ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-6391/2022 от 27.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

03 ноября 2022 года

Дело № А75-6391/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Дубок О.В., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11124/2022)муниципального казенного учреждения Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.08.2022 по делу № А75-6391/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети»
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>)
к муниципальному казенному учреждению Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628640, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>), при участии третьего лица без самостоятельных требований, - Администрации Нижневартовского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о признании недействительным отказа № 31-231/2 от 10.02.2022 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи,

при участии в судебном заседании представителей:

от акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» - ФИО1 по доверенности от 23.12.2021 № 249/21, сроком действия до 31.12.2022;

установил:

акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» (далее – заявитель, Общество, АО «ЮТЭК – Региональные сети») обратилось в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» (далее – заинтересованное лицо, Учреждение) о признании недействительным отказа от 10.02.2022 № 31-231/2 в выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для передачи электроэнергии оборудование, сроком на 15 лет под размещение объекта «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района» в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 площадью 40 828 кв. и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на размещение объекта «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района» в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 площадью 40 828 кв.м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Нижневартовского района (далее – Администрация, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.08.2022 по делу № А75-6391/2022 требования заявителя удовлетворены. Признан недействительным отказ, выраженный в письме от 10.02.2022 № 31-231/2 об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО «ЮТЭК – Региональные сети» в установленном законодательством порядке.

Этим же судебным актом с Учреждения в пользу заявителя взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО «ЮТЭК – Региональные сети».

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом не было учтено, что земельный участок имел временный статус, а на момент вынесения решения суда был снят с кадастрового учета (снят 05.05.2022). Учреждение полагает, что после прекращения существования земельного участка как объекта недвижимости исполнение решения суда об устранении нарушения путем выдачи разрешения на размещение объекта является невозможным.

Податель жалобы обращает внимание суда на то, что объект был введен в эксплуатацию 20.05.2016 на основании разрешения о вводе объекта в эксплуатацию № 23, окончание строительства объекта декабрь 2014 года, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 от 26.06.2013 № 3250-2051-ар/1 прекращен на основании уведомления арендодателя о расторжении договора 12.07.2019, в силу чего у Общества было два основания для оформления права собственности на объект по правилам части 2 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации). Учреждение утверждает о том, что использование земельных участков без их предоставления под существующим объектом недвижимости без оплаты противоречит принципу платности земли. По мнению заинтересованного лица, из буквального содержания статьей 39.33, 39.34, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) следует, что выдача разрешения на размещение уже существующего объекта и включенного в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 (далее – постановление № 1300), нормами права не предусмотрена.

Просительная часть жалобы содержит ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из ЕГРН от 15.08.2022 № КУВИ-001/2022-139409566 в отношении спорного земельного участка. Ходатайство удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.

В предоставленном отзыве АО «ЮТЭК – Региональные сети» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация, Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.

На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО «ЮТЭК – Региональные сети» поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя АО «ЮТЭК – Региональные сети», проверив в соответствии со статьей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Администрацией и Обществом 26.06.2013 был заключен договор аренды земельного участка на землях населенных пунктов № 3250-2051-ар/13 (далее по тексту – договор аренды) (л.д. 25-26).

Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000009:632 общей площадью 40 828 кв.м, цель использования участка - под строительство объекта «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП-6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района».

Пунктом 1.8 договора аренды срок аренды согласован сторонами с 07.06.2013 до 07.05.2014. Согласно пункту 8.4 договора аренды в случае, если по окончании срока действия договора арендатор продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок, при этом каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив другую сторону за три месяца.

От Учреждения в адрес АО «ЮТЭК - Региональные сети» поступило уведомление от 19.03.2019 № 31-329/9 о расторжении указанного договора аренды (л.д. 17), которое было получено Обществом 12.04.2019.

08.12.2021 письмом № 01-04/9923 АО «ЮТЭК - Региональные сети» направило в Администрацию акт возврата спорного земельного участка (л.д. 18), при этом Учреждение не подписало указанные акты и в письме от 13.01.2022 № 31-18/2 сообщило о том, что земельные участки, подлежащие сдаче должны быть свободны от зданий, строений и сооружений и пригодны для дальнейшего использования по целевому назначению (л.д. 19).

Также из материалов дела следует, что в соответствии с действовавшими в спорный период времени нормами права Общество получило в установленном законом порядке разрешение на строительство объекта на упомянутом земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 от 13.08.2013 № 337 и разрешение от 20.05.2016 № 23 на ввод в эксплуатацию построенного на указанном земельном участке объекта недвижимости «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП-6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района (кадастровый номер 86:04:0000000:13683).

25.01.2022 Общество направило в адрес Главы Нижневартовского района заявление о выдаче разрешения на размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для передачи электроэнергии оборудования сроком на 15 лет (под размещение объекта «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района») в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 площадью 40 828 кв.м. (л.д. 15).

