ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А76-17370/2022 от 01.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4421/23

Екатеринбург

07 августа 2023 г.

Дело № А76-17370/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Беляевой Н.Г.,

судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Федюниной Е.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Керамист» (далее – общество «Керамист», заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 по делу № А76-17370/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по тому же делу.

Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра по Челябинской области, заинтересованное лицо) - Стукаленко С.Н. (доверенность от 20.01.2023).

Общество «Керамист» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра по Челябинской области, в котором просило:

1) признать противоправным требование регистрирующего органа об изготовлении и передаче в Управление Росреестра по Челябинской области технических планов взамен технических паспортов, изготовленных до 01.01.2013, которые не признаны Управлением Росреестра по Челябинской области как документы, имеющие юридическое значение (право) при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;

2) признать незаконными действие (бездействие) Управления Росреестра по Челябинской области об отказе в государственном кадастровом учете изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о планировке и площади помещений с кадастровыми номерами №74:36:0508010:226 и № 74:36:0508010:227, в соответствии с техническими паспортами от 23.08.2012;

3) обязать Управление Росреестра по Челябинской области осуществить внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о планировке и площади помещений с кадастровыми номерами №74:36:0508010:226 и № 74:36:0508010:227, в соответствии с техническими паспортами от 23.08.2012, без дополнительной оплаты государственной пошлины (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены областное государственное унитарное предприятие «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (далее – ОГУП «Обл.ЦТИ»), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Керамист», ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит проверить правильность применения судами указанных норм при вынесении обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции. Заявитель жалобы полагает необоснованными ссылки судов на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу № А76-2036/2013 Арбитражного суда Челябинской области, при вынесении которого были применены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, считает, что судами было допущено нарушение единообразия в толковании и применении норм права. По мнению общества «Керамист», с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 26, 46 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», к спорным правоотношениям подлежат применению нормы градостроительного законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Челябинской области просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.08.2010 по делу № А76-6695/2010 признано право собственности общества «Керамист» на нежилое помещение № 95 (мастерская) общей площадью 12,9 кв.м, этаж 4 (бывшее помещение № 31), нежилое помещение № 96 (офис, мастерская) общей площадью 53,2 кв.м., этаж 4 (бывшее помещение № 8, 8 а), нежилое помещение № 97 (офис) общей площадью 18 кв.м, этаж 4 (бывшее помещение № 9), расположенные по адресу: г. Челябинск ул. Васенко, д. 96.

Указанным судебным актом прекращены записи в ЕГРП о регистрации права собственности муниципального образования город Челябинск от 16.06.2008 № 74-74-01/165/2008-120, № 74-74-01/165/2008-121, № 74-74-01/165/2008-119

На нежилое помещение № 170 общей площадью 36 кв.м ОГУП «Обл.ЦТИ» изготовлен технический паспорт от 23.08.2012, на нежилое помещение № 171 общей площадью 35,3 кв.м ОГУП «Обл.ЦТИ» также изготовлен технический паспорт от 23.08.2012.

Впоследствии площадь нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227 уменьшилась с 53,3 кв.м до 36 кв.м, площадь помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:226 увеличилась с 18 кв.м до 35,3 кв.м. за счет помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227.

Согласно техническому заключению ОГУП «Обл.ЦТИ» от 09.07.2012 № 1835 в данных помещениях были проведены работы по внутренней перепланировке, вследствие чего изменилась площадь и конфигурация соответствующих нежилых помещений, перепланировка нежилого помещения соответствует действующим строительным нормам и правилам, не затрагивает и не влияет на конструктивные характеристики надежности и безопасности здания.

Воронин А.С., действующий в интересах общества «Керамист», 19.12.2012 обратился в кадастровую палату с заявлениями о постановке на кадастровый учет нежилого помещения № 170 (бывшее помещение № 96), нежилого помещения № 171 (бывшее помещение № 97), расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Васенко, 96. С заявлениями о постановке на кадастровый учет спорных объектов заявителем представлены технические планы помещений от 03.12.2012.

