ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-5555/2021 от 03.02.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А75-5555/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Севастьяновой М.А.,

судей Демидовой Е.Ю.,

Зиновьевой Т.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.07.2021 (судья Чешкова О.Г.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-5555/2021 по заявлению администрации города Сургута к государственному регистратору прав дополнительного офиса межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1 о признании незаконным действий
по отказу в государственной регистрации дополнительного соглашения, обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, дополнительный офис межмуниципального отдела
по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, акционерное общество «Россети Тюмень».

Суд установил:

администрация города Сургута (далее – администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с заявлением к государственному регистратору прав дополнительного
офиса межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому
району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1 (далее – регистратор) о признании незаконным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка
от 31.12.2010 № 1163, выраженного в уведомлении от 16.02.2021 № КУВД-001/2020-22625200/2, обязании осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре
(далее – управление Росреестра), дополнительный офис межмуниципального отдела по городу Урай и Кондинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено акционерное общество «Россети Тюмень» (далее –
АО «Россети Тюмень»).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры от 22.07.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021, в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением и постановлением, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить
и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

Администрация считает отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 № 1163 незаконным в связи с тем, что на основании пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –
ЗК РФ) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное
не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени
и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрена в отсутствие их представителей.

Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам
и представленным доказательствам, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований
для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (с 23.12.2019 в связи со сменой наименования – АО «Россети Тюмень», арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 31.12.2010 № 1163, согласно пункту 1.1 которого арендатор передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 площадью 59 кв. м, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут, поселок Кедровый.

В соответствии с пунктом 1.5 договора срок аренды установлен
с 27.06.2002 по 26.06.2051.

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

Распоряжением администрации от 07.11.2019 № 2337 земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 разделен на два земельных участка с кадастровым номером 86:10:0101000:8262 площадью 55 кв. м, с кадастровым номером 86:10:0101000:8263 площадью 4 кв. м.

Новые земельные участки поставлены на кадастровый учет 08.05.2020.

Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:8263 площадью 4 кв. м возвращен администрации по акту от 23.06.2020 № 12/20.

03.09.2020 между администрацией и АО «Россети Тюмень»
заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 31.12.2010
№ 1163, согласно которому стороны договорились внести изменения
в предмет договора, изменив кадастровый номер земельного участка
с 86:10:0101000:601 на 86:10:0101000:8262 и площадь арендуемого участка
с 59 кв. м на 55 кв. м.

Администрация обратилась в управление Росреестра с заявлением
о государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020
к договору.

Уведомлением от 16.11.2020 № КУВД 001-/2020-22625200/1 государственная регистрация приостановлена, заявителю предложено устранить препятствия для регистрации.

Уведомлением от 16.02.2021 № КУВД-001/2020-22625200/2
в государственной регистрации дополнительного соглашения отказано
в связи с тем, что в силу положений статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в отношении образованных земельных участков сведения об ограничениях прав (аренда) не переносятся, при этом арендатор
исходного земельного участка имеет право на заключение договора аренды
в отношении образованных земельных участков на тех же условиях,
что были указаны в договоре в отношении исходного участка, новый договор может быть представлен в орган государственной регистрации прав
с соответствующим заявлением, а сохраняются сведения об ограничениях (обременениях) прав (в том числе аренда) в отношении измененного земельного участка при этом арендатор впоследствии может заключить с арендодателем и представить в орган регистрации прав с соответствующим заявлением дополнительное соглашение к договору, которым будут уточнены площадь земельного участка и, соответственно, размер арендной платы, либо новый договор, заключенный на прежних условиях (в этом случае одновременно с государственной регистрацией нового договора аренды производится погашение записи о государственной регистрации ранее заключенного договора.

Ссылаясь на то, что в отношении образованного земельного участка
с кадастровым номером 86:10:0101000:8262 право аренды у АО «Россети Тюмень» сохранено, заключение дополнительного соглашения к договору
соответствует закону, а отказ в государственной регистрации дополнительного соглашения нарушает права и законные интересы арендодателя, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением, рассмотренным в рамках настоящего дела.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой
и апелляционной инстанции руководствовались статьями 1, 6, 11.2, 11.4 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьями 1, 7, 14, 18, 26, 27, 29, 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ)
и исходили из законности отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 № 1163.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных
с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного
из названных условий служит основанием для оставления заявления
без удовлетворения.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200
АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав
и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению
о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В статье 41 Закона № 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объектов недвижимости.

Так, согласно части 1 статьи 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

В силу части 2 статьи 41 Закона № 218-ФЗ в случае образования
двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями
в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом
и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона
№ 218-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 41 Закона № 218-ФЗ основанием
для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые
из них земельные участки в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При этом в силу нормы пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен,
в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится
в государственной или муниципальной собственности.

Руководствуясь приведенными нормативными положениями, исходя
из того, что, поскольку образование новых земельных участков
осуществлялось без одновременной государственной регистрации прав на них, с образованием указанных двух земельных участков, при этом исходный земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101000:601 как объект земельных правоотношений фактически прекратил свое существование, но не снят с кадастрового учета, суды первой и апелляционной инстанции правильно указали на то, что снятие исходного участка с государственного кадастрового учета и осуществление государственной регистрации погашения обременения этого участка договором аренды возможны лишь при одновременной государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки.

При этом, в случае, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета новых земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101000:8262, 86:10:0101000:8263 в отношении них не будут зарегистрированы права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, либо права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, то на основании части 15 статьи 41 Закона 218-ФЗ орган регистрации прав обязан снять вновь образованные земельные участки с государственного кадастрового учета.

В связи с тем, что администрация обратилась с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 03.09.2020 к договору аренды земельного участка от 31.12.2010 № 1163 в отношении исходного земельного участка, который фактически перестал существовать в связи с его разделом на два самостоятельных участка и не сохранен в измененных границах, то государственный регистратор правомерно отказал в регистрации дополнительного соглашения, предусматривающего уменьшение площади исходного земельного участка до 55 кв. м и изменение кадастрового номера исходного земельного участка, а суды обоснованно признали такой отказ правомерным.

В данном случае обжалуемым отказом не нарушаются права и законные интересы администрации, которая вправе в установленном законом порядке обратиться за осуществлением государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок и его обременения в пользу АО «Россети Тюмень».

Ссылаясь на то положения пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ о том, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), администрация не учитывает, что такое право реализуется в условиях осуществленной в установленном законом порядке государственной регистрации права на образованный или измененный земельный участок.

Ссылка кассатора на то, что согласно пунктам 2, 12 статьи 41 Закона
№ 218-ФЗ в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости
в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого
объекта недвижимости, то государственная регистрация осуществляется
на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав, подлежит отклонению
судом округа, поскольку в заявлении администрации не содержалось требований об осуществлении государственной регистрации права
на земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:8262, 86:10:0101000:8263.

Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые
в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене
или изменению судебного акта, судом округа не установлено.

На основании вышеизложенного судами приняты законные
и обоснованные судебные акты, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.07.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 по делу № А75-5555/2021 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.А. Севастьянова

Судьи Е.Ю. Демидова

Т.А. Зиновьева