администрации города Ханты-Мансийска от 05.09.2020 № 107; в состав общего имущества МКД входит крышная котельная, используемая для предоставления жителям коммунальной услуги по отоплению за счет потребления коммунального ресурса – газа; общество не заключило с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку коммунального ресурса (газа), потребляемого при производстве тепловой энергии для теплоснабжения МКД.
При отсутствии централизованной системы по предоставлению коммунальной услуги в МКД ее исполнителем является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками в части подачи коммунального ресурса для производства коммунальной услуги (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2020 № 301-ЭС20-18436 по делу № А17-8192/2019).
Таким образом, вопреки позиции подателя жалобы в рассматриваемом случае ООО «Газпром Межрегионгаз Север» не может являться исполнителем коммунальной услуги теплоснабжение в силу того, что оно не производит и не подает в МКД тепловую энергию; коммунальная услуга по отоплению производится самостоятельно обществом с использованием крышной котельной.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО УК «Жилищное управление» в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 05.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-3673/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Ю.Ф. Дружинина
О.Ю. Черноусова