Решениями от 20.01.2013 № Ф7400/13-7724 и № Ф7400/13-7711 кадастровая палата отказала заявителю в осуществлении государственного учета, обосновав причину отказа тем, что согласно пункту 17 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577 (далее - Порядок осуществления государственного учета зданий), с заявлением о постановке на учет объектов учета, образуемых из объекта учета или объектов учета путем раздела или выдела доли в натуре, либо иного совершаемого при таком образовании действия с преобразуемым объектом учета или преобразуемыми объектами учета вправе обратиться только собственники преобразуемых объектов учета. Однако в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированном праве данного заявителя на объекты учета.

Кадастровая палата также указала на то, что право собственности общества «Керамист» на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 09.08.2010 по делу № А76- 6695/2010 о признании права собственности общества «Керамист» на нежилое помещение № 96 (офис, мастерская) общей площадью 53,2 кв. м и нежилое помещение № 97 (офис) общей площадью 18,0 кв. м, расположенных по адресу: Челябинская обл., ул. Васенко, 96, не зарегистрировано в ЕГРП в установленном действующим законодательством порядке, в соответствии с пунктом 17 Порядка осуществления государственного учета зданий, в связи с чем с заявлением о постановке на учет объектов учета обратилось ненадлежащее лицо.

Общество «Керамист», полагая, что указанные решения кадастровой палаты об отказе в осуществлении государственного учета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, обращалось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений от 20.01.2013 № Ф7400/13-7724 и № Ф7400/13-7711.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу № А76-2036/2013 в удовлетворении требований общества «Керамист» было отказано в полном объеме. Суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для постановки на кадастровый учет заявленных помещений. Судом апелляционной инстанции было установлено, что из выводов кадастрового инженера в технических планах в совокупности со сведениями, изложенными в техническом заключении от 09.07.2012 № 1835, следует образование новых помещений обществом «Керамист» в результате перепланировки в отсутствие доказательств легального производства работ по перепланировке помещений. Поскольку доказательств государственной регистрации права собственности на помещения № 96 и № 97 с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227 в материалы дела представлено не было, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что с заявлением о постановке на учет объектов обратилось ненадлежащее лицо.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2013 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу № А76-2036/2013 было оставлено без изменения.

Воронин А.С. от имени общества «Керамист» обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлениями от 11.10.2021 о государственной регистрации права собственности на помещение с кадастровым номером 74:36:0508010:226 площадью 18 кв.м и помещение с кадастровым номером 74:36:0508010:227 площадью 53,2 кв.м., расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96, пом. 96, 97. В качестве основания для осуществления регистрационных действий было представлено решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.08.2010 по делу № А76-6695/2010.

По результатам правовой экспертизы представленных документов была осуществлена государственная регистрация права собственности общества «Керамист».

Согласно выписке из ЕГРН от 17.11.2021 нежилое помещение – офис с кадастровым номером 74:36:0508010:226, площадью 18 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96, ком. 97, поставлено на кадастровый учет 09.12.2011, принадлежит на праве собственности обществу «Керамист».

Согласно выписке из ЕГРН от 17.11.2021 нежилое помещение с кадастровым номером 74:36:0508010:227, площадью 53,2 кв.м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96, ком. 96, поставлено на кадастровый учет 09.12.2011, принадлежит на праве собственности обществу «Керамист».

27.11.2021 Воронин А.С. от имени общества «Керамист» обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений в отношении помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96, пом. 96, 97. Вместе с заявлениями были представлены технические планы помещений от 04.11.2021 в отношении помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227, от 27.11.2021 в отношении помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:226. Заявитель просил изменить характеристики объектов недвижимости, а именно: сведения о планировке и площади помещения.

Согласно техническим планам от 24.11.2021 на нежилые помещения площадь нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227 уменьшилась с 53,3 кв.м до 36 кв.м, площадь помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:226 увеличилась с 18 кв.м до 35,3 кв.м. за счет помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227.

Уведомлением от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-50384275/2 было приостановлено, начиная с 07.12.2021, осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:226, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96, пом. 97, документы на который были представлены с заявлением от 27.11.2021 № КУВД-001/2021-50384275, в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

По аналогичным основаниям уведомлением № КУВД-001/2021- 50384397/2 от 07.12.2021 приостановлено, начиная с 07.12.2021, осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227.

