ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-5669/18 от 15.01.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А75-5669/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Григорьева Д.В.

                                                              Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» на решение от 28.05.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 12.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Грязникова А.С., Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-5669/2018 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) к обществу
с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (628481, город Когалым, улица Дружбы Народов, 41, ОГРН 1098608000083, ИНН 8608053709)
о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Горводоканал» (далее – общество, ООО «Горводоканал») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 28.05.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением
от 12.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «Горводоканал» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению общества, в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения; судами не учтено, что иловые площадки являются элементом очистных сооружений, используются в технологическом процессе водоотведения для обработки и обезвоживания осадков сточных вод; смесь сырого осадка и избыточного активного ила, поступающая с отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не относится к отходам, а сам процесс накопления данной смеси не может быть расценен ни как хранение, ни как захоронение отходов; иловые осадки становятся отходом после их обработки (сушки).

Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) управлением не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании обращения межрегиональной общественной организации «Здоровье нации и экологопаразитологическая безопасность», содержащего сведения о нарушении ООО «Горводоканал» природоохранного законодательства при обращении с отходами, управление возбудило дело  № 02-3/4/2018 по статье 8.2 КоАП РФ.

В рамках проведения административного расследования установлено, что общество эксплуатирует канализационно-очистные сооружения города Когалыма (далее – КОС). При очистке сточных вод образуется смесь сырого осадка и избыточного ила, обезвоживание которых осуществляется естественным путем на двух иловых площадках (картах), расположенных на территории КОС. В ходе проведения осмотра обнаружено, что в первой карте размещается смесь сырого осадка и избыточного ила, во второй карте - ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, отобраны пробы.

Согласно заключению филиала федерального бюджетного учреждения «ЦЛАТИ по УрФО» по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре          № 165 от 26.03.2018 смесь сырого осадка и избыточного ила, ил стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод соответствуют IV (малоопасному) классу опасности (приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»).

Из представленной обществом отчетности по форме 2ТП (отходы) следует, что по состоянию на 01.01.2016 на иловых площадках (картах) находился ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных вод в количестве 1215,9 тонн, по состоянию на 31.12.2016 - 1678 тонн, по состоянию на 31.12.2017 -                2148,3 тонны.

Лицензия на обращение с отходами обществу не выдавалась.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления управлением в отношении ООО «Горводоканал» протокола об административном правонарушении от 20.04.2018 № 182-ОН/44 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; сбор отходов -  прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживанием отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

На основании пункта 9.2.14.1 Свода правил СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в процессе оказания ООО «Горводоканал» услуг водоотведения образуются отходы VI класса опасности (смесь сырого осадка и избыточного ила, ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод), которые размещаются в иловых картах, расположенных на территории КОС, обрабатываются им и обезвреживаются; лицензия на  осуществление деятельности в области обращения с отходами у общества  отсутствует.

Поскольку ООО «Горводоканал», имея возможность для соблюдения норм действующего законодательства, необходимых и достаточных мер для этого не приняло, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности и процедура привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1, 4.2 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности суды не усмотрели.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют позицию ООО «Горводоканал» по делу и по существу направлены на переоценку установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.

Иное толкование обществомположений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.05.2018 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и постановление от 12.09.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-5669/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Д.В. Григорьев

                                                                            О.Ю. Черноусова