Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А75-6215/2017
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2017 года . | |
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2017 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
ФИО1
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» на решение от 22.06.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 03.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу № А75-6215/2017 по заявлению открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» (628307, город Нефтеюганск,
7-й микрорайон, дом 50, квартира 1, ИНН 8604050672, ОГРН1118619002303) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН8601011604, ОГРН 1028600513149) об оспаривании предписания.
В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок № 4» – ФИО2 по доверенности от 17.10.2016.
Суд установил:
открытое акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок
№ 4» (далее – общество, ОАО «ЖЭУ № 4») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании недействительным предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – служба)
от 29.03.2017 № НЮ-138/п.
Решением от 22.06.2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.) признано недействительным оспариваемое предписание в части обязания общества произвести собственнику жилого помещения № 3 дома № 56 в 7-м микрорайоне города Нефтеюганска перерасчет (возврат) размера платы за содержание и ремонт за период с 08.06.2014 по 28.02.2017 исходя из размера платы за содержание и ремонт 26 руб. 20 коп. за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением от 03.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, ОАО «ЖЭУ № 4» просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у службы отсутствует право на признание недействительным и неприменение решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не оспоренного в судебном порядке; к такому решению не подлежат применению положения части 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); в рамках настоящего дела не заявлялось требование о признании недействительным решения общего собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем
у апелляционного суда не имелось оснований для юридической оценки данного решения.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ОАО «ЖЭУ № 4» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...> (далее – многоквартирный дом), на основании протокола общего собрания собственников помещений данного дома от 25.12.2007 и заключенных с ними договоров управления.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения (квартира № 3) в многоквартирном доме, службой проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований, в ходе которой установлено нарушение порядка расчета платы за содержание и текущий ремонт общего имущества
в многоквартирном доме, выразившееся в применении неутвержденного общим собранием собственников помещений размера платы (с 06.03.2014 по 30.06.2015 – 37 руб. 90 коп., с 01.07.2015 по 30.06.2016 – 39 руб. 04 коп.,
с 01.07.2016 по 28.02.2017 – 39 руб. 82 коп. за 1 кв. м в месяц); решение об установлении размера такой платы, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 06.08.2014 № 2, не принято во внимание ввиду его ничтожности по причине отсутствия необходимого кворума.
По результатам проверки 29.03.2017 службой составлен акт проверки
№ НЮ-138/а и выдано предписание № НЮ-138/п, согласно которому обществу необходимов срок до 03.05.2017 устранить выявленное нарушение: произвести перерасчет по излишне начисленной плате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома собственнику жилого помещения (квартира № 3) за период с 06.03.2014 по 28.02.2017 исходя из размера платы 26 руб. 20 коп. за 1 кв. м. (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
от 25.12.2007).
Не согласившись с данным предписанием службы, ОАО «ЖЭУ
№ 4» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленное требование, суд первой инстанции исходил из отсутствия у службы полномочий по проверке не оспоренного
в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома на предмет его ничтожности и наличия
у общества оснований для его применения при расчетах с жильцами. Вместе с тем, установив факт неправомерного увеличения обществом платы за содержание и текущий ремонт общего имущества с 01.07.2015, 01.07.2016 на основании решения, не позволяющего установить конкретный размер платы (увеличение не более чем на 3 %, 4%), признал недействительным оспариваемое предписание лишь в части обязания ОАО «ЖЭУ № 4» произвести перерасчет (возврат) размера платы за содержание и ремонт за период с 08.06.2014 по 28.02.2017 исходя из размера платы за содержание
и ремонт 26 руб. 20 коп. за 1 кв.м. в месяц.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, апелляционный суд не согласился
с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия у службы права при проведении проверки решать вопрос о неприменении представленного ему решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме как не имеющего юридической силы в силу его ничтожности. При этом судом апелляционной инстанции проверены и признаны обоснованными доводы службы о нарушении установленного частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) порядка принятия указанного решения, что свидетельствует о его ничтожности, и наличии оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Выводы апелляционного суда являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункта 6.4.4 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 25.06.2012 № 216-п, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица службы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпункту «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к лицензионным требованиям относится исполнение лицензиатом обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей
и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положения части 3 статьи 196 ЖК РФ при поступлении
в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований внеплановая проверка проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое предписание вынесено службой в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества
в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений
в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения
в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 17 постановления от 27.06.2017 № 22
«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами
в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 ГК РФ).
В рассматриваемом случае собственниками помещений
в многоквартирном доме на общем собрании 25.12.2007 было принято решение об утверждении платы за содержание и ремонт общего имущества
в размере 26,20 руб. за 1 кв. м площади помещения в месяц.
Впоследствии иных решений об изменении указанного размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме в установленном порядке не принималось.
Ссылка ОАО «ЖЭУ № 4» на протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 08.06.2014 № 2, в котором указано на принятие решений об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 37 руб. 90 коп. за 1 кв. м площади помещения в месяц (пункт 4), об увеличении размера платы не более чем на 3 % в 2015 году, не более чем на 4 % в 2016 году, не более чем на 3 % в 2017 году (пункт 5), обоснованно отклонена службой и апелляционным судом.
В силу положений пункта 1 статьи 181.3, статьи 181.5 ГК РФ,
главы 6 ЖК РФ, пунктов 104, 106 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятое при отсутствии необходимого кворума, является ничтожным независимо от признания его таковым судом.
Вывод суда апелляционной инстанции о наличии у службы права при осуществлении лицензионного контроля решать вопрос о неприменении ничтожного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома является правильным, поскольку такое решение не порождает никаких прав или обязанностей, связанных с его принятием, не имеет юридической силы независимо от того, было ли оно оспорено
в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
В соответствии со статьей 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений
в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения
в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1).
Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует
в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование (часть 2).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений
в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (часть 3).
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме от 08.06.2014 № 2 в голосовании приняли участие собственники, обладающие 54,31 % голосов от общего количества голосов собственников помещений в доме, что составляет 300,30 кв. м при общей площади дома 552,90 кв. м.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что фактически в голосовании приняли участие собственники, обладающие 26,21 % голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку решения от имени собственников квартир №№ 2, 4, 12 (общая площадь 155,40 кв. м) приняты неуполномоченными лицами
и подлежали исключению при подсчете голосов.
Таким образом, решение общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 08.06.2014 № 2, принято при отсутствии необходимого кворума, что свидетельствует о его ничтожности в силу части 3 статьи 145 ЖК РФ, пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, как верно указано службой, у общества не имелось правовых оснований для применения названного решения при начислении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества собственникам помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанций правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание службы соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л:
постановление от 03.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-6215/2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Ю. ФИО3
Судьи В.И. Ильин
Г.А. Шабанова