АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск
ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34
город Ханты-Мансийск | Дело №А-75-6051/2006 |
«12» 02 2007 г.
Полный текст постановления изготовлен -12.02.2007 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа
в составе:
судьи, председательствующего в судебном заседании Киселевой Г.Д.
судей Дубининой Т.Н. и Лысенко Г.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назметдиновой Р.Б.
при участии
от заявителя: не явились
от ответчиков: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам и налоговой политике администрации Кондинского района на решение арбитражного суда ХМАО от «31» октября 2006 г. по делу № А 75-6051/2006, принятое судьей Мингазетдиновым М.М.
по заявлению МУП «Луговское Жилищно-коммунальное хозяйство»
к МУ ДО для детей «Районный центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» администрации МО «Кондинский район»; Администрация МО «Кондинский район» в лице Комитета по финансам и налоговой политике
о признании бездействия гос.органа незаконным
установил: МУП «Луговское Жилищно-коммунальное-хозяйство» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» и администрации МО «Кондинский район» о признании незаконным бездействия ответчиков выразившееся в неисполнении судебного акта.
Заявленные требования мотивированы не исполнением Департаментом по экономической политике администрации МО «Кондинский район» вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 21.02.2003 по делу А75-12702/2006, в рамках которого с Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» в пользу МУП «Луговское Жилищно-коммунальное-хозяйство» было взыскано 1 369 005, 87 руб. Во исполнение данного судебного акта, заявитель направил исполнительный лист 0067701-12701/05 от 10.04.2006 в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а именно в Департамент по экономической политике администрации МО «Кондинский район». Однако до настоящего времени исполнение решения суда не произведено. Считает, что неисполнение судебного акта происходит в результате бездействие администрации муниципального образования и Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный».
По ходатайству истца к участию в деле был привлечен второй ответчик «Комитет по финансам и налоговой политике» администрации МО «Кондинский район». Из представленных представителем ответчика документов следует, что «Комитет по финансам и налоговой политике» администрации МО «Кондинский район», является самостоятельным юридически лицом. В тоже время из положения «Об администрации Кондинского района» утвержденного решением Думы «Кондинского района» № 77 от 22.12.2005 следует, что главным распорядителем бюджетных средств является администрация «Кондинского района» в силу этого суд первой инстанции привлек её к участию в деле в качестве третьего ответчика.
В дальнейшем, согласно ст. 49 АПК РФ, истец уточнил исковые требования, заявив о признании бездействия ответчиков незаконными, обязании ответчиков исполнить исполнительный документ выданный на основании судебного акта, взыскать Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» судебные расходы в размере уплаченной госпошлины.
Решением от 31.10.2006 г. арбитражный суд удовлетворил требования заявителя, а именно, признал незаконным бездействие Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» и администрации МО «Кондинский район» осуществляющего контроль за деятельностью своих органов и являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и входящего в её состав «Комитета по финансам и налоговой политике»; обязал Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» администрацию МО «Кондинский район» в лице Комитета по финансам и налоговой политике, а также главного распорядителя средств местного бюджета совершить действия установленные ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ для исполнения решения арбитражного суда от 21.02.2006 по делу А75-12702/2005 с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Комитет по финансам и налоговой политике администрации Кондинского района, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение и принять новый судебный акт. Указывает на то, что решение вынесено незаконно и необоснованно.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 и 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит основания для его отмены, в связи с нижеследующим.
Как следует из материалов дела, что решением арбитражного суда от 21.02.2003 по делу А75-12702/2006 с Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Районный детский центр оздоровительно-образовательный лагерь «Юбилейный» в пользу МУП «Луговское Жилищно-коммунальное-хозяйство» было взыскано 1 369 005, 87 руб.
Материалами дела подтверждено, что заявителем в адрес органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, функции которого в соответствии с положением «О комитете финансов и налоговой политике» муниципального образования осуществляет названный комитет, с целью исполнения судебного решения, были направлены исполнительный лист и судебный акт.
Однако, письмом от 12.05.2006 председатель комитета по финансам и налоговой политики администрации МО «Кондинский район» в адрес заявителя был направлен ответ, в котором было сообщено о приостановлении процедуры взыскания средств местного бюджета до выяснения особых обстоятельств. До настоящего времени судебный акт не исполнен.
В соответствии со ст. 242.1. Бюджетного кодекса РФ , исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с определением суда о его выдаче.
Согласно ст. 242.5 названного Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - орган).
Орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п.3 ст. 242.1 настоящего Кодекса, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым п.3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с п.3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Вышеуказанный порядок не предусматривает приостановление операций по исполнению исполнительных документов, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета. Кроме того, положения названной нормы устанавливают определенный порядок действий, которые обязаны совершить должник, указанный орган и главный распорядитель средств местного бюджета для целей исполнения исполнительских документов.
Суд первой инстанции правильно указал, что перечисленные в вышеуказанной норме действия направлены на исполнение исполнительских документов, тем не менее, в нарушение требований закона ответчиками названные действия не совершены. Доказательств подтверждающих обратное, ответчиками не представлено.
Как верно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, бездействие ответчиков нарушает права кредиторов заявителя на погашение его кредитных обязательств.
Принимая во внимание приведенные нормы и обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие ответчиков противоречащим закону.
Согласно ст.16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Администрация района отвечает за деятельность учрежденных ею органов исполнителей власти находящихся в её подчинении, отсутствие контроля за осуществлением ими своих полномочий является нарушением закона. В связи с этим, требования заявителя о понуждении ответчиков к исполнению решения арбитражного суда от 21.02.2006 по делу А75-12702/2005 являются правомерными и подлежат удовлетворению. В силу этого суд обязывает ответчиков к принятию мер по исполнению вышеуказанного судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, доводы апелляционной жалобы были также предметом рассмотрения суда первой инстанции, основаны на не правильном толковании норм права, в связи с чем оснований для её удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда ХМАО от 31.10.2006 г. по делу №А75-6051/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам и налоговой политике администрации Кондинского района без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.
Председательствующий Г.Д.Киселева
Судьи Т.Н.Дубинина
Г.П.Лысенко