ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-17159/2021 от 07.12.2021 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-16079/2021

г. Челябинск

14 декабря 2021 года

Дело № А76-17159/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2021 по делу № А76-17159/2021.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «РекАрт» - ФИО1 (паспорт, доверенность от 06.04.2021).

Общество с ограниченной ответственностью «РекАрт» (далее – заявитель, ООО «РекАрт», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Магнитогорска (далее – административный орган, Администрация) о признании незаконным решения Администрации г. Магнитогорска об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29.04.2021, об обязании Администрацию г. Магнитогорска повторно рассмотреть вопрос о проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам:

- <...> (школа № 67), конструкция № 1;

- <...> (школа № 67), конструкция № 2;

- <...> напротив дома № 150; - г. Магнитогорск, пересечение ул. Советская и ул. Сталеваров, северная сторона.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено муниципального предприятия трест «Водоканал».

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что в рассматриваемом случае наличие у спорных конструкций фундамента, а также характер сетей, обеспечивающих жителей города питьевой водой, отведение использованных вод, подразумевает под собой необходимость соблюдать нормативные расстояния, поскольку в случае возникновения на сетях аварий наличие рекламной конструкции с фундаментом воспрепятствует проведению аварийных работ.

В этой связи Администрация полагает, что проведение аукциона на размещение спорных конструкций влечет за собой нарушение действующего законодательств.

До начала судебного заседания от ООО «РекАрт» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От Администрации г.Магнитогорска поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей администрации.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между ООО «РекАрт» и Администрацией заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:

- от 25.12.2014 № 248-2014 в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> (школа №67), конструкция 2;

- от 25.12.2014 №247-2014 в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...> (школа №67), конструкция 1;

- от 08.10.2015 № 150-2015 в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: <...>, конструкция 2 (01.09.2020г. Дополнительным соглашением №2 адрес конструкции был изменен на адрес: <...> напротив дома 150);

- от 25.12.2014 №253-2014 в отношении рекламной конструкции, расположенной по адресу: г.Магнитогорск, пересечение ул.Советской и ул.Сталеваров, северная сторона.

На основании указанных договоров Администрацией были выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (постановление № 474-П от 20.01.2015, постановление №468-П от 20.01.2015).

09.04.2021 общество обратилось в адрес Администрации г. Магнитогорска с заявлением (письмо исх. № 32/21 (получено нарочно 12.04.2021)) о проведении аукциона (конкурса) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций ввиду истечения срока заключенных ранее договоров по рекламным конструкциям, расположенным по адресам:

- <...> (школа № 67), конструкция № 1;

- <...> (школа № 67), конструкция № 2;

- <...> напротив дома №150

- г. Магнитогорск, пересечение ул. Советская и ул. Сталеваров, северная сторона (далее – спорные рекламные конструкции).

В письме от 29.04.2021 Администрацией пояснено о том, что проведение аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по вышеуказанным адресам не планируется ввиду отказа МП трест «Водоканал» в согласовании размещения рекламных конструкций.

В обоснование указанного отказа административный орган указывает, что несоблюдение нормативных расстояний от инженерных сетей до объектов капитального строительства приводят к ограничению эксплуатации сетей, препятствует устранению аварийных ситуаций, проведению капитальных ремонтов, беспрепятственному, круглосуточному доступу. При возникновении аварийной ситуации по обрушению сводовой части коллектора, прорыву магистрального трубопровода, в котором вода находится под давлением 1,0-1,2 Мпа неизбежен материальный ущерб, либо полная гибель сооружения, размещенного на инженерных сетях.

Таким образом, в связи с отказами МП «Водоканал» в согласовании размещения рекламных конструкций, администрацией города проведение аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по вышеуказанным адресам не планируется.

К указанному отказу Администрацией были приложены письма МП «ТВК», в которых указано на несоответствие мест размещения рекламных конструкций требованиям, содержащимся в пункте 8.1.1. СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения», пункте 7.4. Свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* с изменением №1, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 № 4 635/14, пункте 12.35. Свод правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 № 1034/пр., поскольку, как указало третье лицо, рекламные конструкции относятся к сооружениям по смыслу, придаваемому этому термину ГрК РФ, вследствие чего установка таких рекламных конструкций в «санитарно-защитной зоне коммунальных сетей» или в непосредственной близости от них невозможна.

Посчитав, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, установив наличие совокупности юридических фактов, необходимых и достаточных для признания оспариваемого решения Администрации незаконным, удовлетворил заявленные требования.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из анализа взаимосвязанных положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного акта необходимо одновременное наличие, универсальная совокупность, двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ, Закон о рекламе) целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу положений части 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Частями 9, 10 статьи 19 названного Закона определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В пункте 15.1 части 1 статьи 15, в пункте 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения соответственно муниципального района, городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинскойобласти от 29.05.2012 № 82 утверждено Положение о наружной рекламе в городе Магнитогорске (далее – Положение о наружной рекламе, Положение №82).

