Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-4389/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой
Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в открытом судебном заседании при участии представителей сторон: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: ФИО1 по доверенности от 13.01.2010 № 03;
от открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория»: представители не явились, от времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
кассационную жалобу открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» на решение от 12.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Л.С. Истомина) и постановление от 30.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи А.Н. Лотов, Л.А. Золотова, Е.П. Кливер) по делу № А75-4389/2010 по заявлению открытого акционерного общества «Государственная страховая компания «Югория» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
открытое акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория» (далее – ОАО «ГСК «Югория», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – Территориальное управление, административный орган, ТУ Росфиннадзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2010 № 711-10/095 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что административный орган необоснованно не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ и не освободил ОАО «ГСК «Югория» от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, при наличии на то оснований.
Решением от 12.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 30.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований ОАО «ГСК «Югория» отказано.
В кассационной жалобе ОАО «ГСК «Югория», ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит принятые по делу решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению заявителя жалобы, совершенное им административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем суды, разрешая вопрос о правомерности привлечения Общества к административной ответственности, не правомерно не применили положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган по доводам, изложенным в кассационной жалобе ОАО «ГСК «Югория» возражает, просит оставить в силе обжалуемые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ТУ Росфиннадзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что Главным государственным инспектором отдела правового обеспечения и валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры по материалам, поступившим из Центрального банка РФ через Федеральную службу финансово-бюджетного надзора было установлено, что 12.07.2009 между страхователем ZiganaShippingCorp (нерезидент) и страховщиком ГСК «Югория» (резидент, исполнитель) был заключен контракт (страховой полис) № 70-900018-00/09 по страхованию гражданской ответственности судовладельцев.
В ОАО «Ханты-Мансийский банк» 21.08.2009 был открыт паспорт сделки № 09080022/1971/0000/3/0 к контракту (полису) № 70-900018-00/09 от 12.07.2009.
Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 09080022/1971/0000/3/0 от 21.08.2009 на счет ОАО «ГСК «Югория» по контракту (полису) № 70-900018-00/09 был зачислен 12.07.2009 платеж в сумме 10 500 долларов США (раздел II Сведения о платежах).
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы от 21.08.2009 представленыОАО «ГСК «Югория» в уполномоченный банк - 27.08.2009, то есть с нарушением срока (при сроке представления – до 15.08.2009).
В отношении ОАО «ГСК «Югория» 06.04.2010 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, 15.04.2010 принято постановление № 711-09/095, на основании которого ОАО «ГСК «Югория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что оспариваемое постановление административного органа является незаконным, ОАО «ГСК «Югория» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных ОАО «ГСК «Югория» требований, исходили из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем. Арбитражные суды, оценив характер и степень общественной опасности допущенного обществом административного правонарушения, признали невозможным применение статьи 2.9 КоАП РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из обстоятельств дела и действующего законодательства в области валютного регулирования и валютного контроля.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок предусмотрена административная отвесвтенность.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по совершаемым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Согласно пункту 2.4 Положения № 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 26.09.2008 № 2080-У пункт 2.4 Положения № 258-П изложен в редакции, вступившей в силу с 28.10.2008, согласно которой резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Арбитражными судами установлено и материалами дела подтверждено, что справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по контракту от 12.07.2009 № 70-900018-00/09, заключенному между страхователем ZiganaShippingCorp (нерезидент) и страховщиком ГСК «Югория» (резидент, исполнитель), связанные с данной валютной операцией, представлены в уполномоченный банк с нарушением предусмотренного законодательством срока.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является обоснованным.
Арбитражными судами дана оценка доводам ОАО «ГСК «Югория» о малозначительности совершенного административного правонарушения и о применении статьи 2.9 КоАП РФ.
При установленных по делу обстоятельствах, оценив все представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно признали оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности ОАО «ГСК «Югория» в виде административного штрафа в размере 40 000 руб., законным и обоснованным.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана правильная правовая оценка.
В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 12.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 30.07.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-4389/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.И. Новоселов
Судьи Л.В. Белова
Т.Я. Шабалкова