Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5297/17
Екатеринбург
19 сентября 2017 г. | Дело № А76-12696/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Платоновой Е.А, Столярова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Райлян Е.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуМинистерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее – министерство, истец) на решение Арбитражного суда Челябинской области
от 14.03.2017 по делу № А76-12696/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда Челябинской области, принял участие представитель министерства –
Батуева А.М. (доверенность от 10.01.2017 № 1/16).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области значится жилой дом № 38, в том числе неприватизированные квартиры № 41, 42, 53, нежилое помещение № 9 общей площадью 405,7 расположенный по адресу: г. Челябинск, п. Мелькомбинат-2, участок 1, д. 38 общей площадью 2 281,2 кв. м. Основанием внесения объектов недвижимости в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, указано Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 № 689 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области».
Названным постановлением в государственную собственность Челябинской области было передано производственное объединение «Челябинскхлебопродукт».
Ранее, 01.02.1991 между производственным объединением «Челябинскхлебопродукт» и коллективом Челябинского комбината хлебопродуктов № 2 был заключен договор аренды, согласно которому в аренду передавались здания, сооружения, оборудование, складские емкости, транспортные средства, объекты жилья и соцкультбыта, сырье и продукцию. Приложение № 1 к договору содержит сведения о передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства балансовой стоимостью 1219,8 руб., без их пообъектной расшифровки.
Решением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.09.1992 № 175 названный орган выступил учредителем создания акционерного общества закрытого типа «Комбинат хлебопродуктов имени Григоровича» в части государственного имущества, взятого в аренду по договору аренды от 01.02.1991 стоимостью 150661 руб.
Распоряжением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 15.10.2001 № 1035 утвержден перечень государственного имущества арендного предприятия «Челябинский комбинат хлебопродуктов № 2», по состоянию на 01.02.1991 остающегося в государственной, муниципальной собственности.
Из перечня объектов коммунально-бытового, социально-культурного назначения арендного предприятия «Челябинского комбината хлебопродуктов № 2» (открытого акционерного общества «Комбинат хлебопродуктов им Григоровича) по состоянию на 01.02.1991, остающихся в государственной муниципальной собственности, усматривается включение в него жилого дома № 38 пос. Мелькомбинат 2 участок 1, кв. № 1-40 (год ввода в эксплуатацию январь 1985), 41- 115 (год ввода в эксплуатацию – январь 1989 года).
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 06.04.2015 № 74/001/074/2015-437 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Министерству было отказано в государственной регистрации права собственности на спорную квартиру. Основанием для отказа послужило отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право субъекта Российской Федерации – Челябинская область, к которым не может быть отнесено Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 № 689, не содержащее в перечне объектов квартиру № 42.
На основании Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в 2015 году между Министерством и проживающими в квартире гражданами Слижевской Светланой Владимировной, Слижевской Людмилой Владимировной, Созиновой Валентиной Павловной, Лукиной Любовью Николаевной, Лукиной Оксаной Михайловной, Аверьяновым Александром Михайловичем, был подписан договор бесплатной передачи жилого помещения - квартиры № 42, расположенной по адресу: г. Челябинск, п. Мелькомбинат, участок 1, д. 38, в долевую собственность граждан.
Согласно Постановлению Губернатора Челябинской области
от 10.12.2014 233 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области» Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и проведению государственной политики в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области.
Ссылаясь на заявление настоящих требований в интересах субъекта Российской Федерации – Челябинской области и в целях реализации права проживающих в спорной квартире граждан на приватизацию имущества, Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец не представилдоказательств возникновения права государственной собственности Челябинской области на спорное имущество. Установив, что на момент разграничения государственной собственности в квартире № 42, расположенной по адресу: г. Челябинск, п. Мелькомбинат, участок 1, д. 38 проживали физические лица на основании ордера, выданного в 1989 году Исполнительным комитетом Совета народных депутатов Центрального района города Челябинска, суд счел спорное имущество относящимся к муниципальной собственности в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая осуществляется соответствующими регистрирующими органами, является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1, 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, права на спорную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
Судами также установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 № 689 не содержит расшифровки перечня имущества, передаваемого в собственность Челябинской области, как не содержит такой расшифровки и договор аренды от 01.02.1991, заключенный производственным объединением «Челябинскхлебопродукт» с Челябинским комбинатом хлебопродуктов № 2.
Кроме того, указание на квартиру № 42, расположенную по адресу:
г. Челябинск, п. Мелькомбинат, участок 1, д. 38, как объекта, остающегося в государственной, муниципальной собственности в перечне, утвержденном по состоянию на 01.02.1991 Распоряжением Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом № 1035 от 15.10.2001 , также не является свидетельством возникновения права государственной собственности Челябинской области.
Согласно пункту 2 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 приложения 3 к Постановлению № 3020-1 жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов отнесен к объектам муниципальной собственности.
Исходя из содержания названного постановления, при решении вопросов об определении уровня собственности спорного имущества необходимо установить, во владении и пользовании какого именно органа находилось спорное помещение на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (декабрь 1991 года).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, технический паспорт на многоквартирный дом № 38 пос. Мелькомбинат 2 участок 1, по состоянию на 28.02.2001, кадастровый паспорт спорного жилого помещения 2012, суды пришли к верному выводу, что на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность спорная квартира являлась жилым помещением, в котором постоянно проживали граждане – физические лица, факт чего подтверждается справкой о лицах, зарегистрированных по адресу г. Челябинск, пос.Мелькомбинат 2 уч.1 д. 38 кв. 42, которые привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц и в разном составе постоянно проживают (зарегистрированы по месту жительства) в спорном жилом помещении с 24.07.1991; основанием для вселения граждан в спорное жилое помещение явился ордер на жилое помещение № 046185, выданный 16.11.1989 Созиновой В.П. на семью из трех человек органом местного самоуправления - Исполнительным комитетом Совета народных депутатов Центрального района г. Челябинска.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что объекты, названные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий»), суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.03.2017 по делу
№ А76-12696/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи Е.А. Платонова
А.А. Столяров