ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А75-9582/2021 от 01.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 марта 2022 года

Дело № А75-9582/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15749/2021) Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2021 по делу № А75-9582/2021 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>)
о признании недействительным решения от 16.06.2021 № 11-21,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее – заявитель, Общество, ООО «Ромашка») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным и отмене решения от 16.06.2021 № 11-21 об отказе в выдаче разрешения использования земель лесного фонда или земельного участка из земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, без предоставления лесных участков и установления сервитута и возложении на заинтересованное лицо обязанность выдать разрешение на использование земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под размещение антенно-мачтового сооружения для размещения оборудования сотовой связи.

Определением суда от 22.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – Управление, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2021 по делу № А75-9582/2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Департамента от 16.06.2021 № 11-21 об отказе в выдаче решения о разрешении на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

В качестве способа восстановления прав на Департамент судом возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО «Ромашка» путем повторного рассмотрения заявления от 09.06.2021.

С Департамента в пользу ООО «Ромашка» взысканы судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на приоритет норм Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) над ЗК РФ. Департамент полагает, что поскольку лесной участок испрашивался для размещения объекта - антенно-мачтовое сооружение для размещения оборудования сотовой связи, что не подпадает под обеспечение строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, то положения подпункта «г» пункта 3 Правил использования лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 (далее – Правила использования лесов, Приказ № 434), к спорной ситуации не применяется. Приказ Минприроды России от 24.08.2021 № 583 «О внесении изменений в Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденные приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434» (далее –Приказ № 583), которым перечень случае использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков дополнен пунктом «д» вступил в силу с 01.03.2022. В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, соответственно, решение Департамента № 11-21 от 16.06.2021 принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Податель жалобы считает, что положения пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, а также постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 № 174-п «О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – постановление Правительства ХМАО-Югры № 174-п) не применяются к землям лесного фонда.

ООО «Ромашка» представило возражения на жалобу.

До начала судебного заседания от ООО «Ромашка», Департамента поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

09.06.2021 ООО «Ромашка» обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения.

Решением № 11-21 от 16.06.2021 Департамент отказал в выдаче разрешения на использование земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков. В качестве основания указано, что антенно-мачтовое сооружение не входит в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков или установления сервитутов.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании его недействительным.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В указанный перечень, в том числе включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 указанного Порядка заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), при этом в заявлении, согласно пункту 3 Порядка, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность - в случае, если заявление подается физическим лицом;

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;

в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия - в случае, если заявление подается представителем заявителя;

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;

е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;

ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ).

По пункту 4 Порядка в качестве необходимых документов к заявлению прилагаются:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).

Указанные требования нашли свое отражение также в Постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.06.2015 № 174-п «О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

В соответствии с пунктом 9 Порядка решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:

а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;

б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;

в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Ромашка» было подано заявление в соответствии с требованиями Порядка. В заявлении были указаны цели использования земель или земельного участка и объекты, предполагаемые к размещению, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, а именно для размещения антенно-мачтового сооружения для размещения оборудования сотовой связи, что подпадает под подпункт 2 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ (в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции).

К заявлению ООО «Ромашка» были приложены: копия паспорта уполномоченного лица, схема границ земельного участка на кадастровом плане территории, каталог координат МСК 86, ситуационный план, копия свидетельства из ЕГРЮЛ, приказ о назначении директора.

Таким образом, обществом требования, предъявляемые к получению разрешения на использование земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, выполнены в полном объеме, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.

Позиция Департамента, согласно которой лесное законодательство не допускает использование лесов без предоставления лесных участков, установления сервитутов, публичного сервитута в целях размещения объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, является неправомерной.

Так, пунктом 1 статьи 24 ЛК РФ предусмотрено использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Таким образом, лесное законодательство предусматривает возможность как использование лесов для размещения линейных объектов, к числу которых относятся и линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, так и использование лесов без предоставления земельного участка.

Таким образом, положения ЛК РФ в совокупности с положениями земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (статья 39.34 ЗК РФ) без оформления прав на земельный участок.

Кроме того, в период принятия оспариваемого ненормативного акта действовали Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, которыми был утвержден Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В силу пункта 3 «г» данного Перечня использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случаях строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Приказа Минприроды России № 583, указанный Перечень дополнен пунктом «д», который вступил в силу с 01.03.2022. В соответствии с данным пунктом использование лесов осуществляется без предоставления лесных участков размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

Как было выше сказано, к пункту 11 относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Следовательно, Приказа Минприроды России № 583 устранил существующую коллизию между нормами лесного и земельного законодательства, направленными на регламентирование схожих отношений. И поскольку на текущую дату внесены соответствующие изменения, дополнительно закрепляющие возможность размещения линейных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, то исходя из принципа диспозитивности норм права, а также принципа процессуальной экономии, суд апелляционной инстанции признает позицию Департамента неосновательной.

При этом, судом апелляционной инстанции отмечается, что суд первой инстанции в существующей ситуации разумно выбрал именно такой способ восстановления права как повторное рассмотрение поданного заявления.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.

В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2021 по делу № А75-9582/2021 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов