ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-7677/06 от 17.01.2007 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

Дело №А75- 7677/2006

«19» января 2007 г.

         Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января  2007  года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании  Лысенко Г.П.     

судей                                              Киселевой Г.Д., Подгурской Н.И.

при ведении  протокола судебного заседания

помощником судьи                          Веретенниковой З.А.     

при участии

от ООО «ТНГ- Юграсервис»: Оброков Ю.А. -  по доверенности №1-ю от 10.10.06

от  Межрайонной инспекции ФНС РФ №5 по ХМАО-Югре:  Шелодубова О.О. – по доверенности от 10.01.2007

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5  Ханты-Мансийского автономного округа –Югры  на решение от «10» ноября 2006 г. Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа по делу №А-75- 7677/2006, принятого судьей Членовой Л.А.

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «ТНГ- Юграсервис»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5  Ханты- Мансийского автономного округа –Югры 

об оспаривании ненормативного правового акта

и встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5  Ханты- Мансийского автономного округа –Югры 

к обществу с ограниченной ответственностью «ТНГ- Юграсервис»

о взыскании  1 297 997, 2 руб.

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью «ТНГ- Юграсервис» (далее  -  ООО «ТНГ-Юграсервис», налогоплательщик)  обратилось в Арбитражный суд с заявлением  к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5  Ханты- Мансийского автономного округа –Югры   (далее -  налоговая инспекция)  о  признании недействительным  решения №1042 от 07.08.2006.

         Требования  общества мотивированы  тем, что налоговой инспекцией вынесено  незаконное и  необоснованное решение о привлечении общества к налоговой ответственности, нарушающее его права и законные интересы.

         Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5  Ханты- Мансийского автономного округа –Югры  предъявило встречное заявление о  взыскании с ООО «ТНГ- Юграсервис»  налоговых санкций в  размере 1  279 997 рублей 20 копеек.

         Требования налоговой инспекции мотивированы  отсутствием у налогоплательщика права на налоговые вычеты по НДС по исправленным счетам-фактурам.

         Решением от  10 ноября 2006 года  суд удовлетворил первоначальные требования общества и  отказал в  удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции.

         Налоговая инспекция  с решением суда не согласилась, обжаловала его в суд в порядке апелляционного производства. В жалобе указывает  на нарушение судом норм материального права. Считает, что принятие  к вычету сумм налога на добавленную стоимость  на основании счетов-фактур, исправленных путем  их «замены» неправомерно. В противном  случае, по мнению налоговой инспекции, возникает ситуация,   когда у налогоплательщика имеется  2 оригинала первичных документов (а именно: счетов-фактур), составленных для одной  хозяйственной операции, что недопустимо. Полагает,  что вновь представленные  счета-фактуры, изготовленные с нарушением  положения пункта 29 Правил  ведения журнала счетов-фактур, не могут служить основанием  для  принятия  налога к вычету; представление  таких   счетов-фактур является  основанием   для отказа  в возмещении  налога на добавленную стоимость.

         В судебном заседании  представитель налоговой инспекции поддержала  доводы, изложенные в апелляционной жалобе,  просила  решение суда  первой инстанции отменить  и принять  по делу новый судебный акт об отказе  обществу в удовлетворении его требований и удовлетворении встречного иска.

         С доводами апелляционной жалобы  ООО «ТНГ- Юграсервис»  не согласно, его представитель в судебном заседании просил решение суда  оставить без изменения, апелляционную жалобу  налоговой инспекции -  без удовлетворения.

         Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей  266-268 Арбитражного процессуального   кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

         Судом установлено и материалами дела подтверждается,  что 06.05.06 ООО «ТНГ-Юграсервис» представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2006 г.,  по данной декларации сумма налога к уплате составила 4476 рублей.

В подтверждение суммы налоговых вычетов истец во исполнение требования налогового органа о предоставлении документов представил первичные документы: журнал-ордер № 6, журнал выставленных и полученных счетов-фактур, оборотно-сальдовую ведомость№№ 68; 19, книгу покупок, книгу продаж, платежные поручения и  счета-фактуры по приобретенным товарам (работам, услугам). 

По результатам   камеральной проверки были выявлены факты нарушения налогоплательщиком порядка оформления счетов-фактур: отсутствие расшифровки подписи главного бухгалтера и руководителя организации-продавца, в результате чего налоговым органом не были приняты налоговые вычеты на сумму 6 399 986 рублей.

Руководителем налоговой инспекции   по результатам рассмотрения материалов проверки было вынесено решение № 1042 от  07.08.06 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания налоговых санкций в сумме 1 297 997,2 руб. Кроме того, истцу было предложено уплатить сумму неуплаченного НДС в размере 6 399 870 руб. и  пени в размере 125 527,36 руб. 

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд.

На уплату налоговых санкций было выставлено требование № 913 от 09.08.06   со сроком уплаты до 24.08.06 г.

 Поскольку в установленный срок санкции не были уплачены,   налоговая инспекция в порядке статьи  132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   предъявило  встречное исковое заявление.

Суд,  удовлетворяя  первоначально заявленные обществом требования, и, отказывая налоговой инспекции  в удовлетворении встречных  требований,  принял  законное и обоснованное решение.

Судебная коллегия  поддерживает выводы  суда первой инстанции, считает, что обжалуемый судебный акт  соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы-  установленным по делу  фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 указанной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1,  2 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Пунктом 6 статьи 169 НК РФ установлено,  что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью. Согласно пункту 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В данном случае обществом  представлены     счета-фактуры с внесенными в них организациями-продавцами недостающими реквизитами - расшифровками подписей руководителя и главного бухгалтера.   

Из смысла нормы статьи 172 НК РФ  следует, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога. Такое толкование положений данной статьи дано в определении Конституционного Суда  РФ от 02.10.03 № 384-О.

Из текста оспариваемого решения  следует и налоговым органом не оспаривается, что истцом  одновременно со счетами-фактурами для проверки были представлены первичные документы, подтверждающие  факт получения и оприходования товаров, документы, подтверждающие факт оплаты полученных товаров (работ, услуг). 

Статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен запрет на исправление, либо замену ранее поданных счетов-фактур, содержащих неточности, либо незаполненные реквизиты. Нет такого запрета и в главе 21 НК РФ.  Установленные в ходе проверки погрешности в оформлении счетов-фактур являются устранимыми, что прямо следует из п. 5 ст. 9 Федерального Закона N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", п. 29  Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 02.12.2000, согласно которым налогоплательщик вправе вносить исправление, дополнение в ранее поданные первичные бухгалтерские документы, в том числе в счета-фактуры, содержащие неточности либо незаполненные реквизиты.

При  таких обстоятельствах, апелляционная жалоба  налоговой инспекции  удовлетворению не подлежит,  обжалуемое решение – отмене по  доводам,  изложенным в жалобе.

Руководствуясь статьями 258, 266-268, пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение от  10 ноября 2006 года  Арбитражного суда Ханты -Мансийского автономного округа по делу №А75- 7677/2006 оставить  без изменения, апелляционную жалобу   Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы Российской Федерации №5 Ханты -Мансийского автономного округа – Югры  - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий судья                                               Г.П. Лысенко

Судья                                                                                        Г.Д. Киселева

Судья                                                                                        Н.И. Подгурская