Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5318/22
Екатеринбург
06 октября 2022 г.
Дело № А76-1382/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Черкезова Е. О., Кравцовой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации города Челябинска (далее – Администрация города, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2022 по делу № А76-1382/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрация города – ФИО1 (доверенность от 13.01.2020 № 11-01-44/11);
Администрации Курчатовского района г. Челябинска (далее – Администрация района, соответчик) – ФИО2 (доверенность
от 18.05.2022 № 03-10/22);
общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее – общество «ЦКС», истец, региональный оператор) –
ФИО3 (доверенность от 04.07.2022);
Управление природопользования города Челябинска – ФИО4 (доверенность от 10.01.2022).
Общество «ЦКС» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города, к Администрации района о взыскании солидарно с ответчиков 2 662 790 руб. 22 коп. неосновательного обогащения, 218 567 руб. 62 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.07.2019 по 12.01.2019, с продолжением начисления с 13.01.2019 по день фактического исполнения обязательства
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоУправление природопользования г. Челябинска.
Решением суда от 10.03.2022 (судья Шумакова С.М) исковые требования к Администрации города удовлетворены частично. С Администрации города в пользу общества «ЦКС» взыскано 2 853 726 руб. 87 коп., в том числе: задолженность 2 662 790 руб. 22 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами на 02.03.2022 в сумме 190 936 руб. 65 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с 03.03.2022 по день фактической уплаты суммы задолженности 2 662 790 руб. 22 коп., судебные расходы по оплате госпошлины 33 086 руб. 64 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 (судьи Ширяева Е.В., Лукьянова М.В., Тарасова С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы не согласен с возложением на него обязанности по уплате расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Судами не учтено, что в силу норм действующего законодательства не подлежит взысканию плата за фактически оказанные для государственных (муниципальных) нужд услуги в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Считает, что обязанность по выявлению и ликвидации несанкционированного места отходов находится в компетенции Администрации Курчатовского района города Челябинска. Кассатор считает, что истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие обоснованность приведенных в договоре расчетов и расценок; обществом «ЦКС» не указано, каким нормативным правовым актом предусмотрен указанный в договоре тариф на размещение (захоронение) ТКО, с учетом того, что для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с ТКО вывозу и утилизации отходов, установлены предельные тарифы. Администрация города обращает суда округа на тот факт, что при проведении работ по ликвидации несанкционированного размещения ТКО по адресу: между домами № 20 и № 24 по улице 2-ой Ирбитской в Курчатовском районе города Челябинска в результате бездействия обществом «ЦСК» допущены грубые нарушения норм действующего законодательства Российской Федерации (норм Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) (далее – Правила №1156), которые существенно повлияли на объем ликвидированных ТКО, а также привели к значительному увеличению расходов на их ликвидацию.
В отзыве на кассационную жалобу общество «ЦСК» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки в судах первой и апелляционной инстанций, также позиция ответчика не содержит фактов, которые не были бы проверены судами обеих инстанций.
Администрацией Курчатовского района представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.03.2018 между Министерством экологии Челябинской области и обществом «ЦКС» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 2.1.26 соглашения региональный оператор обязан организовывать ликвидацию несанкционированных мест размещения ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в порядке, установленном Правилами обращения с ТКО, утвержденными Правила № 1156.
В ходе выездного осмотра региональным оператором установлено, что по адресу: <...> между домами 20-24 расположено место несанкционированного размещения ТКО (далее - несанкционированная свалка).
Региональным оператором 24.07.2019 направлено уведомление
№ ЧЛБ-11285 об обнаружении несанкционированной свалки с требованием о ее ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки в адрес Главы Администрации района.
Региональным оператором 24.10.2019 направлено уведомление
№ ЧЛБ-11285 об обнаружении несанкционированной свалки с требованием о ее ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки в адрес временно исполняющему обязанности Главы Администрации города.
В установленные сроки ответчики не предоставили подписанный проект договора и не ликвидировали место несанкционированного размещения ТКО, 27.05.2020 в адрес ответчиков было направлено уведомление о сроке ликвидации несанкционированной свалки № 8205.
В период с 03 июня по 15 июля 2020 сотрудниками общества «ЦКС», в присутствии представителя Администрации района произведена ликвидация места несанкционированного размещения ТКО (итоговый вес: 405,59 тонн), расположенного по адресу: <...> между домами
20-24. Данный факт подтверждается актом о ликвидации несанкционированной свалки от 15.07.2020.
На основании Договора от 01.06.2020 № 50-07/2020/ЭКО обществом с ограниченной ответственностью «МСК-ЭКО» оказаны услуги по сбору и транспортированию отходов с места ликвидации несанкционированной свалки. Общий вес отходов по договору составляет 405, 59 тонн, данный факт подтверждается талонами и актами оказанных услуг от 30.06.2020 № 119 и
от 31.07.2020 № 169.