Для устранения выявленных замечаний заявителю было предложено представить заявления о кадастровом учете вновь образованных помещений и регистрации права собственности, технический план, составленный для поставки на кадастровый учет образованных помещений, указав помещения с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227 в качестве исходных объектов, и уплатив государственную пошлину в размере
22 000 руб. за каждое помещение.

Уведомлениями от 12.01.2022 № КУВД-001/2021-50384275/3,
№ КУВД001/2021-50384397/3 Управление Росреестра по Челябинской области известило общество «Керамист» о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета в отношении помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226, 74:36:0508010:227.

Уведомлением от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-50384397/5 Управление Росреестра по Челябинской области отказало обществу «Керамист» в государственном кадастровом учете, на который обществом были представлены документы вместе с заявлением от 27.11.2021 КУВД-001/2021-50384397/5, в связи с истечением 09.03.2022 срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 07.12.2021 КУВД-001/2021-50384397/2 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 74:36:0508010:227, и неустранением приведенной(ых) в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственного кадастрового учета.

В уведомлении указано, что согласно представленному техническому плану от 24.11.2021 изменяется площадь и конфигурация помещения, в том числе в связи с исправлением ошибки. При этом согласно техническому заключению указанного технического плана работы по перепланировке подразумевают изменение границ помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226, 74:36:0508010:227, образование новых объектов недвижимости. Представленный технический план не содержит документов, подтверждающих, что при внесении в кадастр недвижимости планов помещений с кадастровыми номерами: 74:36:0508010:226, 74:36:0508010:227 была допущена реестровая ошибка. Технические паспорта от 23.12.2012 не подтверждают наличие реестровой ошибки в части конфигурации помещений, поскольку сведения о помещениях были внесены в кадастр недвижимости в 2011 году на основании технического паспорта от 24.12.2007, регистрация первичного права проведена в 2008 году. Изменение объекта, отраженное в техническом плане от 23.08.2012 свидетельствует не о реестровой ошибке, а о проведенной перепланировке помещении, влекущих изменение их параметров, в результате чего образовались 2 новых помещения. Данные изменения подлежали государственному кадастровому учету, согласно действующему в 2012 году законодательству. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета на основании представленных документов не представляется возможным.

По аналогичным основаниям уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-50384275/4 отказано в государственном кадастровом учете в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 74:36:0508010:227.

Общество «Керамист», полагая, что оспариваемые действия Управления Росреестра по Челябинской области не соответствует требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что из представленных документов не следует, что в отношении помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227 регистрирующим органом была допущена какая-либо техническая или реестровая ошибка. Суд установил, что конфигурация и площадь помещений изменились в результате перепланировки, в связи с чем оснований считать первоначально внесенные в кадастр недвижимости сведения о помещениях ошибочными не имеется, отметив, что сведения о помещениях площадью 35,3 кв.м. и 36 кв.м. могут быть внесены в ЕГРН на основании заявлений о постановке вновь образованных объектов на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, технического плана, составленного для постановки на кадастровый учет помещений, образованных из помещений с кадастровым номером 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227. При указанных обстоятельствах оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) заинтересованного лица незаконными.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В соответствии с положениями части 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости

Согласно статье 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2), технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении) (пункт 7.3 части 2).

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Частью 4 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрен перечень действий, которые осуществляет регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является уведомление заявителя о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В статье 26 Закона о регистрации приведены исчерпывающие основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе такие основания как не представление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 указанной статьи).

На основании статьи 27 Закон о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона о регистрации).

При исследовании обстоятельств настоящего дела и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено и материалами дела подтверждено, что фактически заявителем в регистрирующий органы поданы заявления об учете изменений в отношении помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227.

