ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-9040/06 от 21.02.2007 АС Ханты-Мансийского АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражного суда апелляционной инстанции

город Ханты-Мансийск

Дело №А75- 9040/2006

«22»  февраля 2007 г.

         Резолютивная часть постановления объявлена   21 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен   22 февраля 2007 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:

судьи, председательствующего  в судебном заседании  Лысенко Г.П.     

судей                                             Дубининой Т.Н.,  Подгурской Н.И.

при ведении  протокола судебного заседания

помощником судьи                         Веретенниковой З.А.     

при участии

от заявителя: Менон Ю. – по доверенности от 19.02.07 №16, Елюбаева Д.С. -  по доверенности №76 от  13.10.06

от ответчика: Грязнова М.А. – по доверенности №03-05/92  от 14.11.06

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по крупнейшим налогоплательщикам  по Ханты -Мансийскому автономному округу -Югре  на решение от «21» декабря 2006 г. Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу №А75- 9040/2006, принятого  судьей Мингазетдиновым М.М.

по заявлению   закрытого акционерного общества  «Назымская   нефтегазоразведочная  экспедиция»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по крупнейшим налогоплательщикам  по Ханты -Мансийскому автономному округу -Югре

о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа

УСТАНОВИЛ

Закрытое акционерное общество  «Назымская   нефтегазоразведочная  экспедиция» (далее – ЗАО «Назымская НГРЭ», заявитель)  обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации  по крупнейшим налогоплательщикам  по Ханты -Мансийскому автономному округу -Югре  (далее – налоговая инспекция, ответчик) о признании недействительным требования  №82  об уплате налога  по состоянию  на 29.09.2006.

         Требования заявителя мотивированы   тем,  что оспариваемое требование содержит недостоверные данные о сроке уплаты налога, отличного от срока, установленного законном;  исчисление пени  за несвоевременную  уплату  авансовых платежей по ЕСН  противоречит НК РФ;  неправомерным начислением    пени   по недоимке  по НДПИ в федеральный бюджет при том,  что с апреля  месяца 2006 года у общества  имелось  право на возмещение  из Федерального бюджета  6378450 рублей , о чем налоговому органу стало известно  22.05.2006 – в день  подачи налоговой   декларации по НДС;  исчисление обществу пени осуществлено в нарушение  императивной  нормы Кодекса – пункта 3 статьи 75 НК РФ, запрещающей  начисление пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик  не мог погасить в силу того,  что по решению  налогового органа или суда были приостановлены  операции налогоплательщика  в банке или наложен арест  на имущество  налогоплательщика.

         Решением от 21 декабря  2006 года  суд  удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

         С решением суда налоговая инспекция не согласилась, обжаловала его в суд в порядке апелляционного производства. В жалобе указывает на нарушение судом норм  материального и процессуального права. Считает, что  формальные нарушения  требований пункта 4 статьи 69  Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе  не являются  основанием для  признания требования  недействительным. Полагает, что требование  может  быть   признано недействительным  в том случае, если оно  не соответствует   действительной обязанности  у налогоплательщика – отсутствует обязанность по уплате налога.

В судебном заседании  представитель налоговой инспекции поддержала  доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

         С доводами апелляционной жалобы   ЗАО «Назымская НГРЭ»  не согласно, его представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  налоговой инспекции – без удовлетворения.

         Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

         Судом установлено и материалами дела подтверждается, что   ЗАО  «Назымская НГРЭ» было  получено требование  №82  об уплате налога  по состоянию на  29.09.2006, в соответствии с которым обществу было предложено в срок  до 19.10.2006 уплатить  пени по  единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет,  в сумме  38 761 рубля  41 копейки  и  пени по налогу  на добычу полезных  ископаемых в виде  углеводородного  сырья в сумме  68 373 рублей  59 копеек. Общая сумма пеней  согласно выставленному  требованию составила 107135 рублей.

         Не согласившись с данным требованием,  полагая,  что для его выставления у налоговой инспекции отсутствовали  правовые основания, общество обратилось в суд с настоящим иском.

         Суд, удовлетворяя заявленные требования, по существу принял правильное решение.

         Согласно  пункту 1 статьи 69 Налогового   кодекса  Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Пунктом 4 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Таким образом,  требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривается, что  в направленном налогоплательщику требовании должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что  по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

         Суд правомерно указал,  что  в  обжалуемом  требовании  не  содержится   подробных   данных   об основании  взимания  пени,  данных   о  размере   недоимки,  с которой  начисляются  пени,  дат с которых начисляются пени.  

         В связи с чем,  из содержания обжалуемого   требования  невозможно  определить, за какой   период  и каким образом  сложились  суммы  пеней, указанные в нем,  проверить правильность их начисления.

Вместе с тем, суд апелляционной   инстанции  соглашается с доводом налоговой инспекции, изложенным в апелляционной жалобе, о том, что  формальные нарушения  требований пункта 4  статьи 69 НК РФ сами по себе  не являются основанием  для признания требования  недействительным.

Суд первой инстанции  правомерно подтвердил наличие  у  ЗАО «Назымская НГРЭ»  недоимки   по  ЕСН в  сумме  4 396 379, 35 руб. 

   Следовательно, основания  для  начисления  пени по  ЕСН  у  налоговой инспекции имелись. 

Однако  доказательств наличия  недоимки по НДПИ инспекцией  в суд первой инстанции  не представлено. Представленные выписки по лицевому счету, без первичных документов (декларации и др.)  не  являются достаточными  доказательствами  наличия недоимки по данному  налогу.

         Налоговая инспекция в нарушение пункта 2 статьи 68 АПК РФ представила в суд апелляционной инстанции   декларации  по НДПИ, подтверждающие фактическое наличие недоимки и по НДПИ.

Более того, судебная коллегия  не соглашается с выводом  суда  первой  инстанции относительно  неправомерности  начисления пеней  по причине  приостановления операций  налогоплательщика в банке ( ч.3 ст. 75 НК РФ),

 Налоговыми  органами вынесено  решение  о приостановлении  операций  по счетам налогоплательщика в банке  в марте 2006 года. В июле  2006  года вынесено  решение  об отмене  приостановления  операций  по счетам налогоплательщика  в банках.

         Из представленного  налогоплательщиком  материала  по приостановленным  банковским счетам  следует, что    по состоянию  на 01.09.2006  имеется   рабочий счет  Западно-Сибирского  банка  СБ РФ.

         Таким образом,  у налогоплательщика  имелась  возможность  погасить  начисленные  суммы пеней. 

         Вместе с тем,  довод  налогоплательщика о том, что  с апреля  месяца 2006 года  у него имелось право  на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в размере  6  378450 рублей в результате  подачи  22.05.06 налоговой декларации  по НДС, налоговой инспекцией не опровергнут.

В силу  статьи 176 Налогового  кодекса Российской Федерации   налоговый орган  самостоятельно проводит зачет налога.

         Учитывая данное обстоятельство,  у суда отсутствуют  основания  считать действия налоговой инспекции по начислению пеней    правомерными. 

         При таких  обстоятельствах, апелляционная  жалоба   Межрайонной инспекции  ФНС РФ  по крупнейшим  налогоплательщикам по ХМАО-Югре удовлетворению не подлежит, обжалуемое решение- отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение от 21 декабря 2006 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу №А75- 9040/2006  оставить без изменения, апелляционную жалобу    Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты -Мансийскому автономному округу -Югры – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Председательствующий судья                                               Г.П. Лысенко

Судья                                                                                        Т.Н. Дубинина

Судья                                                                                        Н.И. Подгурская