ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
13 ноября 2018 года | Дело № А75-5768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Дерхо Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12409/2018) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 августа 2018 года по делу № А75-5768/2018 (судья Никонова Е.А.), по иску Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1167232094732) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574) об обязании принять в казну Российской Федерации нежилое помещение, при участии в деле в качестве третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (ОГРН 1028600513061),
при отсутствии лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – Тюменьстат, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – МТУ Росимущества, ответчик) об обязании принять в казну Российской Федерации нежилое помещение общей площадью 30,7 кв.м., кадастровый номер: 86:21:0010112:703, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>, закрепленное на праве оперативного управления за Тюменьстатом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16.08.2018 по делу № А75-5768/2018 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество не используется истцом с 2012 года, поскольку именно по инициативе Тюменьстата нежилые помещения переданы в федеральную собственность. Апеллянт указывает, что для управления имуществом необходимо поручение Росимущества; федеральным бюджетом не заложены средства на содержание объекта по адресу Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...>, финансирование объекта предусмотрено для Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат).
В письменном отзыве истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре передало в оперативное управление Федеральной службе государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре нежилое помещение общей площадью 30,7 кв.м., кадастровый номер: 86:21:0010112:703, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...> на основании распоряжения от 22.07.2011 № 797-р. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) собственником указанного объекта является Российская Федерация.
На основании приказа Росстата от 09.08.2016 № 404 путем присоединения к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области Управлений Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и по Ямало-Ненецкому автономному округу создан Тюменьстат. Спорное нежилое помещение передано истцу как универсальному правопреемнику по акту № 169/11 от 22.07.2011.
Тюменьстат неоднократно обращался к МТУ Росимущества с просьбой изъять нежилое помещение с кадастровым номером 86:21:0010112:703 в казну Российской Федерации в связи с неиспользованием указанного имущества истцом с 2012 года, а также предпринимал меры для поиска нового правообладателя спорного объекта среди федеральных и муниципальных органов (письма №№ 104-01/1960 от 03.12.2012, 104-01/80/551-ДР от 24.07.2013, 104-01/ВЯ-80-6/870-ДР от 24.07.2015, 104-01/ВЯ-6/1296-ДР от 28.10.2015, 1999 от 05.04.2013, 219-14-4830-2013 от 23.07.2013, 7014 от 06.12.2013).
В ответном письме № ТУ86/5513 от 11.12.2015 ответчик сообщил, что изымать нежилое помещение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...> в государственную казну не планируется в связи с утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 327 государственной программой «Управление федеральным имуществом», одной из целей которой является сокращение имущества государственной казны.
Впоследствии Росстатом согласована передача спорного нежилого помещения в казну Российской Федерации посредством издания МТУ Росимущества распоряжения и внесения изменений в ЕГРН (письмо АК-16-2/279-ТО от 29.06.2017).
Тюменьстатом в адрес ответчика направлены письма №№ НМ-74-01/408-ТС от 11.07.2017, ЮС-74-01/1437-ИС от 03.11.2017, НМ-74-01/75-ИС от 22.01.2018 с требованиями изъять в казну нежилое помещение с кадастровым номером 86:21:0010112:703.
Поскольку требования истца МТУ Росимущества не исполнены, Тюменьстат обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой апелляционный суд учел следующее.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием 4 за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (часть 2 статьи 296 ГК РФ).
По правилам части 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу части 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании положений части 1 статьи 235, статьи 236, части 3 статьи 299 ГК РФ Тюменьстат имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления. Учитывая, что нежилое помещение по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <...> с кадастровым номером 86:21:0010112:703 не используется истцом по назначению с 2012, при этом на Тюменьстат возлагаются дополнительные расходы по содержанию указанного помещения; передача спорного имущества в казну Российской Федерации согласована с Росстатом (письмо АК-16-2/279-ТО от 29.06.2017), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления указанным нежилым помещением. Доводы жалобы о том, что передача имущества в федеральную собственность произведена по инициативе истца и, как следствие, спорное нежилое помещение используется Тюменьстатом, судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432), Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» определено, что МТУ Росимущества, в частности, самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями (пункт 4.1.9 указанного приказа).
Таким образом, изложенные полномочия в сфере деятельности МТУ Росимущества опровергают доводы апелляционной жалобы об отсутствии поручения со стороны Росимущества, а также свидетельствуют о неправомерности бездействия ответчика, выраженного в непринятии в казну имущества, не используемого истцом.
Ссылка ответчика на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Северо-Западного округа апелляционной коллегией не принимаются и не рассматриваются, поскольку обстоятельства дел, по которым вынесены указанные судебные акты, не тождественны обстоятельствам настоящего дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие у Тюменьстата права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его МТУ Росимущества по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса изъятия у истца спорного имущества из оперативного управления с Росстатом, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика по принятию нежилого помещения, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для обязания МТУ Росимущества принять имущество в казну Российской Федерации.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции, удовлетворив требования Тюменьстата, принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 августа 2018 года по делу № А75-5768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | А. В. Веревкин | |
Судьи | Е. В. Аристова Д. С. Дерхо |