Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А75-751/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИнвестГрупп» на решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление
от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А75-751/2023 по исковому заявлению Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 64, ОГРН 1168617075439, ИНН 8601063930) к обществу с ограниченной ответственностью «ИнвестГрупп» (628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город
Ханты-Мансийск, улица Грибная, дом 6, помещение 1001, ОГРН 1188617010229, ИНН 8601066917) о взыскании субсидии.
Другое лицо, участвующее в деле, – Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город
Ханты-Мансийск, улица Чехова, дом 1А, ОГРН 1028600516911, ИНН 8601010505).
Суд установил:
Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «ИнвестГрупп» (далее – общество, ООО «ИнвестГрупп») полученной субсидии в размере 9 920 876 руб.
К участию в деле привлечена Прокуратура Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (далее – прокуратура).
Решением от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оставленным без изменения постановлением от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «ИнвестГрупп» просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
По мнению подателя жалобы, совокупность обстоятельств, необходимых для возврата субсидии, не доказана; судами не учтено, что действующим законодательством предусмотрены различные способы расчетов между хозяйствующими субъектами (оплата наличными, зачет, мена, цессия, перевод долга и т.д.); формулировка «платежное поручение, заверенное банком» указана в скобках в качестве одного из возможных способов оплаты нового оборудования; суды не привлекли к участию в деле индивидуального предпринимателя Суркова Артема Викторовича (поставщик оборудования, далее – ИП Сурков А.В.), Шокурову Анну Николаевну (генеральный директор общества) и Елфимова П.С. (учредитель общества); суды неправомерно отказали в приостановлении производства по делу до вступления в законную силу приговора Ханты-Мансийского районного суда по уголовному делу № 12201711021001722 в отношении Шокуровой А.Н. и в назначении оценочной экспертизы.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 357-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие промышленности и туризма» утвержден Порядок предоставления промышленным предприятиям субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей и развитию промышленных предприятий (далее – Порядок).
Приказом департамента от 20.05.2021 № 38-П-143 объявлен отбор соискателей для предоставления субсидии. В рамках запроса предложений от общества поступило заявление об участии в отборе на предоставление субсидии от 21.05.2021. В целях подтверждения обоснованности своего предложения на возмещение части затрат
на покупку нового технологического оборудования, приобретенного в целях реализации инвестиционного проекта, обществом представлено платежное поручение от 22.09.2020
№ 6.
По результатам рассмотрения предложения общества департаментом принято решение о предоставлении ООО «ИнвестГрупп» субсидии в размере 9 920 876 руб. (приказ от 12.08.2021 № 38-п-223).
Во исполнение данного приказа 20.08.2021 между департаментом и обществом заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры субсидии, предусмотренной государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие промышленности и туризма»,
на возмещение части затрат на реализацию инвестиционного проекта по модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей и развитию промышленного предприятия № 10-2021-59453, в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (далее – соглашение).
В рамках проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой, выявлен факт предоставления ООО «ИнвестГрупп» в департамент подложного платежного поручения для получения субсидии (из представленного публичным акционерным обществом «Сбербанк» ответа следует, что списание денежных средств по платежному поручению от 22.09.2020 № 6 не производилось).
Согласно пункту 4.1.7 соглашения в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком и соглашением, в том числе указания в документах, предоставленных в соответствии с соглашением, недостоверных сведений, департамент вправе направить требование в адрес получателя субсидии об обеспечении возврата полученной субсидии.
В связи с установлением факта предоставления недостоверных документов для получения субсидии департаментом в адрес общества направлено уведомление от 14.12.2022 № 38-Исх8927 с требованием об обеспечении возврата перечисленных средств субсидии в размере 9 920 876 руб. в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления (почтовый идентификатор 62800654538900), дополнительно уведомление было продублировано по электронной почте.
Неисполнение ООО «ИнвестГрупп» данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоблюдении обществом условий предоставления субсидии и наличии правовых оснований для ее возврата.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Критерием отбора соискателей, претендующих на получение субсидии в рассматриваемом случае, являлось наличие реализованного не ранее чем в году, предшествующем текущему финансовому году, инвестиционного проекта с объемом инвестиций для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 20 млн. рублей, иные – не менее 50 млн. рублей (пункт 1.6 Порядка).
