ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-14062/2020
г. Челябинск
30 декабря 2020 года
Дело № А76-16476/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БВК» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.10.2020 по делу № А76-16476/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «БВК» - ФИО1 (адвокат, доверенность от 22.05.2020),
инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска – ФИО2 (доверенность от 18.12.2020, диплом), ФИО3 (доверенность от 09.01.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью «БВК» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО «БВК») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) с заявлением о признании недействительным решения от 06.09.2019 № 2173 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Судом первой инстанции к участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Индустриальный парк «Станкомаш» (далее – третье лицо, ООО Индустриальный парк «Станкомаш»).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «БВК» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что толкование положений налогового законодательства позволяет прийти к выводу о том, что налоговая ставка 0 процентов по налогу на имущество организаций должна применяться с 01.01.2018. Для применения пониженной ставки законом не предусмотрены специальные положения. Качественные характеристики объекта налогообложения (имущества) не изменялись в налоговом периоде (2018 год). Налогоплательщик является резидентом индустриального парка «Станкомаш» с 2016 года, включение парка в реестр Минпромторга в августе 2018 г. только подтверждает факт существования объектов парка и не имеет правообразующего значения.
В представленном отзыве налоговый орган ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ООО «БВК» по налогу на имущество организаций за 2018 год, по результатам которой составлен акт проверки от 15.07.2019 № 2064 и вынесено решение от 06.09.2019 № 2173 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в резолютивной части которого налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество организаций в размере 14 765 908 рублей.
Инспекцией установлена неполная уплата налога на имущество организаций в размере 14 765 908 рублей в результате занижения налоговой базы по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 74:36:0302002:102, 4:36:0302002:78, 74:36:0302002:569, 74:36:0302002:65, 74:36:0302002:101, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0302002:723, 74:36:0302002:724, 74:36:0302002:484.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 27.12.2019 № 16-07/007163, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, указанное решение инспекции утверждено.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что арендуемые налогоплательщиком объекты недвижимости, по которым заявлена льгота по налогу на имущество, включены в территорию индустриального парка лишь с 10.08.2018, следовательно, только с указанной даты общество имеет право на применение налоговой льготы.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2018 год, представленной ООО «БВК», где им заявлена налоговая ставка 0 процентов на основании пункта 10 статьи 3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2016 № 449-ЗО в отношении имущества, используемого в деятельности организации на территориях индустриальных (промышленных) парков и расположенного на территориях индустриальных (промышленных) парков
Решением инспекции установлена неполная уплата налога на имущество организаций в размере 14 765 908,00 рублей в результате неправомерного использования льготы, предусмотренной частью 10 статьи 3 Закона Челябинской области от 25.11.2016 № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций» в период с 01.01.2018 по 31.08.2018 по объектам недвижимости с кадастровыми номерами 74:36:0302002:102, 4:36:0302002:78, 74:36:0302002:569, 74:36:0302002:65, 74:36:0302002:101, и имуществу, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0302002:723, 74:36:0302002:724, 74:36:0302002:484.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Законом Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 449-ЗО от 25.11.2016 (далее - Закон № 449-ЗО), установлены ставки, льготы и сроки уплаты по налогу.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона № 449-ЗО налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов для организаций - резидентов индустриального (промышленного) парка, включенного в реестр индустриальных (промышленных) парков, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в Челябинской области, в отношении имущества, используемого в деятельности организации на территориях индустриальных (промышленных) парков и расположенного на территориях индустриальных (промышленных) парков, в течение шести последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором организация впервые обратилась в налоговый орган за применением указанной налоговой ставки.
Под индустриальным (промышленным) парком, согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 488-ФЗ), понимается совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подтверждение соответствия индустриального парка необходимым требованиям, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Федерального закона № 488-ФЗ).
Порядок ведения реестра индустриальных парков утвержден Приказом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 09.02.2016 № 303 (далее - Порядок № 303), согласно подпункту «г» пункта 2 которого в реестр включаются сведения о площади территории индустриального парка.
Резидентом индустриального (промышленного) парка является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией индустриального (промышленного) парка или иными лицами, указанными в подпункте «з» пункта 3 Правил подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» (далее - Правила № 794), договор аренды и (или) договор купли-продажи объектов промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка или их частей и (или) земельного участка, находящихся в границах территории индустриального (промышленного) парка, в целях ведения промышленного производства промышленной продукции (далее - договор)
Под территорией индустриального (промышленного) парка понимается совокупность земельных участков, находящихся на расстоянии не более 2 километров друг от друга и связанных технологически, в границах которых размещены и (или) планируется разместить объекты индустриального (промышленного) парка (пункт 2 Требований к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 (далее - Требования к индустриальным паркам).
Согласно подпункту «б» пункта 3 Порядка № 303, в случае изменения сведений о площади индустриального парка управляющая компания направляет заявление на проверку соответствия, в ответ на которое департамент направляет предложение подготовить документы, предусмотренные пунктом 3 Правил № 794 и повторно пройти проверку на соответствие требованиям. При этом площадь парка определяется не произвольно, а исходя из представленных на проверку документов.
В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 56301-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования, утвержденного Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 1982-с, а также примечания к пункту 3.13 названного стандарта, территорию индустриального парка составляют не все земельные участки, которые имеются в собственности у управляющей компании, а земельные участки, отвечающие необходимым условиям для их включения в состав индустриального парка.
