ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-16144/2021 от 03.03.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-356/22

Екатеринбург

05 марта 2022 г.

Дело № А76-16144/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор» (далее – учреждение) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2021 по делу № А76-16144/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель учреждения - Вифлеемский А.Б. (доверенность от 22.01.2022 № 22).

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа в Арбитражный суд Уральского округа прибыли представители Главного контрольного управления Челябинской области (далее – Управление, административный орган) – Магадеева О.С. (доверенность от 12.01.2022 № 03 10-03, диплом), Нечепоренко А.Л. (доверенность от 12.01.2022 № 05?10?02).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконными действий по проверке соблюдения трудового законодательства в учреждении, а также признании недействительным представления от 12.03.2021 № 03-07/655.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что из текста представления от 12.03.2021 № 03-07/655 следует, что в нем отсутствуют указания на нарушение каких – либо норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) или нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, тогда как согласно статьи 270.2 БК РФ представление является документом, содержащим информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. По мнению учреждения, при проведении проверки нарушений требований бюджетного законодательства не выявлено, а проверка соблюдения трудового законодательства в полномочия управления не входит

Кроме того, учреждение ссылается на то, что оно является автономным учреждением, следовательно, не является участником бюджетного процесса, так как не входит в перечень таковых в силу статьи 151 БК РФ, а согласно статье 6 БК РФ не наделен бюджетными полномочиями.

Учреждение также полагает, что судами не применены подлежащие применению нормы права, а именно статья 1 БК РФ, подпункт 1 пункта 6 Положения о Главном контрольном управлении Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 № 319 (далее – Положение № 319), а также неправильно истолкована статья 269.2 БК РФ,

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу учреждения – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, учреждение является получателем бюджетных средств. Собственником имущества учреждения является Челябинская область в лице Правительства Челябинской области. Функции и полномочия учредителя от имени правительства Челябинской области осуществляет Министерство образования и науки Челябинской области (пункты 1.1, 1.4 - 1.6 Устава учреждения).

На основании приказа начальника Управления от 23.11.2020 № 01-01/726, в соответствии с пунктом 9 раздела 1 Плана проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля Главного контрольного управления Челябинской области на 2020 г., в отношении общества в период с 01.01.2019 по 24.12.2020 проведена плановая выездная проверка на предмет целевого и эффективного использования денежных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области. Результаты проверки оформлены актом от 30.12.2020 № 03-11-1/6, которым зафиксированы нарушения: осуществление выплаты в 2019 г. единовременных премиальных выплат в общей сумме 4 816 876 руб. 41 коп. по итогам работы без учета показателей и критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы, без оценочных листов; осуществление выплаты заработной платы и премии в размере 64 739 руб. 85 коп. юрисконсульту без документарного подтверждения его работы.

По результатам проверки обществу выдано представление от 12.03.2021 № 03-07/655, которым предписано принять меры к устранению выявленных нарушений, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, сообщить управлению о результатах исполнения представления с приложением соответствующих документов в течение 30 календарных дней со дня получения представления.

Представление обжаловано учреждением в порядке подчиненности. В удовлетворении жалобы учреждения отказано.

Полагая, что действия по проверке соблюдения трудового законодательства в учреждении незаконны, а представление от 12.03.2021 № 03-07/655 недействительно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых действий незаконными, представления недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу положений части 3 статьи 265, статьи 269.2 БК РФ, подпунктов 1, 4 пункта 6, подпунктов 3, 6, 10 пункта 7 Положения № 319 Управление является органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на осуществление внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и на контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области. Для исполнения своих функций управление вправе проводить проверки в отношении объектов государственного финансового контроля, в том числе областных учреждений, а также направлять объектам государственного финансового контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно статьям 69.1, 69.2, 78.1 БК РФ, статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с государственным заданием, сформированным учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии, рассчитанных с учетом нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.

Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, кроме имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование (пункт 2 Порядка предоставления субсидий областным бюджетным и областным автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2010 № 361-П, пункт 8 Положения о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 352-П, пункт 3 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 29.12.2018 № 557 на 2019 г., пункт 8 Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 02.08.2016 № 01/2468).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 12.1 Положения о формировании государственного задания в отношении областных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 352-П, в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок начисления выплат на оплату труда имеет непосредственное влияние на объем предоставляемого финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Порядок и условия оплаты труда работников областных государственных бюджетных и автономных учреждений определен в Положении об оплате труда работников областных государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 31.08.2010 № 132-П (далее - Постановления № 132-П).

Эффективность использования бюджетных средств отнесена к одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации (статья 28 БК РФ) и в силу статьи 34 БК РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Постановлением Правительства Челябинской области от 31.08.2010 № 132-П утверждено Положение об оплате труда работников областных государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области, в силу пункта 38 которого выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что средства, полученные учреждением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, являются бюджетными средствами.

В учреждении действует Положение об оплате труда от 09.01.2019, в силу раздела 5.3 «Премии» которого сотрудникам выплачиваются единовременные премии: в связи с профессиональными праздниками; по итогам работы за месяц, квартал, год; за выполнение отдельных особо сложных и важных поручений; за качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности; за высокую исполнительскую дисциплину (своевременное предоставление информации, качественное ведение документации); за инициативность работы и так далее.

В 2019 г. работникам учреждения (юрисконсульт, заместители директора, секретарь руководителя, главный бухгалтер, методист, заведующий хозяйством, сторожа) произведены ежемесячные выплаты стимулирующего характера - единовременные премиальные выплаты за счет средств областного бюджета на основании ежемесячных индивидуальных (коллективных) приказов, подписанных директором учреждения, а также в период ее отсутствия заместителем директора по организации отдыха и оздоровления, с указанием размера выплаты в суммовом выражении без оценочных листов, позволяющих оценить результативность и качество работы. Общая сумма выплат составила 4 816 876 руб. 11 коп. в том числе: 3 699 597 руб. 56 коп. - заработная плата с учетом районного уральского коэффициента; 1 117 278 руб. 55 коп. - страховые взносы во внебюджетные фонды (30,2%).

При этом, основная часть стимулирующих премиальных выплат ежемесячно осуществлялась 7 сотрудникам (Вифлеемский А.Б., Титова Е.В., Тимощенко А.П., Фомина Ю.В., Курочкин В.В., Курочкина Л.В., Курочкина О.Ю.) в разы превышая выплаты другим сотрудникам.

Проанализировав представленные учреждением документы, Управление пришло к выводу о том, что в учреждении сложилась непрозрачная система использования бюджетных средств, направляемых на выплату премий.

Из представленных при проведении проверки ежемесячных протоколов Совета учреждения и приказов о выплатах стимулирующего характера следует, что учреждением отражены лишь размеры выплат в суммовом выражении, а также приведены обобщенные основания выплат (личный вклад работника в выполнении государственного задания учреждения, инициативность, высокая исполнительная дисциплина, качественное выполнение своих основных задач и функций). Однако конкретные показатели и критерии оценки, учитывающие эффективность работы, иные оценочные данные для определения размера выплат, не установлены, документы, позволяющие определить показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника, не представлены.

В рассматриваемом случае учреждением при начислении выплат стимулирующего характера своим работникам не соблюдены принципы объективности, предсказуемости, адекватности, своевременности и прозрачности таких выплат.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых действий незаконными, представления недействительным.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2021 по делу № А76-16144/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи В.А. Лукьянов

Е.А. Поротникова