ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-15661/20 от 11.03.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1042/21

Екатеринбург

11 марта 2021 г.

Дело № А76-15661/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,

рассмотрел судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралТехСервис» (далее - заявитель, ООО «УралТехСервис») на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2020 по делу № А76-15661/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ООО «УралТехСервис» – ФИО1 (директор);

Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» (далее - Инспекция) - ФИО2 (доверенность
от 11.01.2021, диплом).

ООО «УралТехСервис» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации № 20-6194-2 от 21.02.2020.

Определением суда первой инстанции от 02.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство).

Решением суда первой инстанции от 02.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено в силе.

В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие утвержденного тарифа для общества в спорный период, несмотря на обращение в единый тарифный орган с заявлением об утверждении тарифа. Указывает на то, что перерасчет им был выполнен до вынесения оспариваемого предписания, что подтверждается письмами – поручениями в адрес агента и расчетами. Считает необходимым участие в деле агента – ООО «Управляющая компания «Валихана Тургумбаева».

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 20-6194 925 от 19.02.2020 Инспекцией проведена проверка с целью рассмотрения обращения № 1344 от 23.01.2020 в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (далее - МКД).

В ходе проверки Инспекцией установлено нарушение в части начисления платы за отопление и горячее водоснабжение в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в части применения в период с июля 2019 года по январь 2020 года тарифа на тепловую энергию, неутвержденного в установленном порядке (акт проверки № 20-6194-1 от 21.02.2020).

По результатам проведенной проверки ООО «Уралтехсервис» выдано предписание № 20-6194-2 от 21.02.2020 (далее - предписание), которым заявителю в срок до 01.04.2020 предписано произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы за отопление и ГВС (подогрев воды) потребителям МКД за период с июля 2019 года по январь 2020 года (за время отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию).

Полагая, что названное предписание не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы ООО «УралТехСервис», заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого акта недействительным.

Оставляя судебный акт без изменения, апелляционная инстанция не усмотрела нарушений норм права со стороны суда.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и обоснованными.

На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным контролем понимается, в том числе, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 июня 2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» (далее - Положение № 493).

На основании пункта 4 Положения № 493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных Положением № 493.

В соответствии с пунктом 11 Положения № 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

Частью 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что осуществление жилищного контроля возложено на органы Государственного жилищного надзора.

В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон № 294-ФЗ).

Инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении «Государственная жилищная инспекция Челябинской области», утвержденного Указом Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 № 3 64).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, Инспекция для осуществления возложенных на нее функций имеет право, в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка в отношении общества проведена на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора № 20-6194 925 от 19.02.2020 с целью проверки обращения от 23.01.2020 № 1344.

Таким образом, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением требований законодательства при организации и проведении внеплановой проверки в отношении общества.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Тарифы на тепловую энергию утверждаются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях, применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 303-ЭС17-18242 от 11.05.2018, статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закона о теплоснабжении) предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала (пункты 5 и 6 части 1 статьи 3 Закона
о теплоснабжении).

Соблюдение названных общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (где свободное ценообразование по тем или иным причинам невозможно) достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 части 1 и части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию и устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Кроме того, с учетом положений части 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда подлежащие применению тарифы для потребителей заявителя не установлены, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Данная позиция также нашла свое отражение в судебной практике Высшего арбитражного суда РФ от 24.01.2011 № ВАС-18399/10 по делу
№ А51-598/2010.

Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, при отсутствии у теплоснабжающей организации утвержденного в установленном порядке тарифа, в начальный период осуществления регулируемого вида деятельности, расчет за отпущенную потребителям тепловую энергию производится по тарифу прежней теплоснабжающей организации либо по иной стоимости, применение которой, должно быть подтверждено и обоснованно в порядке, предусмотренным тарифным законодательством.

Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по снабжению энергоресурсами через присоединенную сеть строятся на принципах возмездной и эквивалентности обмена материальными благами. Отсутствие тарифа на тепловую энергию само по себе не может освобождать
от исполнения обязанности по оплате всего объема принятого ресурса, так как поставка энергоресурса энергоснабжающими организациями потребителям на безвозмездной основе, действующее законодательство не предусматривает.

Судами установлено, что собственниками помещений в МКД принято решение о заключении прямого договора с ООО «УралТехСервис» на поставку тепловой энергии, для оказания услуг отопление и горячее водоснабжение с 01.07.2019, что подтверждается протоколом собрания собственников помещений в МКД от 31.05.2019.

Начисление платы за отопление и ГВС потребителям данного МКД производится обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Валихана Тургумбаева» по договору поручения от 01.09.2019
№ 1-А, подписанного с ООО «УралТехСервис».

Использование помещения котельной осуществлялось
ООО «УралТехСервис» по договору аренды котельной № 2 от 01.07.2019.

В платежном документе на оплату услуг за ГВС и тепловую энергию за сентябрь 2019 года отражено начисление платы по тарифу, утвержденному постановлением Министерства от 18.12.2018 № 85/195 для
ООО «УралТехСервис» на тепловую энергию, поставляемую потребителям Миасского городского округа на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1903,62 руб./Гкал.

Фактически тарифы для потребителей Златоустовского городского округа утверждены Постановлением Министерства от 10.01.2020 № 1/1.

Ранее тарифы на тепловую энергию для ООО «УралТехСервис» на данную территорию не устанавливались.

Согласно расчетам, предоставляемым ООО «УралТехСервис» в Инспекцию, начисление платы за отопление и ГВС за период с октября
2019 года по январь 2020 года по адресу: г. Златоуст, кв. Молодежный, д. 3 произведено путем учета фактически понесенных затрат.

По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что начисление платы за отопление и ГВС за период с июля 2019 года по январь 2020 года по тарифам, не утвержденным для ООО «УралТехСервис», является неправомерным, что отражено в акте проверки № 20-6194-1 от 21.02.2020.

Оспариваемым предписанием № 20-6194-2 от 21.02.2020
ООО «УралТехСервис» в срок до 01.04.2020 предписано произвести перерасчет (сторнирование в полном объеме) платы за отопление и ГВС (подогрев воды) потребителям многоквартирного дома за период с июля 2019 года по январь 2020 года (за время отсутствия утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию).

Решением Инспекции срок исполнения оспариваемого предписания перенесен до 01.05.2020.

Поскольку заявителем не представлено доказательства, из которых усматривалось бы обоснованность применения тарифа в размере
1 903 руб. 62 коп., в то время как для спорной территории установлен тариф
1 876 руб. 64 коп., то суды пришли к верному выводу о законности выданного жилищной инспекцией предписания о сторнировании в полном объеме) платы за отопление и ГВС (подогрев воды) потребителям многоквартирного дома за период с июля 2019 года по январь 2020 года.

Судами правомерно отмечено, что наличие у потребителя обязанности осуществлять оплату поставленной тепловой энергии не означает возможность произвольного определения тарифа и взимания платы с нарушением нормативных требований.

Указанный правовой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 05.02.2018 № 303-ЭС17-14909 по делу № А04-10896/2015).

Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.10.2020 по делу
№ А76-15661/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УралТехСервис»– без удовлетворения.

Обеспечительные меры принятые Арбитражным судом Уральского округа определением от 12.02.2021 по данному делу отменить.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Л. Гавриленко

Е.А. Кравцова