Таким образом, применение к резидентам индустриального (промышленного) парка мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами, к которым относятся, в том числе и налоговые льготы (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации») осуществляется при условии соответствия индустриального (промышленного) парка и его управляющей компании Требованиям к индустриальным паркам, а также включение организации в качестве резидента индустриального парка в реестр, формирующийся управляющими компаниями индустриального парка.
Из материалов дела следует, что ООО «БВК» является организацией - резидентом индустриального (промышленного) парка ООО Индустриальный парк «Станкомаш».
Приказом Минпромторга России от 14.04.2016 № 1184 подтверждено соответствие Индустриального парка «Станкомаш» требованиям к индустриальным паркам в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Согласно письму Минпромторга России от 29.01.2018 № 4940/02 приказом от 14.04.2016 № 1184 Индустриальный парк «Станкомаш», состоящий из 10 земельных участков, общей площадью 131,34 га, включен в реестр индустриальных парков в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 № 794.
Согласно сведениям, предоставленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в реестр индустриальных парков приказом от 14.04.2016 № 1184 был включен индустриальный парк «Станкомаш», состоящий из 10 земельных участков общей площадью 131,34 га. Согласно сведениям реестра в 2018 году до 10.08.2018 в территорию индустриального парка «Станкомаш» входили земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:0302002:517, 74:36:0302002:578, 74:36:0302002:580, 74:36:0302001:13, 74:36:0000000:53371, 74:36:0302002:608, 74:36:0302002:609, 74:36:0302002:612, 74:36:0302002:639, 74:36:0302002:640.
Согласно налоговой декларации по налогу на имущество организаций заявителем применена льгота, установленная частью 10 статьи 3 Закона Челябинской области от 25.11.2016 № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций» в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 74:36:0302002:102, 4:36:0302002:78, 74:36:0302002:569, 74:36:0302002:65, 74:36:0302002:101 расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0302002:723, 74:36:0302002:724, 74:36:0302002:484, налог у уплате составил 0 руб.
При сравнении указанных обществом земельных участков, со сведениями из Реестра индустриальных парков, налоговым органом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами: 74:36:0302002:723, 74:36:0302002:724, 74:36:0302002:484 не были заявлены в составе территории индустриального парка «Станкомаш» до 10.08.2018, в связи с чем в применении льготы в отношении имущества, расположенного на данных участках Инспекцией было отказано, исчислен налог на имущество по ставкам 1,1%, 2,2% от остаточной стоимости имущества в сумме 14 765 908 рублей.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии права заявителя на применении налоговой ставки 0%, предусмотренной частью 10 статьи 3 Закона № 449-ФЗ, в отношении недвижимого имущества поскольку до 10.08.2018 недвижимое имущество не находилось на территории Индустриального парка «Станкомаш».
Само по себе понятие «территория индустриального парка» в качестве обоснования применения налоговой ставки не подтверждает отнесения земельных участков к территории индустриального парка, так же как и установление границ индустриального парка приказом управляющей компании.
В то время как законодательством установлены требования, предъявляемые к индустриальным паркам, соблюдение которых дает право применение мер стимулирующего характера (в том числе ставка 0% по налогу на имущество).
Подтверждение соответствия земельных участков, на которых расположены объекты индустриального парка, установленным требованиям осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Самостоятельное же определение собственником земельных участков, какие именно земельные участки будут образовывать территорию индустриального парка - факта включения спорных земельных участков в территорию индустриального парка в соответствии с предусмотренными законом требованиями не предусматривает возможность без специальной санкции отнесения территорий к территории индустриального парка.
Между тем, заявителем не доказано, что объекты недвижимого имущества до 10.08.2018 находились в границах земельных участков, составляющих территорию Индустриального парка «Станкомаш», что исключает применение налогоплательщиком ставки 0% по налогу на имущество до сентября 2018 по задекларированным им объектам недвижимого имущества.
Относительно довода общества о необходимости применения налоговой ставки 0% с 01.01.2018 суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, которым правомерно указано на следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 4 статьи 376 НК РФ определено, что средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Таким образом, среднегодовая стоимость имущества определяется исходя из величин остаточной стоимости на начало каждого месяца отчетного и налогового периодов, что свидетельствует о возможности учета элементов налогообложения (в том числе налоговой ставки) при определении налога помесячно, исходя из показателя элемента налогообложения на начало каждого месяца.
Соответственно, при исчислении авансовых платежей по налогу и налога по итогам налогового периода применение ставки налога, измененной вследствие изменения качественных характеристик объекта налогообложения по состоянию на начало каждого месяца, правомерно.
В данном случае характеристики объекта налогообложения (имущества) изменились в августе 2018 года, в связи с отнесением имущества к льготируемому, соответственно, измененный элемент налогообложения (налоговая ставка) мог быть учтен для целей налогообложения по состоянию на 1-е число следующего месяца, то есть с сентября 2018 года.
Обратное противоречит порядку определения размера авансовых платежей и налога, предусматривающего ежемесячный учет показателей, необходимых для исчисления соответствующих платежей.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.10.2020 по делу № А76-16476/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БВК» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Бояршинова
Судьи А.А. Арямов
А.П. Скобелкин