В ответ на указанное заявление Учреждение направило в адрес заявителя уведомление об отказе в выдаче разрешения от 10.02.2022 № 31-231/2, в котором указало, что по результатам обследования установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка находится объект недвижимости, принадлежность которого не установлена. Кроме того, Учреждение указало, что согласно информации, предоставленной управлением градостроительства, развития ЖКХ и энергетики Администрации, в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 было выдано разрешение на строительство от 13.08.2013 № 337 и разрешение на ввод объекта недвижимости «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП-6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района» с кадастровым номером 86:04:0000000:13683 в эксплуатацию от 20.05.2016 № 23, в связи с чем выдача разрешения на размещение объекта недвижимости противоречит нормам ЗК РФ. Заинтересованное лицо отметило, что при подтверждении Обществом прав на объект недвижимости, Общество вправе обратиться в адрес главы Нижневартовского района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов (л.д. 14).

АО «ЮТЭК - Региональные сети», не согласившись с решением об отказе в выдаче разрешения на размещение на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000009:632 линий электропередачи и связанной с ней трансформаторной подстанции, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

03.08.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, которое обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).

Частью 4 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Перечень).

Пунктом 5 указанного Перечня в число объектов, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации предусмотрен статьей 39.36 ЗК РФ, согласно которой предусмотренные Перечнем объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры такой порядок определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19.06.2015 № 174-п (далее – Порядок № 174-п).

Порядок № 174-п устанавливает условия размещения объектов, виды которых установлены Перечнем (далее - объекты) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ).

Согласно пункту 2 указанного Порядка размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется на основании соответствующего разрешения, выданного исполнительным органом государственной власти автономного округа или органом местного самоуправления муниципального образования автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо либо его представитель подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения в свободной форме. Пунктами 5 и 6 Порядка № 174-п определены содержание указанного заявления и документы, которые прилагаются к заявлению.

Так, в силу пункта 5 Порядка № 174-п в заявлении должны быть указаны:

- наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

- почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или его представителем;

- вид размещаемых объектов в соответствии с Перечнем № 1300;

- кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется размещение объектов на земельном участке, номер кадастрового квартала - в случае если планируется использование земель;

- срок использования земель или земельного участка для размещения объектов (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок эксплуатации объектов);

- сведения о параметрах (характеристиках) объектов с указанием количества таких объектов, подтверждающие отсутствие необходимости оформления разрешения на строительство, - в случае если испрашивается разрешение для размещения объектов, в отношении которых в соответствии с Перечнем № 1300 не требуется разрешение на строительство;

- площадь земель или земельного участка, необходимая для размещения объектов;

- информация о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории - в случае размещения объектов, требующих установления таких зон.

Решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на размещение объектов принимает уполномоченный орган в срок не более десяти рабочих дней со дня регистрации заявления (при поступлении заявления на размещение газопроводов давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» - пять рабочих дней со дня регистрации заявления). Решение о выдаче разрешения на размещение объектов оформляется в виде правового акта уполномоченного органа (пункт 7 Порядка № 174-п).

В срок не более трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уполномоченный орган направляет его заявителю, с приложением представленных им документов, заказным письмом с уведомлением по почтовому адресу, указанному в заявлении, или оно может быть получено заявителем либо его представителем лично при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия.

В соответствии с пунктом 9 Порядка № 174-п плата за размещение объектов не взимается.

Пунктом 10 Порядка № 174-п определены основания для отказа в выдаче разрешения. В выдаче разрешения может быть отказано, если:

- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5, 6 Порядка № 174-п;

- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину либо в отношении него (испрашиваемых земель) заключено соглашение об установлении сервитута, принято решение об установлении публичного сервитута;

- на земли или земельный участок, на использование которых испрашивается разрешение, ранее выдано разрешение другому физическому или юридическому лицу;

- размещение объектов не соответствует правовому режиму использования земель или земельных участков, установленному документами территориального планирования;

- земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ.

В силу пункта 11 Порядка № 174-п в решении об отказе в выдаче разрешения указывается основание отказа, предусмотренное пунктом 10 Порядка № 174-п.

Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа АО «ЮТЭК – Региональные сети» в выдаче разрешения на размещение объекта послужил вывод Учреждения о том, что по результатам обследования, в границах испрашиваемого земельного участка выявлен объект недвижимости, принадлежность которого не установлена. Учреждение также сослалось на то, что согласно информации, предоставленной управлением градостроительства, развития ЖКХ и энергетики администрации района, в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000009:632 было выдано разрешение на строительство от 13.08.2013 № 337 и разрешение на ввод объекта недвижимости «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП-6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района с кадастровым номером 86:04:0000000:13683 в эксплуатацию от 20.05.2016 № 23, в связи с чем выдача разрешения на размещение объекта недвижимости противоречит нормам ЗК РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, расценил выводы Учреждения в качестве ошибочных, приняв во внимание следующее.