Субсидии предоставляются на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования – в объеме не более 20 % понесенных затрат и в сумме, не превышающей 10 млн. рублей за счет средств бюджета автономного округа и иного межбюджетного трансферта в соответствии с уровнем софинансирования, определяемым согласно решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании пункта 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (пункт 3.5.1 Порядка).
Пунктами 2.3-2.4 Порядка определен состав документов, подлежащих предоставлению соискателем в адрес Департамента для получения субсидии.
Пунктом 2.3.1 Порядка предусмотрено, что в случае направления предложения на возмещение части затрат на покупку нового технологического оборудования, приобретенного в целях реализации инвестиционных проектов, соискатель дополнительно представляет копии: договоров на приобретение нового технологического оборудования (без учета налога на добавленную стоимость); платежных поручений, подтверждающих произведенные затраты на приобретение нового технологического оборудования (платежные поручения, заверенные банком), а также оригинал справки о фактически понесенных затратах по форме, утвержденной департаментом; документов, подтверждающих получение нового технологического оборудования (товарные или товарно-транспортные накладные) акты приема - передачи товара, технический паспорт и пр.; бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс приобретенного нового технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка предоставление субсидии прекращается и осуществляются мероприятия по ее возврату в бюджет автономного округа в следующих случаях: а) нарушения получателем субсидии условий соглашения, заключенного между департаментом и получателем субсидии; б) в случае недостижения значений целевых показателей результативности более чем на 20 % по итогам 3-го года с даты заключения соглашения; в) наличия письменного заявления получателя субсидии об отказе в ее предоставлении; г) нахождения получателя субсидии в процессе реорганизации, банкротства или ликвидации; д) выявления недостоверных сведений в документах, представленных получателем субсидии в целях получения субсидии.
Департамент в течение 10 рабочих дней с даты выявления факта нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии направляет в адрес получателя субсидии письменное требование о возврате средств субсидии (пункт 6.3 Порядка).
Субсидия, использованная с нарушением условий, целей и порядка ее предоставления, должна быть возвращена получателем субсидии в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования департамента по указанным реквизитам (пункт 6.4 Порядка).
В случае непоступления средств в течение срока, установленного пунктом 6.4 Порядка, департамент в течение 20 рабочих дней принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что обращение ООО «ИнвестГрупп» за субсидией обусловлено приобретением нового оборудования для производства одноразовых медицинских масок в рамках договора купли-продажи от 02.09.2020 № 09-13/2020, заключенного с ИП Сурковым А.В.; оплата приобретенного в рамках указанного договора оборудования произведена путем погашения задолженности перед Сурковым А.В. за общество его генеральным директором, что подтверждается договором беспроцентного займа от 31.08.2020, трехсторонним соглашением от 24.09.2020 и распиской в получении денежных средств от 25.09.2020; представленное обществом вместе с заявлением на получение субсидии платежное поручение № 6 от 22.09.2020 является подложным.
Отклоняя доводы ООО «ИнвестГрупп» о том, что платежное поручение
приведено в качестве одного из примера открытого перечня возможных документов и не ограничивает возможность предоставить документы, подтверждающие иной способ исполнения и прекращения обязательств по погашению долга за новое оборудование, суды обоснованно указали, что представленные обществом документы не соотносятся с поименованными в пункте 2.3.1 Порядка, согласно которому условием получения субсидии является не просто факт оплаты оборудования, а оплата его именно безналичным путем с обязательным предоставлением платежного поручения, заверенного банком.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование департамента.
Кроме того, судами верно отмечено, что оснований для привлечения к участию в настоящем деле Суркова А.В., Шокуровой А.Н., Елфимова П.С. не имелось, поскольку обжалуемые судебные акты не приняты об их правах и обязанностях.
Доводы ООО «ИнвестГрупп» о необоснованности отказа в приостановлении производства по делу и назначении судебной экспертизы подлежат отклонению, поскольку в соответствии со статьями 82, 143 АПК РФ назначение и проведение экспертизы, а также приостановление производства по делу являются не обязанностью, а правом суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления таких процессуальных действий для правильного разрешения спора.
Принимая во внимание предмет спора и обстоятельства, подлежащие доказыванию, суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных ходатайств.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований
для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры и постановление от 04.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-751/2023 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.А. Шабанова
Судьи Ю.Ф. Дружинина
О.Ю. Черноусова