Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-4621/2021
14 марта 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе
судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания-Региональные сети» на решение от 19.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Чешкова О.Г.)
и постановление от 07.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-4621/2021 по заявлению акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 09.03.2021 № 086/04/9.21- 267/2021.
Другое лицо, участвующее в деле: прокуратура Нижневартовского района (628609, <...>).
Суд установил:
акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» (далее – АО «ЮТЭК – Региональные сети», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы
по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление, административный орган) от 09.03.2021 № 23 (№ 086/04/9.21-267/2021)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере
100 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Нижневартовского района.
Решением от 19.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 07.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, размер штрафа снижен до 60 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит решение суда первой инстанции
и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, административным органом не доказана вина вменяемого обществу административного правонарушения; общество приняло все зависящие меры по соблюдению требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики и не нарушило прав потребителей, которые согласовали в договорах срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению 2 года.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления 24.02.2021 протокола об административном правонарушении
№ 18 и вынесения 09.03.2021 постановления № 23 № 086/04/9.21-267/2021
о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ послужил факт нарушения обществом подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), выразившийся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 1 года со дня заключения договоров
об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов потребителей.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям
или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод
по их канализационным сетям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти
на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ).
В силу статьи 26 Закона № 3ФЗ технологическое присоединение
к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется
со дня заключения договора и не может превышать 1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт,
при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Как следует из материалов дела, в период с 20.02.2019 по 28.10.2019 между обществом и физическими лицами (члены СОНТ «Восход») заключено 282 договора об осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям АО «ЮТЭК – Региональные сети» энергопринимающих устройств заявителей; согласно пункту 1 указанных договоров максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт; срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения договора (пункт 5 договоров), что не соответствует вышеназванным правилам.
Судами двух инстанций установлен факт нарушения обществом требований подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения; АО «ЮТЭК – Региональные сети» не исполнило необходимых мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
к электрическим сетям в отношении заключенных договоров.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий для выполнения предписанных Правилами технологического присоединения действий, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы, суды верно указали, что предельный срок выполнения договора со стороны электросетевой организации установлен Правилами технологического присоединения и не может быть истолкован произвольно; договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям потребителей заключены между обществом и членами СОНТ «Восход», соответственно АО «ЮТЭК – Региональные сети» обязано соблюсти нормативно установленный срок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Довод общества о том, что им за свой счет фактически выполнены работы в объеме подключения расчетной максимальной мощности энергопринимающего устройства 1,78 МВт (технологическое присоединение СОНТ «Восход») правомерно отклонен апелляционным судом, поскольку данные работы не влияют на условия заключенных договоров
с потребителями.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ
об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания
в виде административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного административным органом штрафа до 60 000 руб.
При таких обстоятельствах суды правомерно и изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении норм права судами нижестоящих инстанций.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты
во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-4621/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления
на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом
с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья С.Т. Шохирева