По общему правилу, документом, дающим право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, является разрешение на строительство (часть 2 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – ГрК РФ). При этом подпунктом 5 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В рамках, предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято Постановление № 257-п «Об установлении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Постановление № 257-п) вступившее в законную силу 11.07.2014.

Действительно, подпунктом 2 пункта 1 данного постановления установлено, что разрешения на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1816 (далее - Постановление № 1816) также утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. В данный перечень включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Судом первой инстанции установлено, что объект «Сети электроснабжения 6-0,4 кВ с ТП 6/0,4 кВ в д. Вата Нижневартовского района» имеет напряжение менее предусмотренного Постановление № 257-п (20 кВ) и Постановление № 1816 (35 кВ), в силу чего на данный момент объект мог быть построен без получения разрешения на строительства и ввода в эксплуатацию.

Между тем, Постановление № 257-п и Постановление № 1816 приняты после строительства Обществом линейного объекта электроэнергетики. Из пояснений заявителя следует, что строительство объекта недвижимости велось в рамках договора подряда № 1434-п/12 от 27.12.2012, заключенного с ООО «СпецЭнергоМонтаж»; в соответствии с актом приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 от 02.03.2015 строительно-монтажные работы по объекту были начаты в сентябре 2013 года, окончены в марте 2015 года, в то время как Постановления № 257-п, предусматривающее отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство таких объектов, вступило в силу 11.07.2014.

Таким образом, на момент окончания Обществом строительства упомянутого объекта законодатель исключил необходимость получения застройщиком разрешения на строительство, а, следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по окончании строительных работ.

При этом само по себе наличие в отношении спорных объектов разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не препятствует размещению спорного объекта электросетевого хозяйства на муниципальных землях в соответствии с Постановлением № 1300, как ошибочно указало в оспариваемом отказе заинтересованное лицо, поскольку определяющим является описание и технические характеристики объекта, которому спорный объект соответствует.

Фактическое размещение объекта на испрашиваемом в пользование земельном участке не является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке, соответствующее разрешение может быть выдано и для эксплуатации уже существующих объектов, предусмотренных Постановлением № 1300. Положения статьи 39.33 ЗК РФ не предусматривают каких-либо ограничений в праве использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления в аренду и без установления сервитута (публичного сервитута), на основании разрешений за соответствующую плату, если на таком земельном участке находятся объекты, включение в перечень, установленный Постановлением № 1300.

Ссылки в отказе Учреждения на то, что на спорном земельном участке, испрашиваемом Обществом в пользование, обнаружен объект недвижимости, принадлежность которого Обществу не подтверждена, не являются обоснованными, с учетом того, что Администрация, от имени которой Учреждение осуществляет правомочия собственника спорного земельного участка, обладает сведениями о том, что разрешение на строительство указанного объекта и разрешение на ввод его в эксплуатацию выдавалось именно Обществу.

Таким образом, приведенные в оспариваемом отказе мотивы для отказа в выдаче разрешения не соответствуют требования Порядка № 174-п и правомерно признаны судом неосновательными.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что использование земельных участков без их предоставления под существующим объектом недвижимости без оплаты противоречит принципу платности земли, отклоняются апелляционным судом, так как ранее действовавший договор аренды с Обществом был расторгнут, а возведенный на землях объект относятся к объектам, перечисленным в пункте 5 Перечня № 1300, для размещения которых установлен особый порядок использования земель, установленный главой V.6 ЗК РФ, то есть в настоящем случае без взимания платы.

Кроме того, на отсутствие платы за размещение объектов также указано в пункте 9 Порядка № 174-п.

Утверждение Учреждения о том, что выдача разрешения на размещение уже существующего объекта и включенного в Перечень № 1300 является невозможной, является несостоятельным и основано на ошибочном толковании норм материального права.

Ссылки Учреждения на то, что земельный участок имел временный статус, а на момент вынесения решения суда был снят с кадастрового учета, в связи с чем выдача разрешения на размещение объекта является невозможной, отклоняются судом, поскольку Порядок № 174-п предусматривает размещение объектов не только на земельных участках, но и на землях. Соответственно, сформированность земельного участка не является обязательным условием для получения разрешения на размещение объекта.

При этом резолютивная часть оспариваемого заинтересованным лицом решения не содержит указания на кадастровый номер земельного участка, суд возложил на Учреждения обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества в установленном законодательством порядке.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.08.2022 по делу № А75-6391/2022 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

О.В. Дубок

О.Ю. Рыжиков