ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-6652/20 от 12.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

18 января 2021 года

Дело № А75-6652/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,

судей Аристовой Е.В., Лебедевой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Моториной О. Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14209/2020) государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на решение от 02.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75- 6652/2020 (судья Заболотин А.Н.), по исковому заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи Ханты- Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) к Администрации города Лангепаса о признании имущества бесхозяйным и возложении обязанности подать заявление о постановке имущества на учет,

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее – истец, учреждение, ГУ УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации города Лангепаса (далее – ответчик, Администрация) о признании бесхозяйным следующего имущества: внешние инженерные сети, расположенные по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...> от точки присоединения в центральные системы до внешней стены здания и возложении обязанности подать в регистрирующий орган заявление о постановке имущества на учет.

Решением от 02.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75- 6652/2020 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФ РФ обратилось
в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, обязать Администрацию города Лангепаса подать
в регистрирующий орган заявление о постановке на учет инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения как бесхозяйное недвижимое имущество.

В обоснование своей жалобы ее податель приводит следующие доводы: орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного; вывод суда об отсутствии необходимости в привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, организаций, которые расположены в здании №23А ул. Ленина в г. Лангепасе, а именно: ФГУП «Почта России», ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов «Федеральное бюро технической инвентаризации», межрайонный отдел филиала ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре, АНО «Центр социальной адаптации имени Серафима Саровского», Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение «Пресс- Информ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Сбербанк», Природнадзор Югры, Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение «Центр культуры «Нефтяник», не соответствует статье 51 АПК РФ, поскольку данные организации также эксплуатируют спорные системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции путем размещения информации на сайте суда в сети Интернет в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 в отсутствие сторон.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В обоснование указано, что здание № 23А на улице Ленина в г. Лангепасе введено в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии от 10.05.1994 (корпус почтовой связи и бытовой блок, гаражи, склад, дизельная, корпус электросвязи). В акте указано, что объект капитального строительства оборудован холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, канализацией и электроосвещением.

В вышеуказанном здании располагается клиентская служба (на правах отдела) в г. Лангепасе УПФР в г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - Управление).

Отделением Пенсионного фонда РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре направлены письма о предоставлении информации о собственниках внешних инженерных сетей (тепло-, электро-, водоснабжения. водоотведения) от точки подсоединения в централизованные системы до здания, находящегося по адресу: ХМАО - Югра, <...>., в МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ответе от 27.05.2019 № 4630/06 МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе сообщило, что в реестре федерального имущества сведения об имуществе отсутствует.

Согласно ответу Департамента по управления государственного имущества по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре уведомление от 24.06.2019 сведений о сетях водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, в реестре государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отсутствуют.

На запрос о предоставлении информации сведений о собственниках наружных электрических сетей АО «Югорская территориальная энергетическая компания» сообщило, что не общество владеет электрическими сетями (письмо от 28.08.2019 № И-ЮТЭК-2019-0476).

Из пояснений ГУ УПФ РФ следует, что помещения в здании находятся в пользовании различных предприятий и учреждений, в том числе: ФГУП «Почта России», ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов – Федеральное бюро технической инвентаризации», межрайонный отдел филиала ФГБУ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, АНО «Центр социальной адаптации имени Серафима Саровского», Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение «Пресс – Информ», ПАО «Ростелеком», ПАО «Сбербанк», Природнадзор Югры, Лангепасское городское муниципальное автономное учреждение «Центр культуры «Нефтяник».

Учреждение направило в Администрацию письмо от 23.10.2019 №8/3015 с просьбой рассмотреть вопрос о признании бесхозяйными инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения от точки присоединения в центральные системы до здания, находящегося по адресу: Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, <...>.

Администрация города Лангепаса направила ответ от 01.11.2019 № 01-Исх/10302, в котором указала, что инженерные сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения входят в состав здания находящегося по адресу: <...> и являются общей долевой собственностью собственников помещений, поэтому не могут быть признаны бесхозяйными.

При данных обстоятельствах истец обратился в суд с настоящим иском.

Соглашаясь с изложенными в решении выводами о том, что оснований для удовлетворения иска не имеется, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ). Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов истца (заявителя) действиями (бездействием) ответчика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из содержания указанной нормы следует, что вещь не имеет собственника, в том случае, когда собственник или любое иное лицо, претендующее на указанную вещь, фактически отсутствует.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 утверждён Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.

Для принятия на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался на основании заявления о постановке на учет органом местного самоуправления.

При этом согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным, не принятое на учет в ЕГРП недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.

В силу пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении).

Из пункта 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации; в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).

В отношении выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, передача гарантирующей организации должна состоятся по акту приема - передачи с момента постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается либо на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети (часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании (абзац четвертый пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

К договору теплоснабжения согласно части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, являющийся одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения.

В силу пункта 43 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012
№ 307, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.

Если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, части 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил № 808 (определения понятий «граница балансовой принадлежности» и «точка поставки») точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями.

Таким образом, граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.

Аналогичные правила установлены в отношении электрических сетей (пункт 16(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов по производству электрической энергии от 27.12.2004 № 861), сетей водоснабжения и водоотведения (Правила от 29.07.2013 № 644, от 29.07.2013 № 642).

В соответствии с Правилами № 644 граница балансовой принадлежности является линией раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании.

Под границей эксплуатационной ответственности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод (пункт 2 Правил 644).

Согласно пункту 32 Правил № 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Из представленных в материалы дела актов разграничения балансовой принадлежности, являющихся приложением к государственному контракту № 55вив от 09.01.2018, следует, что истцом заявлено требование о признании бесхозяйными сетями следующих объектов: участок водопроводной сети от первого фланца запорной арматуры в ВК92, ВК93 до наружной стены здания (в том числе ввода, сооружения и оборудования, установленные на данном участке); участок канализационной сети от КК 142 до стены здания (в том числе вывода, сооружения и оборудование, установленное на данном участке); участок тепловой сети от первого фланца запорной арматуры в ТК 10 ТК 6/3 да наружной стены здания (в том числе ввода, сооружения и оборудование, установленное на данном участке); участок сети ГВС от первого фланца запорной арматуры в ТК 10 до наружной стены здания (в том числе ввода, сооружения и оборудование, установленное на данном участке).

Судом установлено, что спорные сети предназначены для поставки ресурсов исключительно в помещения, расположенные в доме № 23А по ул. Ленина в г. Лангепасе.

Пунктами 1-3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество зданий» разъяснено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.

В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

При рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая факт эксплуатации спорных сетей исключительно
в целях обеспечения ресурсами собственников помещений в здании, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у инженерных сетей от точек подключения до стены здания признаков общего имущества здания.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, расположение наружных сетей за пределами внешней границы здания не является безусловным основанием для признания их бесхозяйным.

Спорные сети не относятся к централизованным сетям, не являются транзитными и предназначены только для обеспечения подачи ресурса в здание.

Действующее законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации нежилого здания и находящихся за внешней границей его стен. Исключение установлено для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме (Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491), к которым спорное здание не относится.

Поэтому наличие органа местного самоуправления обязанности по осуществлению действий, направленных на принятие спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных, истцом не доказана.

Таким образом, отказав в удовлетворении исковых требований, суд принял законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

Довод истца о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, иных собственников помещений в спорном здании, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, заявляя указанное ходатайство, учреждение не доказало, каким образом судебный акт по настоящему заявлению может повлиять на права и обязанности указанных лиц по отношению к сторонам спора (статья 51 АПК РФ).

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75- 6652/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Л.И. Еникеева

Судьи

Е.В. Аристова

Н.А. Лебедева