В силу положений подпунктов 17-19 пункта 3 Положения № 82 к полномочиям Администрации города относятся:

- утверждение порядка организации и проведения торгов (аукциона, конкурса) на право заключения договора;

- принятие решения о проведении торгов (аукциона, конкурса) на право заключения Договора;

- организация и проведение торгов (аукциона, конкурса) на право заключения Договора.

Соответственно, Администрация обладала компетенцией по рассмотрению по существу обращения общества, оспариваемое решение принято в пределах полномочий административного органа.

В силу пункта 5 статьи 19 Закона рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе).

В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или иномнедвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

Исходя из характера и субъектного состава подлежащих урегулированию отношений торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности. Результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.

Постановлением Администрации от 28.01.2014 №897-П (с последующими изменениями) утверждена Схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся всобственности субъектом Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с которой спорные рекламные конструкции включены в Схему размещения рекламных конструкций г. Магнитогорска за порядковыми номерами 360, 366, 175, 568.

В установленном порядке спорные рекламные конструкции из Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках г. Магнитогорска исключены не были, соответствующая работа по исключению спорных рекламных конструкций из Схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках г. Магнитогорска административным органом не осуществлялась.

Доказательств проведения конкурса либо аукциона в отношении спорных рекламных конструкций администрацией в материалы дела не представлено.

Следовательно, обращение ООО «РекАрт» о проведении торгов в отношении спорных рекламных конструкций должно было быть рассмотрено Администрацией по существу.

Довод Администрации о недопустимости расположения указанных рекламных конструкций в охранной зоне магистральных напорных коллекторов бытовой канализации, магистрального хозяйственного питьевого водопровода в отсутствие согласования с МП «ТВК» не может служить самостоятельным основанием для отказа в проведении аукциона, поскольку совокупностью исследованных и оцененных судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств по делу, в частности, видеозаписью процесса демонтажа рекламной конструкции (л.д. 119), актами совместного осмотра спорных рекламных конструкций от 19.08.2021 (л.д. 125-139), письмом ООО «Магнитогорск-Стройпроект» от 18.08.2021 (л.д. 142), паспортами спорных рекламных конструкций (л.д. 143-147) исключается возможность отнесения спорных рекламных конструкций к сооружениям по смыслу законодательства о градостроительной деятельности, поскольку указанные рекламные конструкции не обладают признаками являются объекта капитального строительства (доказательств обратного Администрацией в материалы дела не представлено) и отсутствует такой обязательный признак сооружения как его целевое использование для выполнения процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов, а так же прочная и неразрывная связь с земельным участком.

Исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.

В обоснование своих доводов апеллянт ссылается на совместный с обществом осмотр спорных конструкций и выявление у указанных конструкций фундамента, вместе с тем из содержания актов следует, что рекламные конструкции установлены на железо-бетонном основании размером 2м х 3м, глубиной примерно 40см - 50см, указания на наличие фундамента отсутствует.

При этом в рамках настоящего судебного разбирательства ходатайства о проведении судебной экспертизы на предмет определения у спорных рекламных конструкций признаков объектов капитального строительства Администрация не заявляла.

Следовательно, ссылка Администрации на требования СП 32.13330.2018 «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения»; Свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружныесети и сооружения" Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* с изменением №1 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. №635/14); Свод правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр) не может быть самостоятельным основанием для принятия оспариваемого отказа без проведения административным органом исследования наличия у спорных рекламных конструкций признаков недвижимого имущества.

При указанных обстоятельствах у Администрации отсутствовали правовые и фактические основания для издания оспариваемого решения, которое нарушает права и законные интересы заявителя в области экономической деятельности.

Вместе с тем, Администрация при новом рассмотрении вопроса о проведении торгов в отношении спорных рекламных конструкций не лишена возможности исследования наличия объективных и документально подтвержденных оснований для отказа в целях объективного рассмотрения вопроса о проведении публичных торгов.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, установив совокупность оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения Администрации об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 29.04.2021 недействительным, правомерно удовлетворил заявленные требования.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В качестве восстановительной меры, судом первой инстанции избрано возложение обязанности на Администрацию повторно рассмотреть с учетом выводов суда по настоящему делу и в соответствии с действующим законодательством вопрос о проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных по адресам: <...> (школа № 67), конструкция № 1; <...> (школа № 67), конструкция № 2; <...> напротив дома № 150; г. Магнитогорск, пересечение ул. Советская и ул. Сталеваров, северная сторона.

С учетом фактических обстоятельств дела восстановительная мера избрана судом первой инстанции верно, отвечает предмету и характеру спора и направлена на устранение нарушения законных прав и интересов заявителя.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения, доводы проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2021 по делу № А76-17159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи Е.В. Бояршинова

П.Н. Киреев