Вместе с тем судами правомерно принято во внимание, что данные помещения не являются ранее учтенными, образовались в результате перепланировки из ранее учтенных помещений с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227, права на которые были зарегистрированы в ЕГРН за обществом «Керамист» в установленном законом порядке, при этом в ЕГРН имеются не соответствующие реальности сведения о помещении с кадастровым номером 74:36:0508010:226 площадью 18 кв.м и помещении с кадастровым номером 74:36:0508010:227 площадью 53,2 кв.м., расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Васенко, д. 96,
пом. 96, 97.

Учитывая, что факт образования обществом «Керамист» новых помещений в результате перепланировки прежних за счет изменения конфигурации помещений, перераспределения площадей был установлен и отражен в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу № А76-2036/2013 Арбитражного суда Челябинской области, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о правомерности действий заинтересованного лица, запросившего у заявителя на основании пункта 7.3 части 2 статьи 14, статьи 41 Закона о регистрации заявления о кадастровом учете вновь образованных помещений и регистрации права собственности, технического плана, составленного для поставки на кадастровый учет образованных помещений, указав помещения с кадастровыми номерами 74:36:0508010:226 и 74:36:0508010:227 в качестве исходных объектов, и уплатив государственную пошлину в размере 22 000 руб. за каждое помещение, поскольку исходные помещения в той площади и конфигурации, которые отражены в ЕГРН, прекратили свое существование, в силу чего изменение характеристик объектов недвижимости посредством заявления о государственном кадастровом учете изменений в отношении помещений не представлялось возможным.

Принимая во внимание, что в установленный в уведомлениях от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-50384275/2, от 07.12.2021 № КУВД-001/2021-50384397/2 срок заявитель правомерные требования регистрирующего органа не исполнил, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод об обоснованности действий Управления Росреестра по Челябинской области по отказу заявителю в государственном кадастровом учете, о чем он был извещен уведомлениями от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-50384397/5, от 09.03.2022 № КУВД-001/2021-50384275/4, в связи с чем в отсутствие оснований для признания данных действий незаконными, нарушающими права и интересы заявителя, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для несогласия с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций по существу рассмотрения дела у суда округа не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Из содержания кассационной жалобы общества «Керамист» усматривается, что заявитель фактически просит суд кассационной инстанции проверить правильность применения судами норм материального права, ссылаясь на необоснованность ссылки судов на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу
№ А76-2036/2013 Арбитражного суда Челябинской области, при вынесении которого были применены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, а также указывая на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.

Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы оснований для вывода о неправильном применении судами норм материального права при рассмотрении настоящего дела у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку с учетом предмета и оснований заявленных требований при проверке соответствия действий Управления Росреестра по Челябинской области закону в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами правомерно применены нормы Закона о регистрации, действующего на момент принятия указанным лицом оспариваемых решений об отказе в государственном кадастровом учете изменений. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям сторон судами не применены.

У суда кассационной инстанции также не имеется оснований для признания необоснованной ссылки судов на вступившее в законную силу постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу № А76-2036/2013 Арбитражного суда Челябинской области, которым был установлен факт образования обществом «Керамист» новых помещений в результате перепланировки прежних за счет изменения конфигурации помещений, перераспределения площадей, имеющий правовое значение для рассмотрения настоящего дела.

В свою очередь ссылки заявителя кассационной жалобы на необходимость применения в рамках настоящего дела разъяснений, изложенных в пунктах 26, 46 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку данные разъяснения, касающиеся соответственно вопросов, возникающих при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку, а также об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, неприменимы при рассмотрении настоящего дела, предметом которого является проверка законности оспариваемых действий регистрирующего органа в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указание заявителя кассационной жалобы на иную судебную практику в обоснование своей позиции не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом предмета и оснований заявленных требований и установленных обстоятельств настоящего дела.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 % размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 3 000 руб.

Таким образом, размер государственной пошлины по кассационной жалобе в рассматриваемом случае составляет 1 500 руб.

Поскольку при подаче кассационной жалобы обществом «Керамист» по чек-ордеру от 12.05.2023 было уплачено 3000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2022 по делу № А76-17370/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Керамист» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Керамист» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чек-ордеру от 12.05.2023.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.Г. Беляева

Судьи А.А. Столяров

В.А. Купреенков