Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-881/15
Екатеринбург
20 апреля 2015 г. | Дело № А76-14498/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее – управление, административный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу № А76-14498/2014 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (далее – общество, общество «Мобильные ТелеСистемы») – ФИО1 (доверенность от 15.08.2012 № 0144), ФИО2 (доверенность от 01.12.2013).
Общество «Мобильные ТелеСистемы» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконными постановлений от 04.06.2014 № 610/2014, № 611/2014, № 612/2014, №613/2014, № 614/2014, № 615/2014, № 616/2014, № 617/2014, № 618/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. по каждому постановлению;
постановлений от 04.06.2014 № 620/2014, № 621/2014, № 622/2014, № 623/2014, № 624/2014, № 625/2014, № 626/2014, № 627/2014, № 628/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 08.10.2014 (судья Зайцев С.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 (судьи Малышева И.А., Арямов А.А., Бояршинова Е.В.) решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановлений управления от 04.06.2014 № 610/2014, № 611/2014, № 612/2014, №613/2014, № 614/2014, № 615/2014, № 616/2014, № 617/2014, № 618/2014 отменено.
Заявленные требования в указанной части удовлетворены.
Постановленияот 04.06.2014 № 610/2014, № 611/2014, № 612/2014, №613/2014, № 614/2014, № 615/2014, № 616/2014, № 617/2014, № 618/2014 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменены.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 23.05.2014 по 30.05.2014 административным органом в ходе проверки общества «Мобильные ТелеСистемы» на предмет соблюдения законодательства в области связи выявлено осуществление работы базовых станций стандарта GSM-900 БС-34529 (г. Сатка, башня ОАО «Ростелеком»), стандарта IMP-2000/UMTS БС-34356 (<...>), стандарта IMP-2000/UMTS БС-34314 (<...>), стандарта IMP-2000/UMTS БС-3452 (Чебарульский район, с.Травники), стандарта GSM-900 БС-34143 (<...>), стандарта IMP-2000/UMTS БС-34349 (<...>), стандарта GSM-900 БС-3466 (<...>), стандарта IMP-2000/UMTS БС-34666 (<...>) стандарта GSM-900 БС-34531 (г. Копейск, <...>) без регистрации, чем нарушены требования п.1 ст.24 и п.5 ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи).
Также административным органом в ходе проверки общества «Мобильные ТелеСистемы» 23.05.2014 установлена работа вышеуказанных станций без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, чем нарушены требования п.1 ст. 24 и п. 5 ст. 22 Закона о связи.
Результаты проверки отражены в акте от 30.05.2014 № 74-03-0210, управлением составлены протоколы от 30.05.2014 № 667, 668, 669, 670, 671, 672, 673, 674, 675, 676, 677, 678, 679, 680, 681, 682, 683, 684, 685.
Постановлениями административного органа от 04.06.2014 № 610/2014, №611/2014, № 612/2014, № 613/2014, № 614/2014, № 615/2014, №616/2014, № 617/2014, № 618/2014 общество «Мобильные ТелеСистемы» за использование радиоэлектронных средств без регистрации, привлечёно к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 13.4 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб. по каждому постановлению.
Постановлениями административного органа от 04.06.2014 № 619/2014, 620/2014, № 621/2014, № 622/2014, № 623/2014, №624/2014, № 625/2014, № 626/2014, № 627/2014, № 628/2014 общество «Мобильные ТелеСистемы», за эксплуатацию базовых станций без соответствующих разрешений, привлечёно к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество «Мобильные ТелеСистемы» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества содержится состав вмененных административных правонарушений, а также наличие вины в их совершении.
Суд указав, что вышеназванные передатчики использовались обществом «Мобильные ТелеСистемы» без регистрации в уполномоченном органе, при этом каждое из этих технических средств предназначено для передачи и (или) приема радиоволн, признал верным вывод управления о том, что имеет место использование девяти самостоятельных радиоэлектронных средств, использование каждого из которых без регистрации образует самостоятельный состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ.
Эксплуатация девяти незарегистрированных передатчиков осуществлялась обществом также при отсутствии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в указанных выше диапазонах, что образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановлений управления от 04.06.2014 № 610/2014, № 611/2014, № 612/2014, №613/2014, № 614/2014, № 615/2014, № 616/2014, № 617/2014, № 618/2014 и удовлетворяя требования в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из нарушения административным органом и судом правил ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения).
Данный вывод суда является верным.
Согласно п. 5 ст. 22 Закона о связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.
Порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации установлен в Правилах регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539 (далее – Правила № 539).
Согласно п. 1 ст.24 Закона о связи право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 КоАП РФ нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трёх тысяч до пяти тысяч
рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешённых в установленном порядке параметров радиоизлучения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 4.4. КоАП РФ совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из представленных в материалы дела документов следует, что общество «Мобильные ТелеСистемы» привлечено к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 13.4 КоАП РФ за нарушения требований п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 24 Закона о связи, выявленных в ходе одной проверки и зафиксированных в вышеуказанных протоколах об административных правонарушениях, явившихся основанием для вынесения оспариваемых постановлений.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что исходя из положений п.8 Правил № 539, регистрация радиоэлектронных средств без получения разрешения на использование радиочастот является невозможной. Соответственно, допущенные обществом правонарушения в виде эксплуатации незарегистрированных передатчиков при отсутствии разрешений на использование радиочастоты представляет собой одно действие.
Таким образом, управлением в отношении общества, за совершение девяти самостоятельных действий по вводу и эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без разрешения и регистрации, должны были быть приняты постановления о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1,2 ст.13.4 КоАП РФ, но в пределах санкции по ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ, устанавливающей наибольший административный штраф в денежном выражении.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о незаконном привлечении общества «Мобильные ТелеСистемы» к административной ответственности по ч. 1 ст.13.4 КоАП РФ, отраженный в постановлениях от 04.06.2014 № 610/2014, № 611/2014, № 612/2014, № 613/2014, № 614/2014, № 615/2014, № 616/2014, № 617/2014, № 618/2014, является правильным и суд обоснованно удовлетворил требования общества, отменив названные выше постановления.
В остальной части решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции правомерно оставил без изменения.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 по делу № А76-14498/2014 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Н. Василенко
Судьи Е.А. Поротникова
Н.Н. Суханова