ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-8360/20 от 28.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 февраля 2021 года

Дело № А75-8360/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12633/2020) акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2020 по делу № А75-8360/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор» (ОГРН 1158601001129, ИНН 8602257512, адрес: 628422, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Промышленная, д. 5) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27) об оспаривании решения от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 и предписания от 25.03.2020,

при участии в судебном заседании представителей:

от акционерного общества «Государственная компания «Северавтодор» – представитель Гурджуа Вадим Русланович по доверенности от 25.12.2020 № 42 сроком действия по 31.12.2021, представитель Волегов Дмитрий Анатольевич по доверенности от 25.12.2020 № 48 сроком действия по 31.12.2021;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – представитель Мустафина Лилия Салаватовна по доверенности от 12.01.2021 № 1 сроком действия до 31.12.2024,

установил:

акционерное общество «Государственная компания «Северавтодор» (далее – заявитель, общество, АО «ГК «Северавтодор») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – антимонопольный орган Управление, Ханты-Мансийское УФАС России) о признании незаконным решения от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 и предписания от 25.03.2020.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2020 по делу № А75-8360/2020 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в Положении общества о порядке проведения закупок прямо предусмотрены критерии и конкретные случаи, в которых общество имеет право осуществить закупку у единственного поставщика.

В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по делу № А75-8360/2020 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 15.12.2020.

Определением от 15.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 28.01.2021, АО «ГК «Северавтодор» предложено представить пояснения, содержащие мотивированно-правовое обоснование включения в Положение о закупках по каждому основанию закупки (28 случаев) у единственного поставщика, Управлению - пояснения относительно того, по каким причинам каждое из этих оснований не соответствует законодательству и не может быть включено в Положение о закупках.

От АО «ГК «Северавтодор» поступили дополнительные пояснения – мотивированно-правовое обоснование включения в Положение о закупках 28 случаев закупки у единственного поставщика.

От Управления поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.

Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 22.01.2021 апелляционного суда заменена на судью Рыжикова О.Ю. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.

В заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Ханты-Мансийского УФАС России поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее с дополнениями, пояснения общества, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), выразившегося во включении любых оснований закупки у единственного поставщика в Положение о закупках АО «ГК «Северавтодор».

На основании приказа антимонопольного органа от 03.09.2019 № 201 возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Решением от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 в действиях общества установлены нарушения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, выразившееся во включении в Положение о закупках юридического лица основания для закупки у единственного поставщика по своему усмотрению. Обществу выдано предписание от 25.03.2020 № 19 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Не согласившись с решением от 25.03.2020 по делу № 086/01/17-177/2019 и предписанием от 25.03.2020, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

29.09.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки.

Согласно пункту части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В силу части 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Частью 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В силу статьи 3.6 Закона № 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

На официальном сайте для размещения информации о закупках http://zakupki.gov.ru размещено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «ГК «Северавтодор», утвержденное решением Совета директоров АО «ГК «Северавтодор», протокол от 27.12.2018 № 12/2018 (далее - Положение о закупках).

В пункте 3.1.2 Положения о закупке предусмотрены следующие способы закупок:

Конкурентные способы закупки:

а) конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс). В случае проведения открытого конкурса начальная (максимальная) цена которого превышает 15 000 000 (пятнадцать миллионов) руб. (с учетом НДС), такой конкурс проводится исключительно в электронной форме;

б) аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

в) запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

г) запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

Неконкурентные способы:

а) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения о закупке закупка у единственного поставщика подразумевает под собой заключение договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по представлению лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа АО «ГК «Северавтодор». Извещение, документация о такой закупке не разрабатываются заказчиком и не подлежат размещению в единой информационной системе. При осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик не принимает, комиссия по осуществления закупок не рассматривает заявки участников, не проводит определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссией по осуществлению закупок составляется протокол закупки у единственного поставщика, в котором отображаются:

- обоснования применения способа и случая, предусмотренного пунктом 3.2.5 Положения;

- основные условия договора (наименования поставщика (подрядчика, исполнителя), цена договора, срок исполнения и порядок оплаты и другие).

Основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены пунктом 3.2.5 Положения о закупках:

1) При необходимости закупки товаров, работ и услуг, стоимость которой не превышает 1 000 000 (один миллион) руб. (с НДС/без НДС — в зависимости от применяемой контрагентом системы налогообложения) по одной сделке, для которых существует сложившийся рынок. При этом заказчику запрещается дробить закупки с целью избегания проведения закупки по иной закупочной процедуре;

2) Наличие срочной (не позднее 10 рабочих дней) потребности в продукции (товарах, работах, услугах), в связи с чем проведение иных процедур будет противоречить интересам заказчика или приведет к нарушению его обязательств перед третьими лицами;

3) Вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенной продукции, в связи с чем применение иных процедур неприемлемо. При чрезвычайных обстоятельствах закупка продукции (товаров, работ, услуг) у единственного поставщика производится с учетом того, что объем закупаемой продукции должен быть не более достаточного для предотвращения чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий и при необходимости пополнения в пределах установленных норм аварийного запаса продукции;

4) Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

5) Круг возможных поставщиков соответствующей продукции (товаров, работ, услуг) на рынке ограничен, а именно:

а) продукция может быть получена только от одного поставщика и отсутствует ее равноценная замена;

6) поставщик является единственным официальным дилером (представителем) производителя (владельца) продукции на территории присутствия заказчика;

в) поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным;

г) условиями гарантийного или текущего обслуживания предусмотрена обязанность общества проходить обслуживание у определенного лица, и нарушение данных условий может привести к нарушению имущественных интересов общества;

д) производится закупка продукции, цена (тарифы) на которую формируется органами тарифного регулирования Российской Федерации либо нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления (в том числе, но не исключительно: услуги железных дорог, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, государственная поверка средств измерения и т. п.) либо закупка государственных услуг;

е) проводятся дополнительные закупки, когда по соображениям стандартизации, унификации, а также для обеспечения совместимости или преемственности (при закупке товаров, работ, услуг) с ранее приобретенной продукцией новые закупки должны быть осуществлены только у того же поставщика;

6) При закупке продукции по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем текущие коммерческие предложения по аналогичным товарам, работам услугам), когда такая возможность приобретения существует в течение непродолжительного периода времени;

7) При проведении закупки не было представлено ни одной заявки, либо все представленные заявки были отклонены закупочной комиссией, при этом цена, по которой заключается договор с единственным поставщиком, не превышает начальную (максимальную) цену, указанную заказчиком в закупочной документации;

8) Осуществляется закупка услуг по обучению или проведению тематических семинаров (совещаний, тренингов, форумов, конференций), услуг по организации культурно-массовых и спортивных мероприятий, оказание спортивных услуг (предоставление помещений для тренировок, спортивных площадок, бассейна, спортивного инвентаря, услуг тренера и т.д.);

9) При осуществлении закупки на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении объекта исключительных прав для нужд заказчика, обусловленных производственной необходимостью, в случае, если единственному поставщику (исполнителю, подрядчику) принадлежит исключительное право на такие объекты авторских прав или право использования таких объектов авторских прав, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставления сублицензии;

10) При осуществлении закупки услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

11) При осуществлении закупки на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта;

12) При осуществлении закупки коммунальных услуг, услуг по техническому и санитарному содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений заказчика в здании, принадлежащем третьему лицу, с организациями, предоставляющими такие услуги, в случае, если отсутствует возможность заключения такого договора с другими лицами;

13) При возникновении потребности в товарах, работах, услугах для исполнения обязательств в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, договором, по которому заказчик является поставщиком (исполнителем, подрядчиком), и проведение конкурентных процедур закупок в предусмотренные сроки для исполнения обязательств по такому договору невозможно;

14) Осуществляется закупка на оказание услуг почтовой связи;

15) Осуществляется закупка на заключение договора аренды недвижимого имущества;

16) Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для нужд заказчиков, заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом № 223-Ф3;

17) При возникновении потребности в опубликовании информации в конкретных СМИ (печатном или электронном издании), удовлетворяющим потребностям заказчика;

18) При осуществлении закупки с целью аренды недвижимого имущества, аренды имущества, необходимого для участия в выставках, семинарах, конференциях, форумах, в том числе международных;

19) При осуществлении закупки услуг у организаций, осуществляющих регистрацию, хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен;

20) При возникновении потребности в закупке услуг, связанных с направлением работника в командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

21) При закупке услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций и представителей иностранных государств (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);

22) При заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда, в том числе с адвокатами и нотариусами;