На основании договора от 01.06.2020 № П-300/20-НС обществом с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» оказаны услуги по размещению отходов с места ликвидации несанкционированной свалки. Общий вес отходов по договору составляет 405, 59 тонн, данный факт подтверждается талонами и универсальными передаточными документами от 30.06.2020 № 513 и от 31.07.2020 № 621.
Истцом в адрес ответчиков направлена досудебная претензия
от 30.11.2020 № ЧЛБ 20125 с требованием оплатить сумму неосновательного обогащения и проценты за пользование денежными средствами.
Ссылаясь на то, что Администрация города и Администрация района должны солидарно возместить истцу сумму неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами истец обратился с настоящим иском в суд.
Суды пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований с Администрации г. Челябинска.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ). установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Согласно пункту 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Правил №1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, должно доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счет истца без установленных законом или сделкой оснований, период и размер неосновательного обогащения.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что региональным оператором 24.07.2019 направлено уведомление № ЧЛБ-11285 об обнаружении несанкционированной свалки с требованием о ее ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки в адрес Главы Администрации Курчатовского района г. Челябинска.
Региональным оператором 24.10.2019 направлено уведомление
№ ЧЛБ11285 об обнаружении несанкционированной свалки с требованием о ее ликвидации, либо с предложением заключить договор с истцом на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки в адрес временно исполняющего обязанности Главы Администрации г. Челябинска.
Поскольку в установленные сроки Администрации города и района не предоставили подписанный проект договора и не ликвидировали место несанкционированного размещения ТКО, истец 27.05.2020 в адрес ответчиков направлено уведомление о сроке ликвидации несанкционированной свалки
№ 8205.
В период с 03 июня по 15 июля 2020 сотрудниками общества «ЦКС», в присутствии представителя Администрации района произведена ликвидация места несанкционированного размещения ТКО (итоговый вес: 405,59 тонн), расположенного по адресу: <...> между домами
20-24. Данный факт подтверждается актом о ликвидации несанкционированной свалки от 15.07.2020.
На основании Договора от 01.06.2020 № 50-07/2020/ЭКО обществом с ограниченной ответственностью «МСКЭКО» оказаны услуги по сбору и транспортированию отходов с места ликвидации несанкционированной свалки. Общий вес отходов по договору составил 405, 59 тонн, данный факт подтверждается талонами и актами оказанных услуг от 30.06.2020 № 119 и
от 31.07.2020 № 169.
На основании договора от 01.06.2020 № П-300/20-НС обществом с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» оказаны услуги по размещению отходов с места ликвидации несанкционированной свалки. Общий вес отходов по договору составляет 405, 59 тонн, данный факт подтверждается талонами и универсальными передаточными документами от 30.06.2020 № 513 и от 31.07.2020 № 621.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 Закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс)).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Органы местного самоуправления, в соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ, обеспечивают благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на соответствующих территориях.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа согласно подпункту 2 статьи 7 Закона № 7-ФЗ, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно положениям пункта 131 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы
от 22.12.2015 № 16/32, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории города Челябинска осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Положениями Закона №89 – ФЗ предусмотрено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, а пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Обеспечение исполнения вопросов местного значения, согласно статье 36 Устава города Челябинска, принятого решением Челябинской городской Думы от 26.05.2015 № 9/2 (далее-Устава города Челябинска) относится к полномочиям Администрации города Челябинска.
Администрация Курчатовского района создана в соответствии с Уставом Курчатовского района города Челябинска, принятым решением Совета депутатов Курчатовского района от 26.11.2014 № 2/1 (далее - Устав района) как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления внутригородского района Челябинского городского округа с внутригородским делением и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом района, Законом № 131-ФЗ, Законом Челябинской области от 18.12.2014 № 97-30 «О разграничении полномочий органов местного самоуправления Челябинского городского округа и органов местного самоуправления внутригородских районов в его составе по решению вопросов местного значения внутригородских районов» (далее - Закон № 97-30).
Вопросы местного значения внутригородского района закреплены в статье 16.2 Закона № 131-ФЗ, среди которых отсутствуют вопросы по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и по ликвидации мест их несанкционированного размещения., следовательно, Администрация Курчатовского района не наделена полномочиями по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и по ликвидации мест их несанкционированного размещения.
Из статьи 210 ГК РФ следует, что возложение бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, возможно только в случаях прямого указания на это в законе или договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 ГК РФ, порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством. Согласно пункту о) статьи 71 Конституции Российской Федерации, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее также - Закон № 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ.
Таким образом, учитывая соответствующее нормативно-правовое регулирование правоотношений по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, правами собственника по распоряжению имуществом наделен орган местного самоуправления Челябинского городского округа с внутригородским делением, при этом с возникновением прав, возникают и обязанности, установленные для собственника законом.
В материалы дела представлено заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью «Кадастр Экспертиза Финансы» от 02.10.2019. Одним из заданий, поставленных перед кадастровым инженером при проведении исследования, являлось определение собственника земельного участка, на котором расположено место несанкционированного размещения отходов. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.09.2019, истребованной при подготовке заключения от 02.10.2019, данные о собственниках земельного участка кадастровый номер 74:36:0701013:59, на котором располагалась несанкционированная свалка, отсутствуют.
По результатам исследования кадастровым инженером было установлено, что собственность на исследуемый земельный участок, на котором располагалось несанкционированное место размещение твердых бытовых отходов, не зарегистрирована, соответственно, распорядителем земельного участка является орган местного самоуправления города Челябинска.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска, земельный участок площадью 1003 м с кадастровым номером 74:36:0701013:59 относится к землям населенных пунктов, собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Устава города Челябинска, территорию города составляют земли Челябинского городского округа, используемые и предназначенные для застройки и развития городского округа.
Подпунктом 27 пункта 2 Устава города Челябинска установлено, что Челябинская городская Дума обладает полномочиями на установление порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством.
Порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Челябинска, утвержден решением Челябинской городской Думы
от 29.09.2015 № 13/12 (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка, распоряжение земельными участкам, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
К компетенции Администрации города Челябинска относится осуществление полномочий собственника муниципального имущества города Челябинска, в порядке, установленном решением Челябинской городской Думы, контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Челябинска (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка полномочия по управлению, владению, пользованию и распоряжению земельными участками осуществляет Администрация города Челябинска в порядке, установленном законодательством, в том числе, путем издания муниципальных правовых актов по вопросам предоставления земельных участков, их образования, а также заключения договоров, соглашений в отношении земельных участков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, территория на которой располагалось место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в реестре муниципальной собственности Курчатовского внутригородского района отсутствует, в пользование Курчатовскому внутригородскому району не передавалась.
Таким образом, на Администрацию Курчатовского района содержание спорной территории не возложено ни в силу закона, ни в силу договора.
Пунктом. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001
№ 607- ст предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Аналогичная позиция изложена в пункте 5 Письма Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», согласно которой федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или законном владении.
Таким образом, право требовать взыскания расходов, понесенных региональным оператором в результате ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, возникает к собственнику земельного участка, либо лицу, владеющему им на законных основаниях - в настоящем случае судами обеих инстанций, верно, установлено, что требования подлежат удовлетворению к Администрации города Челябинска.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 12.04.2006 спорному земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0701013:59 (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство). В апреле 2019 вышеуказанный земельный участок снят с кадастрового учета. При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что ранее собственник земельного участка - гражданин умер, наследников участка не установлено, участок в наследственную массу не вошел, доказательства того, что образование свалки произошло в период владения, пользования и распоряжения участком прежним законным владельцем в материалы дела не представлено.Акт общества «ЦКС» об обнаружении несанкционированной свалки от 24.05.2019, составлен по прошествии менее двух месяцев после снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 74:36:0701013:59.
На основании вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что надлежащим ответчиком является Администрация города, так как территория свалки не разграничена по районам.
Помимо указанного, судом апелляционной инстанции отмечено, что Администрация района не является структурным подразделением, либо функциональным органом Администрации города; Администрация города и Администрация района являются самостоятельными органами местного самоуправления, наделенными различными законодательно разграниченными полномочиями.
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Поскольку договорные отношения между истцом и Администрацией района отсутствовали, основания для солидарного взыскания предъявленной суммы, в том числе с ненадлежащего ответчика - администрации района отсутствовали.
Суды признали обоснованным приведенный истцом расчет расходов на ликвидацию несанкционированной свалки.
Так, Приказом от 01.08.2018 № 521 в обществе «ЦКС» утверждена методика расчета затрат (составление калькуляции) по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.Расчет стоимости неосновательного обогащения в размере 2 662 790 руб. 20 коп. составлен в соответствии с указанным приказом и подтверждается материалами дела вместе с подробной расшифровкой затрат каждой составляющей расчета.
Относительно стоимости услуг привлеченного оператора общества с ограниченной ответственностью «МСК-ЭКО», истцом указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством анализа рынка на основании информации о рыночных ценах идентичных работ, услуг.
Истцом была проведена деятельность по поиску операторов по обращению с ТКО с запросом расчета стоимости ликвидации свалки, что подтверждается Письмами в адрес Прокуратуры Курчатовского района г. Челябинска от 09.01.2020 № ЧЛБ68, от 06.04.2020 № ЧЛБ 5209.