23) При заключении договора с оператором электронной площадки;

24) При заключении договора банковской гарантии, договора об овердрафтном кредите (соглашение об овердрафтном кредите) с банком, в котором заказчик находится на расчетно-кассовом обслуживании;

25) При заключении договора на услуги связи (телефонной, мобильной);

26) При выполнении работ по мобилизационной подготовке;

27) При осуществлении закупки услуг по проведению процедур в целях продажи имущества и предоставления имущества в аренду;

28) Закупки у участника закупки, предложившего наилучшие условия после участника закупки, являвшегося победителем, если:

- договор с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением исполнения условий договора поставщиком;

- заказчик в одностороннем внесудебном порядке отказался от исполнения договора с поставщиком при наличии нарушений (неисполнение/ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по договору) поставщиком условий договора (когда такое право предусмотрено действующим законодательством и/или договором). При этом существенные условия нового договора не должны изменяться, за исключением сроков выполнения договора, а также цены договора.

Как обоснованно отметил суд первой инстанции, вышеизложенные нормы Положения о закупке противоречат принципам закупочной деятельности, указанным в части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, поскольку закупки у единственного поставщика установлены в 28 случаях.

Оценив случаи возможных закупок у единственного поставщика, судом первой инстанции установлено, что изложенные в пунктах 1, 3-13, 15-22, 26-28 основания предусматривают возможность закупок на конкурентных рынках.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения способа закупки у единственного поставщика (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона № 223-Ф3) и положения части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Вместе с тем закрепленные в Положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Судом первой инстанции учтено, что в Положении о закупке прямо указано, что при выборе поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым заключается договор по результатам проведения неконкурентной закупки, заказчик руководствуется собственными предпочтениями в отношении такого выбора. При этом заказчик не обязан запрашивать коммерческие предложения у потенциальных контрагентов и при принятии решения о выборе поставщика заказчик не обязан выбирать поставщика только среди тех, кто предоставил такие предложения, равно как и не обязан выбирать того поставщика, который предложил наименьшую из всех цен, содержащихся в коммерческих предложениях.

Таким образом, проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия АО «ГК «Северавтодор» по включению в Положение о закупке случаев закупок на конкурентных рынках, а также закупок у единственного поставщика при наличии срочной потребности в продукции (товарах, работах, услугах) и закупок у физических лиц нарушают требования части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку не обусловлены ни характером таких товаров, работ и услуг в связи с исключительностью их исполнения единственным поставщиком, ни особыми целями и принципами (оспариваемое действие заказчика не направлено на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право потенциальных участников на участие в конкурентных процедурах).

Представленное в материалы дела мотивированно-правовое обоснование включения в Положение о закупки 28 случаев закупки у единственного поставщика, вопреки позиции общества, не обосновывает необходимости включения всех 28 оснований закупки в Положение о закупках АО «ГК «Северавтодор» у единственного поставщика.

Доводы общества о том, что исключение оснований для закупок у единственного поставщика по решению антимонопольного органа приведет к срыву сроков и к остановке хозяйственной деятельности, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку ни в предписании, ни в решении Ханты-Мансийского УФАС России, ни в решении суда не говорится об исключении всех оснований для закупок из Положения о закупке, напротив, делая ссылку в оспариваемом решении на Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, антимонопольный орган делает вывод о возможности включения оснований для закупок у единственного поставщика на низкоконкурентных рынках, но никак не на конкурентных рынках, где существует конкуренция, вследствие чего необходимо проводить конкурентные процедуры для соблюдения принципов, изложенных в Законе № 223-ФЗ.

При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия предлагала обществу и Управлению с помощью примирительных процедур согласовать с антимонопольным органом пункты – основания закупки у единственного поставщика, которые не будут противоречить части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Представитель общества отказался от содействия суда, что не препятствует лицам, участвующим в деле, определить необходимые условия в Положении о закупке, в том числе, на стадии исполнения судебного акта (часть 4 статьи 138 АПК РФ).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.

Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (платежное поручение от 19.10.2020 № 4783), то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату АО «ГК «Северавтодор» из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.09.2020 по делу № А75-8360/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить акционерному обществу «Государственная компания «Северавтодор» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.10.2020 № 4783.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Иванова

Судьи

А.Н. Лотов

О.Ю. Рыжиков