Исходя из предложенных коммерческих предложений, региональный оператор выбрал наиболее низкую стоимость услуг по сбору и транспортированию отходов - 4 022 руб. за 1 т., которую предложило общество с ограниченной ответственностью «МСК-ЭКО» (коммерческие предложения
от общества с ограниченной ответственностью «Эковывоз» от 14.05.2020 исх. № 209, от общества с ограниченной ответственностью «Экопроект»
от 14.05.2020 исх. № 721-7/20, от общества с ограниченной ответственностью «Экоспецтранс» от 14.05.2020 исх. № 265, от общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» от 21.05.2020 исх. № 149/ЧГ, от общества с ограниченной ответственностью «МСК-ЭКО» от 21.05.2020.
Как установлено судами, у общества с ограниченной ответственностью «МСК-ЭКО» имеется лицензия в сфере обращения с отходами, что подтверждается скриншотом Реестра лицензий, размещенного на официальном сайте Росприроднадзора.
Размещение отходов с места ликвидации несанкционированной свалки произведено обществом с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» на основании Договора от 01.06.2020 № П-300/20-НС. Тариф на захоронение отходов был установлен Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 10.09.2019 № 72/1 «Об утверждении предельных тарифов на захоронение ТКО для общества с ограниченной ответственностью «Полигон ТБО» и составлял на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 685 руб. 18 коп. за тонну.
Итоговый вес вывезенных отходов с места несанкционированной свалки составляет 405, 59 тонн, что подтверждается актом о ликвидации несанкционированной свалки от 15.07.2020, талонами и актами оказанных услуг от 30.06.2020 № 119 и от 31.07.2020 № 169, универсальными передаточными документами от 30.06.2020 № 513 и от 31.07.2020 № 621, а также актом экспертизы от 03.08.2020 176-01-00325/1 (объем свалки, закрепленный в акте экспертизы от 22.05.2020 176-01-00325 был предположительным).
Иного обоснованного расчета расходов в опровержение расчета общества «ЦКС» в сторону уменьшения, Администрацией представлено не было, также, не было представлено доказательств возврата денежных средств или наличие иного встречного предоставления на отыскиваемую сумму.
Указанный подход не входит в противоречие с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в судебных актах, ссылка на которые имеется в кассационной жалобе.
Доводы ответчика о том, что при проведении работ по ликвидации спорного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в результате бездействия регионального оператора допущены грубые нарушения положений Правил № 1156, которые существенно повлияли на объем ликвидированных отходов, а также привели к значительному увеличению расходов на их ликвидацию правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Акт об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составлен обществом «ЦКС» 24.05.2019. В нарушение пункта 16 Правил № 1156, уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в орган, осуществляющий государственный экологический надзор направлено 24.07.2019, а в орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории города Челябинска - Администрацию города, 24.10.2019.
Работы по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в нарушение пункта 17 Правил № 1156, начаты только 03.06.2020, то есть по истечении года с момента обнаружения.
Ввиду того, что обществом «ЦКС», как региональным оператором, длительное время не осуществлялись работы по ликвидации несанкционированного места твердых коммунальных по адресу: улица 2-ая Ирбитская между домами 20 и 24 в городе Челябинске, Прокуратурой Курчатовского района города Челябинска обществу «ЦКС» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Вместе с тем, учитывая вышеизложенное обоснование в отношении земельного участка, право собственности на который не разграничен обязанность по сохранности участка и контролю за его использованием возложена на Администрацию города, равно как и не допускать размещения несанкционированной свалки, в том числе и ее увеличению, таких мер ответчиком - Администрацией города принято не было.
Вопреки доводам Администрации судами также отмечено, что действие регионального оператора по ликвидации несанкционированной свалки не является услугой, оказанной региональным оператором без заключения государственного контракта, а является обязанностью регионального оператора, установленной действующим законодательством, причем такая обязанность носит публичный характер.
В случае если орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника земельного участка, в течение 30 дней после получения уведомления не обеспечил начало закупочных процедур либо самостоятельную ликвидацию свалки, и региональный оператор во исполнение пункта 17 Правил № 1156 ликвидировал несанкционированную свалку самостоятельно, не может быть отказано в удовлетворении требований регионального оператора о взыскании понесенных расходов в связи с отсутствием государственного контракта.
Региональным оператором, также было заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.07.2019 по 12.01.2019, с продолжением начисления с 13.01.2019 по день фактического исполнения обязательства.
В силу пункта 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Кодекса) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к верному выводу, что начисление процентов за пользование чужими денежными средствами следует исчислять с 12.01.2021, так как претензия получена Администрацией города только 04.12.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, срок для досудебного урегулирования спора согласно претензии составил 30 дней, следовательно, указанный срок истек 11.01.2021.
Учитывая, что дело рассмотрено арбитражными судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения обжалуемых судебных актов, в кассационных жалобах не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2022 по делу
№ А76-1382/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.Челябинска – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Е.О. Черкезов
Е.А. Кравцова